О нелегальной торговле нефтью и нефтепродуктами в странах Ближнего Востока и Северной Африки

В последнее время вопрос нелегальной торговли нефти чаще всего обсуждали в привязке к деятельности запрещенной в России группировки «Исламское государство». Однако на Ближнем  Востоке и Северной Африке схемы нелегальной торговли углеводородами сложились уже давно. Их развитию способствовало как неравномерное распределение ценных ресурсов по территории региона, так и различия в политико-экономических условиях, сложившихся в разных странах.

Причины и объемы

Основными факторами, создающими условия для процветания контрабанды нефтепродуктов, являются: ценовая разница на топливо в соседних странах, политическая нестабильность, разница в курсах валют, слабый пограничный контроль; в случае с нефтью, нелегальные поставки наиболее часты между соседними странами, обладающими разным объемом ресурсов, а также в ситуациях, когда искусственно созданные препятствия стоят на пути без того выгодных экономически маршруты.

О том, какие объемы сырья и топлива проходят через «серый» рынок, не берутся подсчитать даже крупные международные организации. Как показал недавний случай, когда в иракской Басре выявили хищения порядка 300 тыс. барр. нефти в день (а точнее, их нелегальной продажи), подсчитывать объемы нелегального сырья с большей или меньшей долей вероятности практически невозможно.

Несмотря на отсутствие точных цифр, мировым лидером по контрабанде «черного золота» по мнению большинства специалистов является Нигерия. О нелегальной продаже сырья из нефтедобывающего штата Дельта в этой стране написано большое количество отчетов и исследований. По некоторым подсчетам, в Нигерии до 30% всех нефтепродуктов нелегально экспортируется в соседние страны.

В интересующем нас регионе Ближнего Востока и Северной Африки потоки нелегальной нефти традиционно выходили на «серый» рынок из Ирана (в силу его постоянного нахождения под различными международными санкциями), Ирака (как в период программы «Нефть в обмен на продовольствие» во времена правления Саддама Хусейна, так и в послевоенное время), Ливии, Алжира и Саудовской Аравии. К слову, нигерийская нефть не проходила мимо региона, есть информация о том, что ее закупали в Марокко.

Северная Африка

В Марокко нефтепродукты и сырую нефть нелегально ввозят из соседнего Алжира, а также из Нигерии. В отчете экспертов «Атлантического совета» (Atlantic Council), посвященном хищениям в downstream-секторе (нефтепереработка и реализация нефтепродуктов), упомянута одна из схем нелегальной торговли[i].

Согласно выводам автора, сырье из Нигерии  направляли на НПЗ Saltpond в Гане. Сообщается, что с завода выходило в пять раз больше сырья, чем НПЗ был способен физически переработать[ii]. Таким образом шла легализация нигерийской нефти – оттуда она выходила уже под видом нефти из Ганы. В Марокко эту нефть перерабатывали на местном НПЗ «Самир» (Samir).

Эксперты «Атлантического совета» отмечают закрытость и непрозрачность энергетического сектора Марокко. О том, что это утверждение имеет под собой много оснований, говорят многочисленные факты.

Взять хотя бы историю с тем же НПЗ «Самир». Завод прекратил работу в августе 2015 г. в связи с обвинениями компании-оператора в неуплате налогов, нелегальном экспорте нефтепродуктов и долгами[iii]. И это в ситуации, когда «Самир» был единственным в стране НПЗ, который обеспечивал Марокко более 200 тыс. барр. нефтепродуктов в день, а также предоставлял 1200 рабочих мест. В свое время рабочие предприятия устраивали забастовки с требованием национализировать завод.

Марокканские СМИ со ссылкой на осведомленные источники в правительстве сообщали о том, что с «Самир» экспортировали нефтепродукты без уплаты налогов в казну. Кроме того, его долг по уплате налогов с официально реализованных продуктов оценивался в $1,2 млрд., а задолженность перед кредиторами – в $2,4 млрд.

Владельцем НПЗ является саудовский миллиардер Мухаммед Хусейн аль-Амуди. Он не предпринял никаких шагов для финансового спасения завода.

Однако важнейшим поставщиком нелегальной нефти в Марокко традиционно являлся восточный сосед – Алжир. Несмотря на то, что официально граница между двумя странами закрыта с 1994 г., проблема контрабанды нефти и особенно нефтепродуктов все еще остается актуальной. Главной причиной является разница в ценах на топливо, которые в Алжире намного ниже благодаря щедрым государственным субсидиям.

В 2013 г. правительство Алжира приняло меры и, согласно официальным заявлениям, сумело значительно уменьшить объемы нелегального экспорта. Тогда правительство подсчитало, что из-за нелегального вывоза топлива (по большей части в Марокко, кроме того – в Тунис) страна в год теряла порядка $1,3 млрд[iv].

По данным марокканской правозащитной организации MAHR, в секторе по транспортировке нефтепродуктов между двумя странами было занято порядка 18 тыс. человек. Предположительно, после ужесточения пограничного контроля большинство из них «переквалифицировалось» на нелегальную перевозку людей между странами-соседями.

Тем не менее, в 2015 г. глава национальной алжирской нефтехимической компании Naftal сообщил о том, что порядка 13,4% производимого в стране топлива экспортируют нелегально[v]. Бывший министр энергетики Алжира Юсеф Юсфи в 2016 г. оценил объемы контрабанды в 1,5 млрд. литров топлива в год. Очевидно, что контрабандисты сумели довольно быстро приспособиться к новым условиям.

В отчете «Атлантического совета» сообщается, что топливо из Алжира вывозят в основном на грузовиках, машинах, мотоциклах и все чаще (ввиду усиления контроля на границе) на ослах и мулах.

Наиболее активными районами нелегальной трансграничной транспортировки нефти в Алжире называют провинцию Тлемсен, в Марокко — провинцию Беркан и префектуру Уджда-Ангад, расположенные на севере двух стран[vi].

Несмотря на ужесточения в пограничной зоне, коррупция в рядах таможенников и пограничников остается проблемой, в том числе, из-за низкой оплачиваемости этих профессий. Кроме того, свою роль играют и родственные связи между пограничниками и контрабандистами, ведь последние в основном являются местными жителями.

В рамках борьбы с нелегальной торговлей в 2005 г. в приграничной зоне в Марокко установили 100-километровый забор, а со стороны Алжира выкопали 700-километровую траншею, а в 2016 г. начали строительство стены высотой в 3,5 метра в районах наиболее активной торговли – городах Ахфир и Бени Драр[vii].

По данным одного из отчетов «Американского института мира», доходы нелегальных перевозчиков в пограничных северных провинциях Алжира и Марокко с каждых 150 литров топлива составляют порядка $112, при этом в год так реализуются миллионы литров нефтепродуктов.

В участвующих в этом бизнесе группах выстроена жесткая иерархия. При этом руководство, т.н. «бароны», не участвуют напрямую в транспортировке товара, эту работу поручают молодым людям 16-30 лет, в редких случаях детям. Зачастую в контрабанде участвуют целые семьи, для которых такая работа остается единственным выгодным видом заработка.

Свои доходы высокопоставленные участники «теневого» бизнеса отмывают главным образом через приобретение недвижимости. Именно с этим, по мнению экспертов вышеуказанного института, связан строительный бум в северных приграничных районах двух стран.

Граница между Алжиром и Тунисом также «пропускает» значительное количество нелегального сырья. Всемирный Банк в 2013 г. подсчитал, что порядка 25% топлива, потребляемого в Тунисе, попадает в страну нелегально из Алжира[viii].

Кроме того, экономика Туниса, по оценке банка, теряет из-за нелегальной торговли с соседями порядка $800 млн. ежегодно. Главным драйвером торговли, опять же, являются различия в цене на топливо: в Алжире литр дизеля в 2014 г. можно было купить за $0,2, в Тунисе – за $0,8.

По оценкам исследования «Атлантического совета», наиболее эффективными способами борьбы с контрабандой топлива является его маркировка и отслеживание перевозящего его транспорта. Наименее эффективные меры — закрытие границ.

Нельзя не упомянуть и о Ливии, потоки нелегального экспорта нефти и нефтепродуктов из которой особенно выросли после начала гражданской войны. Сегодня в Ливии контрабандисты часто используют те же пути для контрабанды, что существовали до войны.

Граница между Ливией и Тунисом стала районом активной нелегальной торговли в период «арабской весны», начавшейся в 2011 г. После 2011 г. на границе Туниса и Ливии участились случаи захвата заложников и протесты местного населения.

В большинстве своем причиной для этого были попытки правительств (или военизированных группировок) сократить объемы контрабанды нефтепродуктов через границу или взять этот бизнес под свой контроль. Например, в апреле 2012 г. в Ливии боевики захватили пять тунисских контрабандистов из-за спора по поводу своего «теневого» бизнеса[ix].

Вспыхивали и недовольства местных жителей. Так, попытки закрыть границу и прекратить нелегальную торговлю вызвали протесты населения в тунисском городе Бен Гердан, экономика которого серьезно зависела от контрабанды топлива[x]. Эксперты отмечают, что в нелегальной торговле между Ливией и Тунисом клановые и племенные связи играют большую роль, чем в других регионах на севере Африки.

Ливийское сырье направляется и в Европу. По данным различных источников, главными «перевалочными» пунктами для нелегальной нефти является Мальта, а также острова в районе итальянской Сицилии. Туда сырье поступает в танкерах и лодках разного размера, но в основном судами вместимостью не более 40 тыс. литров.

Отметим, что, как в случае с ливийским морским нелегальным экспортом, так и в случае с нелегальной транспортировкой товаров между Алжиром и Марокко, существует связь между теми, кто осуществляет транспортировку углеводородов и теми, кто незаконно перевозит людей.

В Ливии перевозчики товаров и людей нередко используют одни и те же суда, либо «заимствуют» их друг у друга по мере надобности.

Например, в 2012 г. нехватка деревянных судов заставила перевозчиков нелегальных мигрантов из североафриканской страны в Европу начать использовать более крупные железные суда, которые использовали перевозчики нефти[xi].

Кроме того, контрабандисты зачастую меняют свою «специализацию» в зависимости от конъюнктуры рынка (как в вышеупомянутом случае на границе Алжира и Марокко).

В январе с.г. правительство Ливии (признанное ООН правительство национального согласия) объявило о начале крупного расследования случаев незаконного экспорта нефти из Ливии в соседние Мальту, Италию, Грецию и Кипр. Сообщалось, что были выданы ордеры на арест нескольких министров, имена которых не были названы[xii].

В ливийском правительстве подтвердили готовность сотрудничать с правоохранительными органами европейских стран в ходе расследования.

Тогда же глава объединенной Национальной нефтяной компании Ливии обвинил в содействии контрабандистам силы охраны нефтяных объектов – Petroleum Facilities Guard, руководимые генералом И.Джадраном (контролируют территории на востоке Ливии, в том числе нефтеэкспортные порты и районы нефтедобычи[xiii]).

Наиболее «сложными» с точки зрения сдерживания нелегальной торговли в Ливии являются прибрежные города Зувара, Аз-Завия и Сабрата[xiv]. Хотя в условиях, когда в стране до сих пор продолжаются активные бои между разными группировками, в том числе в районах экспортных портов на севере, говорить о «более» или «менее» бесконтрольных центрах нелегальной торговли всегда правильно, ведь ситуация там крайне изменчива.

Также отметим, что ввиду сложного экономического положения в Ливии и частичной остановки функционирования ее нефтегазового комплекса, в стране вырос и спрос на импортируемое сырье, в связи с чем некоторые эксперты отмечали временное возникновение нового тренда – покупки Ливией нефтепродуктов из соседнего Алжира[xv]. Это было необходимо в период острого политического кризиса в 2011 г[xvi].

Персидский залив

Политико-экономические  условия – а именно, войны и санкции – способствовали формированию маршрутов «серой» торговли нефтью между Ираном и Ираком.

Еще во времена действия программы «Нефть в обмен на продовольствие», которая блокировала доступ правительства С. Хусейна к «нефтедолларам» от продажи сырья, иракскую нефть нелегально продавали в соседние Иран и (в меньших объемах) — в Турцию.

После ужесточения санкций против Ирана уже Тегерану пришлось искать маршруты для «теневой» торговли своей нефтью (благо долго искать не пришлось).

Кроме «иракского» и «турецкого» маршрутов, неофициальный экспорт иранцы осуществляли и при посредничестве  ОАЭ.

Не раз приходили сообщения о том, что иранские танкеры заходили в эмиратский порт Аль-Фуджейра с фальшивыми якобы иракскими документами. Портовый контроль в ОАЭ пропускал танкеры без строгой проверки, так как груз не заходил в ОАЭ, а сразу направлялся на азиатские рынки[xvii].

Возвращаясь к Ираку отметим, что еще в 2012 г. американский аналитический центр Stratfor писал о том, что из экспортных портов иракской Басры (на них приходится порядка 90% иракского экспорта) около 10% сырья продается за рубеж незаконно[xviii].

По данным Stratfor, в районе нефтяного терминала Хор аз-Зубейр контрабандисты собирали нефть с помощью врезок в нефтепроводы и загружали сырье на суда вместимостью 70 – 120 баррелей.

Эти суда направлялись дальше в Персидский залив и там сырье переваливали на танкеры, которые уже доставляли «черное золото» в Иран.

Также осуществлялось хищение нефти из района острова Аль-Фао (где также расположен иракский нефтеэкспортный терминал). Там приходилось делать врезки на подводных трубопроводах, суда с нефтью затем отправлялись по реке Бахманшир к НПЗ в иранском городе Абадан.

Такому развитому «сотрудничеству» между Ираком и Ираном, по справедливому мнению специалистов из Stratfor, благоприятствует идеологическая близость и единая конфессиональная принадлежность большинства иранцев и жителей юга Ирака (большинство населения – шииты).

О том, что устоявшаяся система нелегального забора нефти невозможна без поддержки местных властей, говорят и в иракской прессе[xix].

В Ираке влияние Ирана и без того было велико в послевоенное время, а на юге страны оно ощущалось особенно. В том числе, сообщается, что контрабанда иракского сырья происходит под покровительством  чиновников из иракской национальной корпорации «Южная нефтяная компания» (South Oil Company), которые выступают лоббистами иранских интересов.

Те же группы пытались препятствовать большему вовлечению иностранных специалистов в деятельность компаний на юге Ирака.

Эксперты Stratfor пришли к выводу, что федеральное правительство Ирака не имеет достаточного влияния для остановки деятельности по незаконному отбору нефти на юге страны.

О том, что в экспортных портах Басры «не все чисто» говорят и периодически появляющиеся в прессе сообщения, в том числе заявления иракских чиновников.

В конце января с.г. депутаты от Басры сообщили о том, что в провинции ежедневно в неизвестном направлении уходит порядка 100-300 тыс. барр. нефти, или $20 млн. в денежном выражении[xx].

Депутаты обратились к правительству во главе с премьер-министром Х.аль-Абади с просьбой провести расследование. Недостаточно четкая система учета сырья в Басре, по их мнению, является главной причиной таких потерь.

Если заявления депутатов верны, то мимо иракской казны проходит от 3% до 7% доходов от экспорта сырья. Это меньше, чем оценки американского Stratfor, однако все равно крайне большие показатели.

Развитые схемы нелегальной торговли топливом между Саудовской Аравией и ОАЭ – еще один пример того, как различие цен на топливо (из-за его субсидирования) способствует нелегальной торговле[xxi].

В 2012 г. саудовская газета Saudi Gazette сообщала о нелегальных схемах провоза дизельного топлива из Саудовской Аравии в ОАЭ. Стоимость дизеля в КСА составляла порядка $0,07, в то время как в соседних ОАЭ это топливо стоило около $1. Нелегально провозимый дизель смешивали с легальным топливом в пропорции 26:4. Далее, на территории ОАЭ на заводах отработанное масло отделяли от дизеля.

Сообщалось, что заплатив за сырье в Саудовской Аравии около $2 тыс., в Эмиратах груз сбывали уже за $23 тыс.[xxii]

Новости с заголовками «Саудовская Аравия начала борьбу с незаконным экспортом топлива в ОАЭ» появляются с завидным постоянством.

Войну контрабандистам Эр-Рияд объявлял в 2009[xxiii], 2012,[xxiv] и 2015[xxv]  гг., что как нельзя лучше свидетельствует о том, что все предыдущие попытки побороть «серый» рынок топлива оказались как минимум неудачными.

В январе 2017 г. министр нефти КСА сообщил о том, что в разных районах на востоке королевства были задержаны 450 нефтецистерн с нелегальным дизельным топливом. Груз был готов к отправке в соседние страны. Куда именно, министр не пояснил[xxvi].

Азербайджан и Турция

Авторы упомянутого ранее отчета «Атлантического совета» не выявили значимых схем контрабанды нефтепродуктов из Азербайджана, придя к выводу, что сформированная там система государственного управления с жесткой вертикалью власти под руководством президента Ильхама Алиева создает условия не столько для нелегальных действий на этапе продажи сырой нефти и нефтепродуктов, сколько на этапе распределения полученных от этого доходов.

Информация о единичных случаях незаконного вывоза нефти из Азербайджана или в эту страну периодически появляется.

Так, например, в 2013 г. сообщалось о том, что сотрудники управления ФСБ по Республике Дагестан задержали танкер, который незаконно провозил добытую компанией «ЛУКОЙЛ» в Астрахани легкую нефть вместо заявленного по документам топочного мазута. Общую стоимость поставки оценили в 45 млн. руб.[xxvii]

Кроме того, в 2011 г. министр нефти Ирака Хусейн аш-Шахристани говорил о том, что иракский Регион Курдистан нелегально поставляет нефть в Азербайджан[xxviii]. С теми же обвинениями уже в 2014 г. выступал один из депутатов иракского парламента[xxix]. Тогда заявления были сделаны на фоне разгоравшегося спора между властями центрального Ирака и курдским правительством по поводу распределения доходов от экспорта углеводородов.

Будучи импортером сырья и имея достаточно протяженные границы с несколькими нефтеэкспортерами, Турция также имеет давно сложившиеся маршруты нелегального ввоза топлива. Незаконные поставки нефти традиционно приходили из Ирака и Ирана, для этого чаще всего использовались нефтецистерны[xxx]. Кроме того, топливо закупали из соседней Сирии, что облегчалось «размытостью» границы между районами проживания сирийских и турецких курдов.

Основные «центры» нелегальной трансграничной торговли – провинция Хатай у границы с Сирией и провинция Ван у границы с Ираном. Правительство Турции в 2011 г. оценивало упущенные доходы от неуплаченных налогов за контрабандную нефть в $2,5 млрд[xxxi].

[i]           Atlantic Council, Downstream Oil Theft: Global Modalities, Trends, and Remedies.

[ii]          The Wall Street Journal https://www.wsj.com/articles/tiny-ghana-oil-platforms-big-output-sparks-scrutiny-1408669517

[iii]          Reuters http://www.reuters.com/article/morocco-samir-idUSL8N18T1UM

[iv]          Arab News http://www.arabnews.com/news/466102

[v]           Huffington Post Maghreb http://www.huffpostmaghreb.com/2015/12/07/contrebande-carburant-alg_n_8739604.html

[vi]          Atlantic Council, Downstream Oil Theft: Global Modalities, Trends, and Remedies.

[vii]         Morocco World News https://www.moroccoworldnews.com/2016/08/194702/algeria-erects-fence-along-border-morocco/

[viii]        Al-Monitor http://www.al-monitor.com/pulse/en/originals/2014/09/tunisia-border-smuggling-security-threat.html

[ix]          Reuters http://www.reuters.com/article/us-tunisia-smuggling-idUSBRE8410UL20120502

[x]           ENCA TV https://www.enca.com/africa/smuggled-libyan-oil-causes-tensions-tunisia

[xi]          Nancy Porsia, Smuggling Networks in Libya, March 2015

[xii]         Libya Herald https://www.libyaherald.com/2017/01/27/attorney-general-investigates-petrol-company-executives-over-fuel-smuggling/

[xiii]          Middle East Eye http://www.middleeasteye.net/news/how-libyas-oil-smugglers-are-bleeding-country-cash-592024472

[xiv]         United States Institute of Peace, Illicit Trafficking and Libyan Transition, 2014, p.25

[xv]         Small Arms Survey, On the Edge? Trafficking and Insecurity at the Tunisian-Libyan Border, p.17 https://www.usip.org/sites/default/files/PW96-Illicit-Trafficking-and-Libyas-Transition.pdf

[xvi]         The Guardian https://www.theguardian.com/world/2011/aug/10/fuel-smugglers-border-libya-tunisia

[xvii]        Reuters http://www.zawya.com/story/Iran_boosts_oil_trade_via_UAE_ahead_of_sanctions_relief-TR20151013nL5N1211C7X2/

[xviii]       Stratfor https://www.stratfor.com/analysis/special-report-irans-oil-smuggling-network-iraq

[xix]         «Иляф» http://elaph.com/Web/News/2016/1/1069614.html

[xx]         Al-Mada Press http://www.almadapress.com/Ar/news/81386/%D9%86%D9%88%D8%A7%D8%A8-%D8%B9%D9%86-%D8%A7%D9%84%D8%A8%D8%B5%D8%B1%D8%A9-%D9%8A%D9%83%D8%B4%D9%81%D9%88%D9%86-%D8%B9%D9%86-%D8%AA%D9%87%D8%B1%D9%8A%D8%A8-%D9%86%D9%81%D8%B7-

[xxi]         ADB The Government Brief, Issue 24, 2015

[xxii]        Архив Saudi Gazette от 11.04.2017 http://64.65.60.109/index.cfm?method=home.regcon&contentid=20120411121545

[xxiii]       «Аль-Иктисад» http://www.aleqt.com/2009/09/14/article_274541.html

[xxiv]       «Аль-Арабия» http://www.alarabiya.net/articles/2012/04/10/206722.html

[xxv]        «Аль-Араби Аль-Джадид» https://www.alaraby.co.uk/economy/2015/6/8/%D8%A7%D9%84%D8%B3%D8%B9%D9%88%D8%AF%D9%8A%D8%A9-%D8%AA%D8%B9%D9%84%D9%86-%D8%A7%D9%84%D8%AD%D8%B1%D8%A8-%D8%B9%D9%84%D9%89-%D8%AA%D9%87%D8%B1%D9%8A%D8%A8-%D8%A7%D9%84%D9%88%D9%82%D9%88%D8%AF

[xxvi]       Gulf News http://gulfnews.com/news/gulf/saudi-arabia/saudis-foil-large-scale-fuel-smuggling-bid-1.1639598

[xxvii]       Regnum https://regnum.ru/news/1692690.html

[xxviii]      «Дар Бабель» http://www.darbabl.net/akhbarshow.php?id=2250

[xxix]       «Аль-Сумария» http://www.alsumaria.tv/news/98985/%D8%AF%D9%88%D9%84%D8%A9-%D8%A7%D9%84%D9%82%D8%A7%D9%86%D9%88%D9%86-%D8%B9%D9%84%D9%89-%D8%A7%D9%84%D8%A8%D8%A7%D8%B1%D8%B2%D8%A7%D9%86%D9%8A-%D8%AA%D9%88%D8%B2%D9%8A%D8%B9-%D8%B1%D9%88%D8%A7%D8%AA%D8%A8-%D9%85/ar

[xxx]        Atlantic Council, Downstream Oil Theft: Global Modalities, Trends, and Remedies.

[xxxi]       The National http://www.thenational.ae/news/world/europe/as-economy-booms-demand-for-black-market-fuel-soars-in-turkey

52.29MB | MySQL:103 | 0,512sec