О ситуации в Марокко /август 2004г./

Главное событие августа, связанное с Марокко, произошло не на территории этой североафриканской страны, а по соседству, в Испании. В ночь с 3 на 4 августа марокканец Хишам Мандари, проходящий по нескольким «громким» делам о мошенничестве, был найден мертвым в паркинге городка Фуэнхирола близ Малаги на юге Испании. Скандально известный марокканец умер в результате выстрела в голову. Это убийство стразу же вызвало многочисленные отклики как в самом Марокко, так и за его пределами. Марокканская пресса сразу же выступила с утверждениями, что убийство Мандари носит сугубо криминальный характер. Европейские СМИ тут же увидели в нем политический оттенок.

Смерть в Испании обвиняемого в мошенничестве в особо крупных размерах Мандари результат конфликта между ним и его подельниками. Это основная из представленных марокканской прессой версий гибели скандально известного проходимца. Как отмечала Газетт дю Марок , естественно, когда дело кончается смертью, если иметь отношения с ворами и грязными деньгами . Со своей стороны Ожурдуи ле Марок писала, что расследование дела о смерти Мандари, занимавшегося финансовым мошенничеством , представляется чрезвычайно сложным в связи с многочисленностью весьма сомнительных знакомств, которые покойный поддерживал в криминальных кругах . Газета скромно умалчивает, кого она относит к этим кругам, хотя это самое интересное во всей истории с Мандари.

К интересному и многозначительному выводу пришла газета Экономист : Даже если марокканские спецслужбы не при чем в этом деле, именно о них как об ответственных /за уничтожение Мандари/ подумает марокканское общественное мнение .

Таинственная и запутанная история с Мандари получила огласку еще в июне 1999 года. Тогда марокканец опубликовал в «Вашингтон пост» на правах рекламы открытое письмо ныне покойному королю Хасану П, в котором пригрозил сделать достоянием гласности некую информацию, которая могла нанести вред имиджу монарха. При этом Мандари представлялся как бывший финансовый советник короля. Месяц спустя Хасан П скончался.

Тогда же выяснилось, что во Франции с 1998 года велось расследование о причастности Мандари к делу о перевозке фальшивых динаров Бахрейна на сумму около 350 млн евро. Кроме того, там же, во Франции, против Мандари было возбуждено дело о «ложном представлении личности». Оно возникло в связи с тем, что не так давно Мандари представился жандармам как якобы «брат короля».

19 сентября 2003 года последовало новое обвинение в адрес Мандари, на этот раз — в шантаже. Иск был предъявлен президентом Марокканского банка внешней торговли Османом Бенджеллуном в связи с тем, что в свое время Мандари заявил следователям, что этот финансист якобы предложил ему мировую в обмен на прекращение публичных заявлений, касающихся марокканских властей. По этому делу его даже на время взяли под стражу, однако несколько недель назад освободили.

Незадолго до смерти Мандари марокканский еженедельник «Журналь эбдомадэр» /ЖЭ/ опубликовал большую статью про этого человека. В ней, в частности, приводилось высказывание некоего лица из окружения Мандари, согласно которому марокканец сумел ускользнуть из рук французского правосудия, поскольку он якобы «располагает документами, которые могут нанести вред иностранным фигурам, и эти документы являются его страховым полюсом и одновременно — его оружием массового поражения».

Про Мандари известно, что он родился в Рабате. Как пишет ЖЭ, в возрасте 19 лет он очень «выгодно» женился. Его супругой стала Хайят Филали, представительница известной в Марокко семьи дипломатов и финансовых воротил. Одно время ему покровительствовал шеф Службы национальной безопасности Хафид Бенхашем. По-видимому, не без участия последнего, он попал во дворец, где оказался в «команде» шефа безопасности Мохаммеда Медиури. На этом месте Мандари время от времени сопровождал монарха в его африканских турне, занимался безопасностью африканских руководителей. В Рабате вокруг Мандари то и дело вспыхивали скандалы, связанные с его «амурными» делами в высшем обществе. Однако всякий раз ему удавалось выходить «сухим из воды». Тем не менее уже тогда его поведение вызвало недовольство у некоторых «сильных мира сего», особенно после того, как он в ресторанной ссоре прибегнул к угрозе личным служебным оружием.

Все похождения не повлияли на его новое назначение — Мандари стал порученцем по особым делам, выполняя которые он познакомился с рядом высокопоставленных персон за границей. В окружении монарха ему покровительствовала некая Фарида Шеркауи, распорядительница повседневными расходами дворца. По версии ЖЭ, когда после очередного медосвидетельствования стало ясно, что дни Хасана П сочтены, парочка, понимая, что покинет дворец вместе с его хозяином, решила заработать по максимуму. Они крали наличные деньги и банковские чеки, подписанные королем. По оценке ЖЭ, Мандари и Шеркауи совершили самое громкое ограбление в истории современного Марокко, после чего первый предпочел скрыться из страны с тем, чтобы закончить свой путь близ Малаги. В целом, вся история с Мандари представляется весьма опасной для режима, поскольку дает наглядное представление о нравах и нормах поведения в высшем обществе Марокко.

В августе несколько событий произошли на антитеррористическом фронте . 2 августа стало известно, что США передали Марокко пятерых подданных королевства, задержанных в ходе антитеррористической операции в Афганистане и содержавшихся на базе в Гуантанамо /остров Куба/. Как было объявлено в официальном коммюнике, передача исламистов осуществлена «в рамках международного сотрудничества в борьбе с терроризмом». Среди переданных — некий Абдалла Табарек, который, по некоторым сведениям, был близким сподвижником и личным телохранителем Усамы бен Ладена.

По данным прессы, на базе в Гуантанамо содержались 17 марокканцев.

Марокканцы — участники группировок религиозных экстремистов — оставили свои следы в нескольких громких терактах последнего времени, в частности, в атаке против США 11 сентября 2001 года и взрывах на вокзале в Мадриде 11 марта с.г. За год, прошедший после терактов 16 мая 2003 г в Касабланке, марокканские суды выдвинули обвинения в отношении 2112 исламистов и вынесли 17 смертных приговоров.

В начале августа стало известно, что в районе марокканского города Танжер, на севере королевства, участились вооруженные вылазки исламистов против военнослужащих. Как сообщила марокканская газета «Аль-Ахдат аль-магрибия», 3 августа был найдет убитым солдат, несший службу на береговом посту в районе населенного пункта Эль-Манар. Двумя днями ранее в том же месте двое солдат в столкновении с неизвестными получили ножевые ранения. Нападавшие забрали у военных их личное оружие.

Марокканские спецслужбы ведут расследование этих двух инцидентов. Как известно, в районе Танжера активно действуют несколько ячеек из состава радикальных группировок «Ас-Салафия аль-джихадия» и «Воюющей исламской группы — марокканской». Обе эти группировки близки к «Аль-Каиде». В соседней Испании после терактов 11 марта в Мадриде были арестованы несколько марокканцев, главным образом уроженцев Танжера.

Важнейшим событием в сфере внешней политики стало объявленное 2 августа решение Марокко аннулировать визовый режим для граждан Алжира, желающих посетить королевство. Это решение было принято по указанию короля Мохаммеда У1.

Визовый режим для граждан Алжира был введен марокканскими властями в 1994 году сразу после того, как группа экстремистов совершила теракт против иностранных туристов в одном из отелей города Марракеш. Алжир немедленно также ввел визовый режим для марокканцев. Формально обе страны являются участниками Союза Арабского Магриба, одной из целей учреждения которого было упрощение перемещений людей между странами региона.

Аннулирование визового режима для алжирцев последовало несколько часов спустя после того, как в обращении к нации король Мохаммед У1 заявил о решимости придать «новый импульс» отношениям с соседними странами, «и, в частности, с братским Алжиром».

В отношениях между Марокко и Алжиром есть несколько серьезных проблем. В частности, на территории АНДР базируется Фронт ПОЛИСАРИО, добивающийся независимости Западной Сахары. Марокко считает сахарские районы частью своей территории.

В начале августа в Марокко было объявлено, что на 20 проц выросло число туристов, посетивших страну в первом полугодии 2004 года по сравнению с аналогичным периодом 2003 года.

Как сообщило министерство туризма королевства, за указанный период страна приняла 1,92 млн гостей. Год назад аналогичный показатель составил 1,6 млн человек. Такой важный показатель работы туристической отрасли, как число проведенных зарубежными визитерами суток на марокканской земле, вырос на 14 проц и составил 6 млн.

В наибольшей степени вырос поток туристов из Испании /на 38 проц/ и США /на 32 проц/. Но в абсолютных цифрах наибольшей популярностью Марокко пользуется среди французов. Эта страна только в первые четыре месяца 2004 года направила в королевство около 376 тыс человек. По-прежнему наибольшей популярностью среди туристов пользуются два т.н. имперских города страны — Марракеш и Фес.

В 2003 году Марокко приняло 4,55 млн туристов и получило за их счет около 3 млрд евро доходов. Туризм наряду с экспортом фосфатов и финансовыми трансфертами марокканцев, проживающих за границей, остается одной из основных статей поступления валюты в страну.

62.85MB | MySQL:102 | 0,736sec