Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (20 — 26 февраля 2017 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе были связаны с Сирией. В Женеве 23 февраля начался четвертый раунд переговоров между представителями официального Дамаска и оппозиции по вопросам урегулирования сирийского конфликта. Переговоры проходят при посредничестве спецпредставителя генсека ООН по Сирии С. де Мистуры.

Оппозицию в Женеве представляют «эр-риядская», «московская» и «каирская» группы. «Астанинская» и «хмеймимская» группы на этот раз не были приглашены. Как и прежде, на переговоры не были приглашены представители сирийских курдов. С. де Мистура 23 февраля обратился с приветственной речью ко всем сирийским делегациям на переговорах, собравшимся в одном зале. Он заявил, что намерен сосредоточиться на вопросах создания нового правительства Сирии, черновика конституции и проведении выборов на ее основе. В то же время де Мистура, да и политические наблюдатели в целом не ожидают прорыва на нынешнем раунде межсирийских переговоров.

Переговоры начались с консультаций С. де Мистуры с делегациями правительства САР и оппозиционных групп. Их основной темой стал «порядок продвижения переговорного процесса». В Женеве сразу же выявились принципиальные расхождения в позициях сторон, прежде всего, между делегацией правительства САР и оппозиционного Высшего комитета по переговорам (ВКП, «эр-риядская группа). Так, ВКП настаивает на немедленном уходе президента САР Б. Асада и считает, что он должен нести ответственность за действия в ходе гражданской войны. «Каирская» и «московская» группы занимают более умеренные позиции по вопросу о передаче власти. Представители ВКП потребовали также прямых переговоров в присутствии международного посредника. Что касается делегации Дамаска, то она заявила, что не будет обсуждать в Женеве вопросы С. де Мистуры, а только борьбу с терроризмом, и готова вести прямые переговоры лишь с единой делегацией оппозиции, которая осудит терроризм. При этом Дамаск заинтересован в создании одной делегации патриотической оппозиции, «представляющей народ». Делегация же ВКП считает себя единственной, кто представляет оппозицию в Женеве, но готова обсуждать включение представителей других групп. В то же время консультации между делегациями оппозиции не привели к объединению ее представителей. Отметим, что ВКП имеет наиболее широкие связи среди вооруженных группировок в Сирии, а в состав его делегации входят представители вооруженных группировок – «Джейш аль-Ислам», «Ахрар аш-Шам», Сирийской свободной армии (ССА). Ситуацию на переговорах осложнили теракты в сирийском городе Хомс, совершенные 25 февраля и приведшие к многочисленным жертвам. Делегации правительства и ВКП выступили с резкими взаимными нападками и обвинениями. Тем не менее, ни одна из делегаций пока не намерена покидать Женеву.

Между тем в самой Сирии продолжаются боевые действия правительственных сил с экстремистскими и террористическими группировками. На минувшей неделе бои велись главным образом в провинциях Алеппо, Хомс, Хама и Дераа. Кроме того, отмечено некоторое увеличение числа нарушений режима перемирия между ВС САР и вооруженной оппозицией.

Генштаб ВС Турции 24 февраля заявил об освобождении от боевиков «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ) города Эль-Баб на севере Сирии. Сообщается, что турецкие войска и формирования ССА после взятия Эль-Баба готовят наступление на сирийскую «столицу» ИГ город Ракка. Тем временем отряды преимущественно курдских Сил демократической Сирии продолжили наступление на боевиков ИГ на северо-востоке страны в провинциях Ракка и Дейр-эз-Зор при массированной поддержке авиации международной коалиции во главе с США. Поддержание интенсивности операции по освобождению Ракки от боевиков ИГ, возможно, потребует увеличения американского военного присутствия в САР, заявили в Центральном командовании ВС США. Глава этого командования генерал Дж. Вотел на минувшей неделе провел совещание с курдскими командирами на севере Сирии по вопросу об операции по освобождению Ракки. В то же время сообщается, что США приостановили координировавшуюся ЦРУ программу военной помощи сирийской оппозиции на северо-западе САР в провинции Идлиб.

Министр обороны России С. Шойгу 21 февраля заявил, что РФ и США могли бы начать совместные действия против боевиков ИГ в районе Ракки. В ответ представитель Пентагона отметил, что США пока не стремятся «к более широкому сотрудничеству». В то же время командующие антитеррористической операцией США в Ираке и Сирии выступают за расширение масштабов консультаций с ВС России «в целях предотвращения различных просчетов и ошибок» в сирийском небе.

На минувшей неделе самолеты иракских ВВС впервые нанесли удар по боевикам ИГ в районе сирийского города Абу-Кемаль у границы с Ираком.

Боевики ИГ вели масштабное наступление на отряды ССА на юго-западе провинции Дераа на юге Сирии, заняв несколько населенных пунктов.

21 февраля глава МИД Саудовской Аравии А. аль-Джубейр вновь заявил о том, что Эр-Рияд готов направить в Сирию сухопутные войска для войны с террористической организацией «Исламское государство» в составе сил международной коалиции.

23 февраля президент России В. Путин заявил, что Сирия должна сохранить территориальную целостность, «но так думают не все». В. Путина также беспокоит «конфессиональное размежевание» в САР. Президент отметил, что Москва не ставит задачу вмешиваться во внутренние дела Сирии. В. Путин особо подчеркнул, что российские военные нанесли существенный урон международным террористам в Сирии, «это способствовало созданию условий проведения мирных переговоров между оппозицией и Дамаском».

Министр иностранных дел РФ С. Лавров сообщил 22 февраля, что Россия готова рассматривать предложения США по урегулированию в Сирии и ждет от Вашингтона уточнений по предложению о создании зон безопасности в САР. При этом создание таких зон должно быть согласовано с сирийским правительством, подчеркнул С. Лавров.

В Вашингтоне на минувшей неделе заявили, что США будут использовать два направления при решении сирийского вопроса: урегулирование самого конфликта, в том числе путем борьбы с ИГ, а также создание безопасных зон. Президент Д. Трамп продолжает обсуждать с главами других стран создание безопасных зон в Сирии и финансирование этого процесса. Сообщается, что «большинство глав правительств (стран Персидского залива) взяли на себя общее обязательство по поддержке предложения президента по оказанию помощи в финансировании этого (создания безопасных зон)».

Иран продолжит поддерживать Сирию до окончательной победы над террористами, заявил 22 февраля президент Ирана Х. Роухани.

Правительственные силы Ирака при поддержке авиации международной коалиции во главе с США продолжают наступление с целью освобождения от боевиков «Исламского государства» Западного Мосула. На минувшей неделе они освободили от противника мосульский аэропорт и находящийся рядом военный городок, а также вошли с южного направления в городские кварталы. Боевые действия носят ожесточенный характер, и продвижение иракских войск идет медленно. Боевики ИГ оказывают упорное сопротивление, активно используя заминированные автомобили и беспилотники.

Вопросы, связанные с проведением мосульской операции, были в центре внимания переговоров, которые провел 22 февраля в Багдаде глава Пентагона Дж. Мэттис, подтвердивший, что США рассчитывают на долгосрочное сотрудничество с Ираком и продолжат оказывать помощь властям этой страны после уничтожения ИГ.

Глава МИД Саудовской Аравии А. аль-Джубейр посетил 25 февраля Багдад, где обсудил с премьер-министром Ирака Х. аль-Абади ситуацию в регионе, в частности, борьбу с террором в Ираке, конфликт в Сирии и Йемене, отношения с Ираном. Это был первый визит представителя КСА столь высокого ранга в Ирак с 2003 г. А. аль-Джубейр отметил, что Эр-Рияд намерен укрепить двусторонние отношения с Багдадом в различных областях, будет тесно сотрудничать в борьбе с терроризмом. По словам министра, КСА не делает никаких различий между иракцами, «независимо от их расовой, религиозной и конфессиональной принадлежности». Он также заявил о желании королевства построить «особые отношения между двумя странами».

По итогам встречи президента Египта А. Ф. ас-Сиси и короля Иордании Абдаллы II, состоявшейся 22 февраля в Каире, было подчеркнуто, что «постулат о создании двух государств при решении палестино-израильского конфликта не подлежит никакому торгу». Два лидера отметили, что независимое палестинское государство должно быть образовано в рамках границ по состоянию на 4 июня 1967г. со столицей в Восточном Иерусалиме. А. Ф. ас-Сиси и Абдалла II подчеркнули «важность межсирийских контактов в Астане для гарантии выполнения договора о прекращении огня в Сирии» и заявили о необходимости сохранения единства сирийской территории, «ликвидации террористических группировок и запрета всех видов поддержки экстремистам». Кроме того, было указано на необходимость «совместных действий, направленных на то, чтобы вывести из нынешнего тупика мирный процесс на Ближнем Востоке», учитывая новые реальности в связи с приходом в США администрации Д. Трампа.

Повышенная военная активность отмечена на прошедшей неделе в Иране. В центральных районах страны 20 февраля начались учения Корпуса стражей исламской революции (КСИР) «Великий пророк-11». В них участвуют части сухопутных войск, ПВО и ВВС. В рамках учений проведены пуски ракет. 26 февраля стартовал основной этап крупномасштабных учений ВМС ИРИ «Велайат-95», которые проходят в Ормузском проливе, Оманском заливе и северо-западной части Индийского океана. В них принимают участие надводные и подводные корабли, морская авиация, десантные подразделения и подразделения спецназа.

По информации СМИ, администрация США отложила на неопределенный срок рассмотрение возможного расширения санкций против Ирана и признания КСИР террористической организацией. Военные и разведывательное сообщество США предупредило американские власти о контрпродуктивности подобных мер.

20 февраля министры иностранных дел Туниса Х. Жинауи, Алжира А. Месахель и Египта С. Шукри подписали декларацию о поддержке всеобъемлющего политического урегулирования в Ливии. Документ построен на основе трех принципов: «гарантирования суверенитета Ливии», «отказа от военной или иностранной интервенции» и «продвижения идеи инклюзивного диалога».

В столице Ливии Триполи 23-25 февраля вновь происходили вооруженные столкновения между вооруженными формированиями, лояльными главе правительства национального согласия Ф. Сараджа, и сторонниками опального исламистского премьера Х. аль-Гвейля.

Самопровозглашенное правительство в восточной Ливии запретило гражданам в возрасте от 18 до 45 лет покидать регион без разрешения властей. Эта мера объясняется тем, что многие из граждан, которые уезжают из региона, впоследствии становятся членами экстремистских группировок.

Вооруженные силы Пакистана получили право проводить силовые операции за рубежом для борьбы с террористами и их пособниками. Соответствующее распоряжение отдал премьер-министр страны Н. Шариф после серии недавних вылазок экстремистов с территории соседнего Афганистана.

Власти Турции продолжают преследования членов прокурдской Партии демократии народов (ПДН) Так, ее сопредседатель С. Демирташ 21 февраля был приговорен к пяти месяцам тюремного заключения за «унижение турецкой нации». Второй сопредседатель ПДН Ф. Юксекдаг лишена депутатского статуса, так как на нее заведено уголовное дело и выдвинуты обвинения в поддержки терроризма. Вместе с Юксекдаг под арестом находятся еще несколько парламентариев ПДН. С ноября 2016 г. года в Турции задержали и арестовали более десятка членов ПДН в связи с подозрениями в их причастности к террористической деятельности или пропаганде терроризма.

 

Приложение

 

 

О партии Фронт национального освобождения Алжира

 

 

Фронт национального освобождения (ФНО) Алжира был создан 1 ноября 1954 г. как широкая общенациональная патриотическая организация, возглавившая вооружённую борьбу за независимость страны от Франции. Военной организацией Фронта стала Армия национального освобождения (АНО). В 1956 г. была принята первая программа ФНО, выдвинувшая в качестве основных задач борьбу за независимость Алжира и создание «демократической и социальной республики».

После окончания войны за независимость (1962 г.) в Триполи (Ливия) была принята новая программа, которая предусматривала «строительство Алжира на основе социалистических принципов и власти в руках народа», проведение аграрной реформы и антиимпериалистической внешней политики. Сторонники этой программы при поддержке AHO взяли власть в свои руки и создали в сентябре 1962 г. правительство Алжирской Народной Демократической Республики (АНДР). С тех пор ФНО стала правящей, а позднее — единственной разрешённой в стране политической организацией, что было законодательно закреплено в конституции АНДР 1976 г. В апреле 1964 г. на базе ФНО была создана партия. Первый (учредительный) съезд партии принял программу – Алжирскую хартию, в которой указывалось, что Алжир избирает социалистический путь развития.

С июня 1965 г. ФНО после переворота возглавил Революционный совет АНДР (высший государственный и политический орган страны) под председательством Х. Бумедьена, который подтвердил социалистический путь развития Алжира, но в более умеренном варианте. В 1980-е гг. партия стремилась установить контроль над растущим госаппаратом. За членами ФНО все чаще закреплялись ключевые посты в органах управления и государственной власти. Усиливался контроль над профсоюзами и другими массовыми организациями. ФНО все больше занимался административной деятельностью. Одновременно со второй половины 1970-х гг. в идеологии ФНО стало усиливаться влияние ислама.

Со второй половины 1980-х гг. в Алжире стали нарастать кризисные явления в экономической, социальной и политической областях, что в итоге привело к массовым протестным выступлениям в октябре 1988 г. Кризис привел к изменению политической системы страны: в АНДР была введена многопартийность. ФНО потерял не только монополию на власть, но и стремительно терял авторитет и влияние. Это продемонстрировал первый тур парламентских выборов в 1991 г., когда за исламистов из Исламского фронта спасения (ИФС) проголосовали 47,26% избирателей, а за ФНО – 23,38%.

Чтобы не допустить приход ИФС к власти, военные в январе 1992 г. совершили государственный переворот. ФНО, находившийся в стоянии кризиса, не поддержал этот шаг армии и перешел в оппозицию новому режиму. Постепенно Фронт восстанавливал свои силы и на парламентских выборах в 1997г. сумел занять третье место после проправительственного Национально-демократического объединения (НДО) и Движения общества мира (ДОМ), опередив умеренно-исламистскую партию «Ан-Нахда». На выборах в Национальную народную ассамблею (ННА, нижняя палата парламента) в мае 2002 г. ФНО получил абсолютное большинство мандатов – 199 из 389. Это означало возвращение партии на первые роли в Алжире. Победа ФНО во многом была обусловлена тем, что его тогдашний руководитель А. Бенфлис смог сменить имидж партии, долгое время бывшей «символом коррупции, протекционизма и деспотизма». Успех ФНО был закреплен на выборах в местные органы власти в октябре 2002 г.

Однако вскоре ФНО вновь вступил в полосу кризиса. В 2003 г. в партии произошел раскол. Часть партийцев во главе с А. Бельхадемом поддержали кандидатуру А. Бутефлики на предстоявших в 2004 г. выборах президента АНДР. Большинство же членов Фронта выступило на стороне своего лидера А. Бенфлиса, также претендовавшего на пост главы государства. В итоге А. Бенфлис уступил А. Бутефлике, после чего ушел с поста главы ФНО вместе с другими членами партийного руководства.

Кризис был преодолен на прошедшем в январе 2005 г. VIII съезде ФНО, который подтвердил курс на поддержку политики А. Бутефлики. Сам А. Бутефлика был избран почетным председателем партии, а А. Бельхадем стал ее генсеком. Отметим, что формально VIII съезд ФНО уже созывался в 2003 г. и тогда на нем большинство представляли сторонники А. Бенфлиса. Однако затем фракция А. Бельхадема через суд добилась признания этого съезда незаконным. На «новом» VIII съезде было принято решение отказаться от прежней структуры партийного строительства. ЦК и политбюро трансформировались в Национальный совет и Исполнительную инстанцию соответственно. В последней представлены все 48 провинциальных организаций ФНО, министры, другие высокопоставленные чиновники, депутаты парламента, ветераны партии. В итоге Фронт стал одним из основных несущих каркасов пропрезидентской коалиции, хотя в партии периодически появляются довольно активные «диссидентствующие группировки», критикующие действия руководства.

Тем не менее, последствия раскола 2003-2004 гг. сказались на итогах парламентских выборов 2007 г., когда ФНО завоевал лишь 136 мандатов, получив лишь относительное большинство. По мнению политических аналитиков, сохранившиеся в партии сторонники А. Бенфлиса «вряд ли голосовали за партийные списки, куда вошли главным образом назначенцы Бельхадема».

ФНО в целом «благополучно» пережил протестные выступления в Алжире весной 2011 г., проходившие на фоне «арабских революций». Руководство партии тогда поддержало меры властей по стабилизации обстановки в стране. ФНО также осудил попытку распространения на Алжир вируса «арабских революций».

Выборы в Национальную народную Ассамблею в 2012 г. показали, что значительная часть алжирского общества поддерживает курс президента А. Бутефлики: пропрезидентские ФНО и НДО получили абсолютное большинство мест в парламенте – 288 из 462, в том числе ФНО – 207. Успех сопутствовал ФНО и НДО и на прошедших в декабре 2012 г. муниципальных выборах.

На сегодняшний день Фронт национального освобождения остается одной из самых организованных политических сил Алжира. Однако авторитет ФНО постепенно размывается, и партия деградирует «по мере его окончательного превращения в бюрократический инструмент властей, оторванный от народных масс». Фактически с начала 2000-х гг. Фронт «стал нацелен на укрепление узкой группы руководства страны во главе с Бутефликой» и неоднократно становился инструментом борьбы президента с силовиками. К тому же ведущие прорежимные партии ФНО и НДО «не являются более основными поставщиками высших чиновников. Да и сам А. Бутефлика особо не скрывает желания ослабить свои обязательства перед политическими структурами, в том числе по причине «нездоровой ситуации внутри их самих», создававшейся годами самим режимом. Не удалось президенту заручиться и поддержкой абсолютного большинства членов партийного руководства среднего звена. Но в целом на практике реально освободиться от партийной зависимости А. Бутефлика и его окружение так и не смогли. При этом регулярно проводимые чистки в рядах партийного руководства вряд ли «смогут реально оживить ФНО» и сделать его эффективно работающим механизмом, способным помочь властям справится с кризисом в стране. Все это свидетельствует о снижении значимости «алжирского партийного института», кризисе партийной системы АНДР и, соответственно, самого правящего режима.

В октябре 2016 г. подал в отставку генеральный секретарь ФНО А. Саадани. По оценке экспертов, видимо, его «кажущаяся всесильность» напугала тех, кто подспудно готовит замену тяжело больному А. Бутефлике. Новым лидером партии стал Д. ульд Аббас, бывший министр здравоохранения, «который в силу своего возраста и политического веса, не сможет никоим образом конкурировать в борьбе за власть с президентским кланом». Считается, что перед Д. ульд  Аббасом поставлена задача «вернуть в руководство партии тех политиков, которые были не согласны с курсом прежнего генерального секретаря и покинули ряды ФНО». И это в условиях, когда уход А. Саадани, естественно, привел к тому, что в ФНО «проснулись различные группы, которые готовы бороться за лидерство в партии».

В мае 2017 г. в Алжире предстоят парламентские выборы и ФНО к ним активно готовится. В январе руководство Фронта приняло решение, не позволяющее действующим министрам – членам ФНО – баллотироваться в депутаты. Это сделано с тем, чтобы критики партии не смогли выдвинуть обвинения в том, что кандидаты Фронта в ранге министров пользуются административным ресурсом, а также удаления от власти некоторых ставленников Саадани. В то же время считается, что данное решение открывает дорогу тем политикам и чиновникам, которые потеряли свои посты при бывшем партийном руководителе.

62.89MB | MySQL:102 | 0,479sec