О протестной активности в Алжире

Несмотря на подавление январских выступлений оппозиции, уровень протестной активности в АНДР продолжается оставаться очень высоким. Так, на фоне наблюдаемых демонстраций торговцев, студентов, безработных и представителей национальных меньшинств в различных частях страны к ним все чаще прибавляются присоединяются, казалось бы, лояльные правящему режиму категории населения.

Например, властям по-прежнему не удается найти общий язык с бывшими силовиками, прежде всего военными, требующими увеличения для себя и членов своих семей социальных гарантий.

Речь в данном случае идет и о предоставлении положенных им по закону выплатах по инвалидности и утрате здоровья, получение которых стало основанием для их увольнения со службы. Несоблюдение соответствующих положений алжирского законодательства приводит лишь к усилению протестной активности бывших защитников страны.

Примечательно, что среди таких протестующих доминируют бывшие участники борьбы в «черное десятилетие» 1990-х гг. против радикальных исламистов, получивших своих увечья в боях с ними.

Особое негодование бывших борцов «с зеленой опасностью» вызывает тот факт, что согласно внедренной президентом Абдельазизом Бутефликой программе национального примирения их противники, бывшие джихадисты, с которыми они сражались не на жизнь, а на смерть, имеют гораздо больше привилегий и льгот за то, что они сложили оружие.

В таких условиях военные инвалиды призывают расширить список статей, по которым назначаются пенсии по утрате здоровья, поскольку многие из них были уволены по заболеваниям, непосредственно не связанным с получением ими боевых ранений на службе.

В связи с этим они требуют юридического закрепления соответствующих положений законом, а также распространения соответствующих льгот по утрате кормильца или потери им трудоспособности на их жен и детей.

Однако пока руководство Центра социальных дел Министерства национальной обороны (DND) страны, как и в целом власти, остаются глухими к их просьбам и требованиям, что наглядно продемонстрировали последние события.

Однако если раньше власти предпочитали их не трогать и в большинстве случаев молчаливо смотрели на их сугубо мирные протесты в отличие от подавления всех остальных, то на этот раз, с 20 февраля, жестокими разгонами, избиениями и задержаниями военных инвалидов они приравняли их к остальным нелояльным категориям собственного населения.

Примечательно, что сами протестующие военные инвалиды отдавали себе отчет в нежелании властей удовлетворить их просьбы и изначально заручились поддержкой СМИ – их акции проводились возле офисов соответствующих редакций и после уведомления журналистов о намерении выйти на улицы с требованиями к власти защитить своих же защитников.

В результате алжирские газетчики широко растиражировали факты массового насилия со стороны властей над увечными солдатами и офицерами.

Разумеется, не только в военной среде, но и среди простых граждан в связи с этим выражается удивление и негодование.

Примечательно, что сами представители Минобороны поспешили аккуратно переложить ответственность на вышестоящие центральные, а также местные власти.

По его данным, из 74940 запросов на получение пенсий по инвалидности были удовлетворены после получения соответствующих медицинских заключений 68739 запросов.

Однако при этом представители военного ведомства отмечают, что почти половина из претендентов на это (32261 человек) согласно положениям закона должны получать соответствующие выплаты из различных региональных отделений пенсионного обеспечения военнослужащих, в которых они обязаны дополнительно заручиться решениями медицинской экспертизы.

И вот тут-то и происходят многочисленные случаи, когда бывшие воины наталкиваются на глухую бюрократическую стену и подчас получение необходимых пенсионных документов сопряжено с коррупцией.

Что же касается причин применения силы в отношении военных инвалидов, то руководство МВД мотивировало это выполнением поступившего «сверху» приказа, «чтобы не допустить дальнейшего обострения обстановки, поскольку к отставникам стали присоединяться простые прохожие, что создавало риск утраты контроля над ситуацией».

Как бы там ни было, подобное поведение алжирских властей наглядно демонстрирует всё большую утрату ими чувства реальности.

Отчасти понять их мотивы, когда они применяют силу против прочих категорий собственного населения можно. Но когда речь идет о насилиях над их вчерашними защитниками, выброшенными на улицу после верной службы этому самому режиму, возникают все новые вопросы относительно адекватности его представителей.

Нехваткой средств в казне это явно не объяснить. Следует заметить, что общая сумма, которую просят армейские инвалиды, составляет менее 150 млн евро в год. Для страны, чьи сбережения намного превышают 100 млрд евро, это были бы практически неощутимые расходы.

Во всяком случае, издержки от такого обращения со своими бывшими защитниками намного выше, чем столь незначительные материальные расходы, тем более, что ропот относительно таких действий прокатился не только среди отставников, но и среди действующих солдат и офицеров.

Возникает вопрос: сохранят или они лояльность властям в случае возникновения очередного политического кризиса и будут ли исполнять их приказы и как в «час Х»?

Он становится еще более актуальным в связи с уже отмечавшимися в конце 2015 года фактами массового недовольства среди жандармов и полицейских, многие из которых участвовали тогда в «марше протеста» на столицу страны, и которые тоже явно не испытывают восторга относительно исполнения ими карательной миссии в отношении бывших военных.

52.18MB | MySQL:103 | 0,361sec