О новой концепции США и планах Турции по сирийскому конфликту

Центральное разведывательное управление (ЦРУ) США не подтверждает и не опровергает сведения о приостановке оказания военной помощи силам оппозиции Сирии, действующим на северо-западе этой арабской страны. «Можете сказать, что ЦРУ отказалось от комментариев», — заявил 21 февраля официальный представитель ведомства в Лэнгли. Таким образом он откликнулся на просьбу сообщить, есть ли у ЦРУ комментарии по поводу данных о временном прекращении предоставления военной помощи оппозиционным формированиям на северо-западе Сирии. Эти сведения распространило ранее в тот же день информационное агентство «Рейтер». Оно ссылалось как на источники в рядах сирийской оппозиции, так и на неназванных должностных лиц США. Программа якобы была заморожена после нападения на отряды оппозиции со стороны «радикальных исламских элементов», произошедшего в январе. Предполагается, что оказание военного содействия позже будет возобновлено. Одной из причин приостановки, как сообщалось, стала обеспокоенность Вашингтона перспективами попадания оружия, передаваемого т.н. «умеренной» оппозиции, в руки экстремистов. Как утверждается, временно приостановили не только поставки оружия и боеприпасов, выплату денежного довольствия оппозиции, но и военную подготовку ее отрядов. При этом схожая программа, реализуемая США на юге Сирии при поддержке Иордании, будто бы продолжает действовать. Насчет последнего утверждения не будем спорить, эти программы действительно продолжают работать. Другой вопрос, что боевики, которые прошли там курс обучения, похоже, начинают выходить из-под контроля собственно американских и британских инструкторов, и действуют по автономной схеме. По крайней мере, динамика боевой активности в последний месяц в районе Дераа на юге Сирии, там, где как раз и действуют означенные боевики, на эту мысль наталкивают. В данном случае американцы не платят жалование боевикам, как они это делают в случае с «Силами демократической Сирии» (СДС). Это делает Саудовская Аравия, которая еще и оплачивают весь тренировочный процесс.

Не согласимся в корне с тем, что американцы заморозили поставки оружия по причине опасения попадания его в руки исламистов. Этот момент их нисколько не смущал ранее, просто сейчас новый президент пожелал узнать общую и конкретную концепцию действий силовых американских ведомств на сирийском направлении. И только после того, как он ее одобрит, начнутся поставки оружия и экипировки тем силам, на которые собственно делается ставка. Этим и вызвана пауза в комментариях со стороны ЦРУ США, которые вынуждены заморозить все свои предыдущие программы. Но вот с поисками именно этой проамериканской силы «на земле» огромная проблема, поскольку такой силы нет. Курды (читай СДС) в данном случае не могут по многим причинам на такую общесирийскую силу претендовать. В этой ситуации любопытны утечки из Пентагона, где как раз и пытаются создать некую жизнеспособную концепцию. Уже определены приоритетные задачи. Это взятие Раки в Сирии и Мосула в Ираке, двух оплотов «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России), что должно играть, прежде всего, символичную роль. В этой связи вопрос стоит теперь об инструментах достижения этих целей. В Ираке более или менее все понятно — это национальные вооруженные силы, шиитская милиция и курдская пешмерга. В Сирии все более запутанно, и основным препятствием на этом направлении является позиция Анкары по вопросу участия курдов (а это основа СДС) в боях по освобождению Ракки. И более широко — неприятие Турцией факта поддержки со стороны американцев враждебного курдского сегмента у себя на границе. Исходя из этого, сейчас аналитики Пентагона и пытаются найти такую концепцию, которая бы с одной стороны — давала возможность США и в дальнейшем поддерживать сирийских курдов, а с другой — решить задачи по взятию Ракки с сохранением общего баланса интересов с Анкарой. При этом уже сейчас ясно, что в Пентагоне и ЦРУ США категорически отказываются принимать вариант Анкары по насыщению сил проамериканской коалиции боевиками из арабских протурецких групп, а также делают однозначный вывод о том, что самостоятельно набрать и подготовить достаточное количество арабских бойцов для того, чтобы использовать исключительно их в рамках наступления на Ракку, является делом малореальным.

В этой связи родилась новая концепция, которая на наш взгляд, отдает сильной маниловщиной, и вообще была вынесена на обсуждение по инициативе Турции. Вообще, есть серьезные сомнения в том, что она не является продуктом попыток нового руководства Пентагона подогнать существующие реалии под намерения президента Д.Трампа, который активно продвигает идею реанимации стратегического альянса с Саудовской Аравией и создания совместного фронта по борьбе с иранской экспансией. Эта концепция подразумевает создание блока вооруженных сил Турции и стран-членов ССАПГЗ для разгрома ИГ в Сирии и создания так называемых «зон безопасности». При финансировании этих проектов все теми же странами ССАПГЗ и воздушной поддержке со стороны США. Такой шаг, по оценке аналитиков Пентагона, позволяет не только решить генеральную задачу, но удовлетворить запросы Анкары в отношении усиления собственно арабского сегмента на севере Сирии. Вот именно эта идея создания «Объединенных арабских сил» обсуждалась во время двух последних по времени визитов в Турцию в феврале директора ЦРУ М.Помпео и начальника Объединенного комитета начальников штабов армии США Дж.Данфорда; последующего после этого визита турецких силовиков в Вашингтон; а также секретных консультаций турецкого премьер-министра Б.Йылдырима с вице-президентом США М.Пенсом во время Мюнехенской конференции по безопасности. Сам президент Турции Р.Т.Эрдоган поднимал этот вопрос во время своего визита в КСА, на Бахрейн и Катар. Отметим при этом, что турецкая сторона во многом сама инициировала обсуждение этого плана. При этом в рамках этого визита вопрос о направлении воинских контингентов этих стран в состав новой коалиции согласован не был. В какой-то степени эту инициативу поддержал только Катар. КСА и Бахрейн, которые завязли в собственных очень непростых ситуациях в Йемене и собственно на самом Бахрейне, от ясного ответа на предложение турецкого президента ушли. Как и от вопроса финансирования такой инициативы и будущего альянса. Причина очень банальная – Эр-Рияд тратит огромное количество средств на войну в Йемене. Плюс — вынужден финансировать программу подготовки сирийских боевиков в Иордании, а еще содержать и снабжать лояльную себе «Джебхат ан-Нусру» (ныне «Тахрир- аш-Шам», запрещена в России). Кроме того, в Эр-Рияде не совсем понимают перспективы именно последней группировки, которую они рассматривают как свою основную опору в Сирии, с точки зрения турецко-американской инициативы. Напомним, что и Вашингтон, и Анкара признают официально эту организацию, «как террористическую», и в общем-то обязаны с ней бороться. При этом императивом Анкары в данном случае остается главный тезис — усиление чисто арабского сегмента контингента, который будет брать Ракку, и в дальнейшем контролировать эту территорию под эгидой созданной там зоны безопасности. По убеждению аналитиков ЦРУ США, под эгидой реализации этой концепции Анкара старается придать своим неоосманским планам фактической оккупации части сирийской территории характер как раз «чисто арабского проекта». По нашему мнению, в данном случае «арабский компонент», по оценке Р.Т.Эрдогана, является единственной альтернативой «курдскому компоненту» в рамках турецкой экспансии. Очень любопытно, как преподал Р.Т.Эрдоган свою идею образования нового военного альянса во время визита в аравийские монархии. По его словам, этот альянс имеет своей промежуточной задачей разгром ИГ, а перманентной — сдерживание иранской экспансии. Отсюда и яркая антииранская риторика накануне визита в КСА и позиционирование тезиса о том, что «вопрос внутрисирйиского урегулирования должен решаться только в Женеве». То есть в формате, где доминируют просаудовские сирийские оппозиционеры.

По нашей оценке, то, что мы сейчас наблюдаем, является очередной попыткой Р.Т.Эрдогана добиться своих чисто националистических целей при чужом финансировании и под «зонтиком» некой международной поддержки. Турецкого президента снова «понесло». В словах Д.Трампа об «иранской угрозе и стратегическом союзе с КСА», а также в предложениях американских силовиков в отношении согласия «на усиление арабского компонента сил, которые будут штурмовать Раку» он увидел ясную перспективу «вытащить все каштаны из огня чужими руками». Конечно, он реалист и всерьез не рассчитывает «на боевой потенциал» Саудовской Аравии. Ему нужен символ и яркая «обертка» для реализации планов по установлению турецкого доминирования в стратегических районах Сирии. При этом полномасштабное военное присутствие солидных контингентов аравийцев на севере Сирии ему не нужно. Это потребует много времени на их переброску, да и плодить таким образом еще одну конкурентную силу Р.Т.Эрдоган не хочет. Он хочет эпизодического присутствия арабских военных, которые будут участвовать в штурме Ракки, а в действительности — просто финансирования из стран Залива своей новой идеи. Таким образом он, помимо всего, укрощает аппетиты США, и заставляет их минимизировать поддержку курдов с передислокацией их в строго отведенные им районы на границе с Турцией. Остается, правда, еще позиция Москвы, Тегерана и Дамаска, которые, безусловно, не будут приветствовать размещение саудовских и катарских контингентов на сирийской территории. Но вспомним слова Д.Трампа о том, что «мы предложим русским сделку по борьбе с ИГ и снижению экономического давления», и, в общем-то, становятся понятными основные контуры таких предложений. Отметим и позицию ЦРУ США, вернее, ту часть его среднего звена, которое непосредственно анализирует ситуацию в Сирии. По их оценкам, реализация такого плана может только активизировать гражданскую войну в Сирии. Но с другой стороны, даже несмотря на это и остающееся в Пентагоне и Лэнгли твердое убеждение в том, что Р.Т.Эрдоган мнит себя новым «султаном», они отмечают, что такой сценарий позволяет США добиться главной цели — взятия Ракки под эгидой именно Вашингтона, который возглавит эту новую коалицию, а также самым серьезным образом укрепит в регионе влияние Турции, как члена НАТО, что отвечает интересам американской политики. По оценке американских военных, в случае, если коллективные усилия Вашингтона и Анкары по убеждению Эр-Рияда принять участие в этой операции увенчаются успехом, то начало переброски саудовского и катарского «ограниченного контингента» можно будет ожидать уже через несколько недель. По крайней мере, американские ВВС готовы это осуществить. При реализации этого сценария опять же сохраняется влияние американцев на курдов, и воочию реализуется новая концепция Д.Трампа по реанимации стратегического регионального сотрудничества с аравийскими монархиями.

Но при разработке этой концепции в Пентагоне, представляется, абсолютно не учитывались факторы растущего регионального соперничества Саудовской Аравии и Турции, которое базируются как раз на стремлении доминировать в Сирии. В этой связи нынешний план Р.Т.Эрдогана надо рассматривать больше, как тактический маневр для решения своих собственных задач. Кстати, в Пентагоне придерживаются такой же оценке. Там полагают, что конкурентная вооруженная борьба за лидерство между просаудовскими и протурецкими группами в Сирии будет только нарастать, несмотря даже на возможность реализации новой концепции по созданию альянса в том или ином его исполнении. Ну и, конечно, Москва и Тегеран на такую комбинацию не пойдут. По крайней мере, в рамках создания какой-то коалиции «арабских сил». «Интернационализция и арабизация» сирийского кризиса безусловно российским интересам не отвечают. Основной задачей Москвы в данном случае (про Иран говорить вообще излишне) является не усиление саудовского присутствия в Сирии, а его безусловная минимизации. В том числе и путем разгрома основной просаудовской военной силы в лице «Джебгат ан-Нусра», как бы он не называлась.

52.27MB | MySQL:103 | 0,456sec