Внутриполитическая обстановка в Ливане в связи с продлением срока президентства Э.Лахуда

В ноябре 2004 года должен был закончиться срок правления президента Ливана Э.Лахуда, пришедшего к власти 24 ноября 1998 года. По конституции Ливанской Республики, президент избирается Палатой депутатов сроком на шесть лет с правом переизбрания не раньше, чем по истечении 6 лет со времени его предыдущего пребывания у власти.[1]

Как известно, президент Лахуд пришел к власти при поддержке Сирии, которую новый кандидат устраивал во всех отношениях: как бывший военный он мог завоевать расположение христианской общины, он вполне устраивал американцев, и наконец, он в значительной степени зависел от сирийских властей.[2]

Новый президент пользовался популярностью среди христианского населения Ливана и получил одобрение со стороны маронитского патриарха Б.Сфейра.[3]

Терять очки новый президент начал в тот момент, когда стало очевидно, что новый режим стал ничем иным, как проводником интересов Дамаска. Одновременно Э.Лахуд начал жесткую борьбу против оппозиции, в первую очередь —  антисирийской. Президент окончательно лишился поддержки маронитской общины, когда стало ясно, что он не намерен добиваться полного вывода из страны сирийских войск.[4] В то же время репрессивной политикой и постоянными разногласиями с Премьером Р.Харири он разрушал свою былую популярность и по стране в целом.

В настоящий момент ливанское общество стоит перед свершившимся фактом – 3 сентября ливанский парламент проголосовал за принятие поправки, позволяющей президенту Э.Лахуду оставаться на своем посту еще три года. Ни для кого не секрет, что подобное решение было принято под давлением и при непосредственной поддержке Сирии.[5] В результате страна оказалась в серьезном политическом кризисе, который сопровождается как расколом общества внутри страны, так и попытками оказать на нее давление извне.

2 сентября 2004 Совет безопасности ООН, принял резолюцию 1559, выражающую поддержку «свободному и честному процессу президентских выборов в Ливане без иностранного вмешательства или влияния».[6] Разумеется, принятие документа, предложенного США и Францией, является выпадом против Сирии, чье активное участие во внутренней политике Ливана дает повод в той же резолюции потребовать и вывода из страны всех «иностранных сил» и разоружения всех «ливанских и не ливанских полувоенных формирований». Тем не менее, и Ливан, и Дамаск фактически проигнорировали резолюцию, что, по данным из штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке, в будущем может грозить международными санкциями обеим странам.[7]

Внутри Ливана наблюдается раскол, в том числе и внутри отдельных религиозных общин. Так, 1 сентября Совет маронитских архиепископов обвинил Сирию в том, что она «обращается с Ливаном как с собственной провинцией», что именно она виновна во всех бедах страны с 1976 г., и в очередной раз призвал сирийцев вывести войска.[8] Светское направление оппозиционеров представлено действующим с 2001 г. блоком «Корнет Шехван». В него вошли преимущественно маронитские политики из таких организаций, как «Свободное патриотическое движение» М.Ауна, «Ливанские силы», «Национальная либеральная партия», «Реформаторское движение Катаиб» А.Жмаеля, «Партия демократического обновления». Их главным аргументом против конституционной поправки о продлении президентских полномочий Э.Лахуда стало то, что, принимая с подачи сирийцев этот документ, «Ливан поступает вопреки международной легитимности и идет на конфликт с ООН».[9]

Вместе с тем, продление срока Э.Лахуда поддерживается целым рядом политических и религиозных организаций. Так, ряд традиционно проправительственных партий направили меморандум Генсеку ООН, где охарактеризовали данную поправку как «общенациональное демократическое решение»[10]. Среди них — шиитские организации «Амаль» и «Хизбалла», а также преимущественно православная «Сирийская национал-социальная партия» (СНСП) и «фалангисты» во главе с К.Пакраддуни (основное крыло партии «аль-Катаиб аль-Любнанийя»). В поддержку Лахуда высказался и Верховный муфтий Ливана Шейх Мухаммед Рашид Каббани, который в ответ на декларацию маронитского духовенства указал на важный вклад Сирии в дело безопасности, единения и развития Ливана. В очередной раз обозначились и противоречия в друзской общине. В то время как наиболее влиятельный представитель общины, лидер «Прогрессивной социалистической партии» (ПСП) В.Джумблат официально выступил против принятия поправки, а три члена ПСП уже покинули в знак протеста Кабинет министров,[11] государственный министр Т.Арслан, представитель традиционно противостоящего Джумблатам клана Арсланов, призвал ливанцев «сплотиться вокруг Сирии и объединить усилия для противодействия угрозам США».[12]

Острота сложившейся ситуации заключается в том, что страна в очередной раз оказывается расколота фактически по религиозному признаку (официальная партия «Катаиб» во главе с К.Пакраддуни, не смотря на взгляды своего высшего руководства, в критический момент вряд ли сможет оказать большее влияние на общину, чем церковь и общие настроения в рядах маронитов; СНСП, особенно ее православные члены, да и православная община в целом, с конца 60-х гг. прошлого века выступает вместе с левыми силами и мусульманскими организациями, а также очень лояльно относится к сирийской политике), что чревато более серьезной конфронтацией.

В этой ситуации, по мнению многих наблюдателей, исключительно важна позиция действующего Премьера Р.Харири, возможное назначение которого на пост главы Кабинета министров сможет несколько охладить ситуацию внутри страны и смягчить давление извне. В принципе, он поддержал продление срока Э.Лахуда, однако в своем интервью газете «ас-Сафир» заявил о нежелании занимать пост Премьера после окончания шестилетнего срока президентства Э.Лахуда.[13]

Кроме высших эшелонов власти, брожение наблюдается и в среде интеллигенции, и «на улице». Так, с петицией, призывающей «защитить Республику и Конституцию», выступили более 70 ливанских интеллектуалов и общественных  деятелей. «Реформаторское движение Катаиб» также развернуло аналогичную кампанию и с этой целью провело в начале сентября крупный митинг в Ашрафийи.[14]

С учетом вышесказанного можно оценить реальный расклад сил в борьбе за продление президентства Э.Лахуда на настоящий момент. В первую очередь стоит обратить внимание на итоги голосования в Парламенте, где сторонники Э.Лахуда одержали победу, набрав 96 голосов из 128 и значительно превзойдя необходимый минимум в 85 голосов. Не стоит сбрасывать со счетов и то, что президент пользуется безоговорочной поддержкой почти половины Кабинета министров, а также некоторых влиятельных политических деятелей, не представленных в действующем руководстве страны. Прочность позиций Э.Лахуда подтверждается и тем, что он получил одобрение на продление своих полномочий уже после и вопреки принятию Совбезом резолюции 1559, призывающей провести выборы в соответствии со стандартной конституционной процедурой. Немаловажен и тот факт, что в общей сложности проправительственные партии обладают гораздо большей народной поддержкой (и, если на то пошло, собственными вооруженными формированиями – «Хизбалла»), чем их маронитские противники, которые, в свою очередь, весьма популярны в среде ливанских эмигрантов. В этой связи весьма символичной стала проведенная в Баабде 6 сентября пятичасовая встреча президента с несколькими десятками тысяч его сторонников, во время которой он призвал к диалогу с политическими противниками.[15]

Тем не менее, ситуация вокруг Э.Лахуда достигла максимального накала и говорить о развязке еще рано. Крупные политические и религиозные деятели пока не выходят за рамки обмена громкими заявлениями. Благоприятный исход весьма вероятен в том случае, если удастся избежать какого-либо вмешательства извне (которое может стать катализатором дестабилизации обстановки) и Р.Харири согласится сохранить за собой премьерство. Однако и здесь неизбежны серьезные трения в связи с формированием нового Кабинета министров, которого, судя по динамике развития событий, уже не избежать.

 


[1] Конституция Ливанской Республики, статья 49.

[2] Dossier: Emile Lahoud //Middle East intelligence bulletin, Vol. 3, No. 11., November 2001.

[3] Dossier: Emile Lahoud //Middle East intelligence bulletin, Vol. 3, No. 11., November 2001.

[4] Dossier: Emile Lahoud //Middle East intelligence bulletin, Vol. 3, No. 11., November 2001.

[5] www.lebanonwire.com — Lebanon wire, 01.09.2004.

[6] РИА «Новости», 03.09.2004.

[7] www.lebanonwire.com — Lebanon wire, 04.09.2004.

[8] www.lebanonwire.com — Lebanon wire, 02.09.2004.

[9] www.naharnet.com – Naharnet, 06.09.04.

[10] Country divided by Lahoud extension // The Daily Star, 03.09.2004.

[11] www.fortwayne.com – Fort Wayne com, 06.09.2004.

[12] Country divided by Lahoud extension // The Daily Star, 03.09.2004.

[13] http://www.rhariri.com/PressOffice2.asp — Prime Minister Rafic Hariri, the official web site.

[14] http://www.al-kataeb.org/ — аль-Харакя аль-ислахыйа аль-катаибийя.

[15] Thousands congratulate Lahoud // The Daily Star, 06.09.2004

42.49MB | MySQL:92 | 0,952sec