Обзор отчёта SETAV, посвященного месту СПГ в мировой торговле. Часть 16

Продолжаем рассмотрение Отчета турецкого Фонда политических, экономических и социологических исследований (SETAV) под заголовком «Место сжиженного природного газа (СПГ) в мировой энергетической торговле» и анализируем ключевой раздел документа под заголовком «Выводы и предложения» в части, уже непосредственно касающейся Турции.

Продолжаем перечислять выводы в том виде, как их сформулировали авторы документа:

  • Турция должна выйти за рамки трубопроводных поставок газа со многих точек зрения, включая диверсификацию источников поставок, планов по созданию в стране центра торговли природным газом, и если смотреть шире – то становлению в качестве одной из «центральных стран в энергетике».
  • Турция, располагающая 4 трубопроводными входами по поставкам природного газа, а также 2 регазификационными терминалами, должна наращивать число «точек» входа и выхода, а также сформировать прозрачный либеральный рынок торговли природным газом. (с учётом того, что этот тезис повторяется авторами документа раз за разом, следует признать, что те меры, которые были вплоть до настоящего времени предприняты турецким руководством, включая передачу отдельных контрактов со стороны «Боташа» в пользу частного бизнеса, не считаются достаточными – отсюда и следующий тезис).
  • Согласно замечанию авторов документа число компаний – участниц рынка должно увеличиться. Это должно делаться на базе Закона о рынке природного газа, принятого в далеком 2001 году, который, в частности, предусматривает уменьшение полномочий турецкой трубопроводной компании «Боташ» с передачей их в руки «свободного рынка», разумеется, при наличии регулирующего ведомства. Должно поощряться строительство частным сектором новых терминалов по регазификации СПГ, а также обеспечиваться механизм по выходу на рынок третьих сторон. (то есть, предлагается тот же подход, что был реализован на рынке электроэнергетики, где основная доля инвестиций последних лет приходится на частный сектор; впрочем, здесь есть целый ряд подводных камней, заключающихся в том, что частный сектор Турции и так перекредитован, кредитные рейтинги Турции в международных рейтинговых агентствах просели, а изрядно потерявшая в весе турецкая лира лишает частный сектор стимула брать кредиты в зарубежной валюте).
  • Критическое значение для страны имеет сооружение новых газовых хранилищ. При этом в расчёт должна приниматься очевидно недостаточная в масштабах страны мощность газохранилища «Силиври» — 2,8 млрд куб. м.
  • Рост объемов поступающего в страну газа, в том числе через Трансанатолийский трубопровод (ТАНАП), а также СПГ, закупаемого на спотовых рынках, опять приводит авторов документа к мысли о необходимости наращивать мощность газовых хранилищ страны. Весьма продолжительный срок реализации проекта «Солёное озеро» наводит авторов на мысль о необходимости в последующих проектах заметно ускориться.
  • Передача газохранилища «Силиври» в руки трубопроводной компании «Боташ», с одной стороны, имея положительный эффект в плане централизации хранения-распределения-торговли в одних руках, с другой заметным образом противоречит принципам свободного рынка, предусматривающим необходимость децентрализации и разделения видов деятельности и полномочий.
  • Как указывают авторы документа, Министерство энергетики должно увеличить поддержку строительства новых терминалов для хранения газа, имея в виду стратегическую цель по увеличению их суммарной мощности по крайней мере до 10% ежегодных объемов потребления. В этой связи, как не без едкости замечают авторы, новые проекты строительства плавучих терминалов, которые вышли на повестку дня после «самолётного кризиса» с Россией, как известно, продвигались Советом по регулированию энергетического рынка Турции, ещё начиная с 2012 года. Отсюда следует и сформулированный авторами вывод о том, что подобными инвестициями надо заниматься в штатном режиме, а не после того, как разразится очередной экономический или же политический кризис.
  • В ожидании второго «большого взрыва» на рынке предложения СПГ (напомним, речь идет о выходе на рынок США, об активизации Австралии и об упёртом Катаре, который не пожелает сдавать свои позиции), в Турции потребуется рабочая группа по СПГ и кадровый резерв, который будет готовить для перспективных проектов технико-экономические обоснования будущих инвестиций, определять географическое расположение площадок, выделяемых под строительство, а также заниматься регулированием эксплуатации введенных в строй объектов. Также упомянутая группа будет участвовать в деятельности по исследованию «альтернативных стран» (очевидно, имеются в виду страны – потенциальные поставщики газа в Турцию), а также с учетом тенденций, наблюдающихся на рынке, сообщать свои предложения по контактам на закупку СПГ, включая моменты, связанные с их сроками и ценообразованием.
  • В ходе предыдущего Мирового энергетического конгресса, который состоялся в период с 9 по 13 октября 2016 года в Стамбуле, немало говорилось о важности развития в стране СПГ индустрии, чему было даже посвящено отдельное заседание. И много говорилось о том, что Турция, которая находится на пути к тому, чтобы стать энергетическим центром должна активизировать свои инвестиции в СПГ отрасль, а также о прочих шагах на пути в заявленной цели (напомним, что Конгресс стал подлинно «мировым» по сути, а не по названию, лишь после того, как его посетил президент Российской Федерации Владимир Путин, до тех пор годами это было довольно рядовое мероприятие не имеющего заметного международного измерения. И, вообще, ничего кроме пустопорожних разговоров на подобных мероприятиях, за редчайшим исключением, не происходит – если что-то и подписывается, вроде того же «Турецкого потока», то чисто с ритуальной точки зрения).

Подводя черту необходимо отметить, что в Турции произносятся правильные и разумные слова относительно энергетической безопасности и необходимости диверсифицировать свои источники поставок энергоносителей из-за рубежа. Однако, проблема для турок заключается в узком пространстве для маневра: как в плане незаконтрактованных объемов газа, так и в финансовом плане – с точки зрения огромных инвестиций, которые нужны на развитие СПГ – инфраструктуры при отсутствии, по большому счёту и того и другого.

52.18MB | MySQL:103 | 0,475sec