Перспективы российского нефтяного бизнеса в Ираке. Часть 2

В Части 1 приведена информация о начинающемся сотрудничестве компании «Роснефть» с курдской автономией Ирака; оценены перспективы проекта «Блок 12», который реализует компания «Башнефть».

«Газпром нефть»

Компания «Газпром нефть», которая уже несколько лет ведет активную деятельность на иракском рынке, по итогам прошлого года признала убыток от обесценения активов в Ираке в размере свыше 14 млрд руб.

В отчете компании за 2016 год по МСФО отмечено, что в минувшем году группа провела тестирование на обесценение и признала убыток в отношении нефтегазовых активов и активов сегмента разведки и добычи в Ираке в сумме 14,4 млрд руб. «Убыток от обесценения включен в состав износа, истощения и амортизации в консолидированном отчете», – указано в документе. Тем не менее компания не планирует выходить из проектов в Ираке[i].

Сотрудничество с федеральными властями Ирака

Напомним, дочерняя компания «Газпром нефти» под названием Gazprom Neft Badra занимается разработкой месторождения «Бадра».

Месторождение «Бадра» находится в провинции Васит на востоке Ирака. Геологические запасы месторождения оцениваются в 3 млрд баррелей нефти. Проект разработки рассчитан на 20 лет с возможным продлением на пятилетний срок.

Контракт с правительством Ирака на разработку месторождения предусматривает компенсацию инвесторам понесенных затрат, а затем – выплату вознаграждения каждый баррель добытого «черного золота».

Контракт подписан в январе 2010 года консорциумом в составе «Газпром нефти» (в статусе оператора), Kogas (Республика Корея), Petronas (Малайзия), ТРАО (Турция).

Доля участия «Газпром нефти» в проекте составляет 30%, Kogas – 22,5%, Petronas – 15%, ТРАО – 7,5%. Доля иракского правительства, которое представлено иракской геологоразведочной компанией Oil Exploration Company, – 25%. Коммерческая добыча сырья на месторождении началась в 2014 году. Маркетинг добытой нефти осуществляет компания Gazprom Neft Trading, являющееся дочерними предприятиями «Газпром нефти».

В 2015 году «Газпром нефть» получила от иракского правительства первую партию нефти сорта Kirkuk в объеме 500 тыс. баррелей (порядка 70 тыс. т). Сырье было передано компании в качестве возмещения инвестиций, затраченных на освоение месторождения «Бадра». В 2015 году на «Бадре» было добыто около 1,4 млн т нефти.

Сотрудничество с курдской автономией

Другая дочерняя компания «Газпром нефти» под названием Gazprom Neft Middle East управляет тремя лицензионными участками в курдской автономии на севере Ирака.

В июле 2012 года «Газпром нефть» подписала с курдским правительством два соглашения  о разделе продукции в отношении блоков Garmian (доля российской стороны – 40%) и Shakal (80%). В феврале 2013 года было подписано соглашение о разделе продукции по третьему блоку – Halabja (80%). Блоки расположены недалеко от границы с Ираном.

Условия соглашения подразумевают проведение геологоразведочных работ сроком 5–7 лет, а в случае обнаружения запасов углеводородов – реализацию добычных проектов на горизонте 20–25 лет.

Предприятие Gazprom Neft Middle East было создано для решения целого ряда геологоразведочных задач на этих блоках.

Стоит особо подчеркнуть: в силу понятных политических причин при режиме С.Хусейне геологоразведочные работы на территории проживания иракских курдов практически не проводились, и нефть там не добывалась.

Таким образом, обладая подтвержденными запасами углеводородов, курдская автономия остается, пожалуй, одним из немногих мест в мировой практике, которые близко расположены к центрам потребления, но при этом практически не разработаны. Это создает огромный потенциал для роста.

Справедливости ради необходимо отметить, что серьезная геологоразведка началась в курдской автономии Ирака в 2006–2007 годах. Сначала соответствующие работы вели небольшие фирмы, а в 2011 году туда пришли крупные международные компании.

Анализ результатов поисково-разведочного бурения, которое провели зарубежные предприятия за 5 лет до начала работы российской компании в курдской автономии, был учтен Gazprom Neft Middle East. Компанией также был проведен анализ типов нефти, геологических особенностей региона, по итогам которого для ведения деятельности был выбран юго-восток курдской автономии. Почему?

Дело в том, что сорта нефти здесь высокого качества – легкие, с низким содержанием серы, что делает их коммерчески привлекательными. Для сравнения: на северо-западе нефти тяжелые, вязкие, сернистые.

Следует заметить, что российской компании пришлось конкурировать со многими международными фирмами. Ведь сначала на рынке курдской автономии в Ираке преимущественно были представлены геологоразведочные компании, целью которых было  оценить запасы сырья и продать участки более крупным предприятиям. Руководству региона приходилось иметь дело с тремя десятками небольших компаний.

Министерство природных ресурсов курдской автономии объявило, что стратегия развития отрасли предусматривает привлечение международных компаний, диверсификацию рынка. При этом было важно, чтобы компании представляли не только Европу и Северную Америку.

«Сейсморазведка выполнена российской стороной по всем 3 блокам. В феврале 2015 года началась добыча на блоке Garmian (месторождение Sarqala). Начало добычи на блоках Shakal и Halabja запланировано на 2018–2019 годы. К этому моменту извлечение нефти на месторождении Sarqala планируем увеличить в несколько раз относительно текущих значений»[ii], – проинформировал генеральный директор Gazprom Neft Middle East М.В.Холодов.

Он также подчеркнул следующее: «Иракскому Курдистану удается очень жестко контролировать вопросы безопасности. На территории “федерального” Ирака и Сирии идет полномасштабная война с террористами, но в Курдистане обстановка спокойная. Люди работают, в бункере не живем, каску и бронежилет не носим. Но сказать, что боевые действия никак на нас не сказываются, нельзя. Как минимум уменьшается глубина рынка подрядных организаций. Далеко не все компании обладают необходимым аппетитом к риску. Ограничиваются пути поставок оборудования и расходных  материалов. С другой стороны, рынок достаточно широк и глубок, чтобы наше предприятие чувствовало себя комфортно по обеспечению производственной деятельности, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе»[iii].

Примечательно, что обеим «дочкам» «Газпром нефти», работающим на иракском рынке, приходилось разминировать участки залегания недр, чтобы приступить к работе по их освоению. Это стандартные работы, которые выполняются на всей территории Ирака. Российские компании привлекают для этого специализированные фирмы, в том числе местных подрядчиков.

Автор неоднократно подчеркивал в аналитических статьях (опубликованных на сайте Института Ближнего Востока, а также на других ресурсах[iv]) и докладах на профильных мероприятиях (конференциях, обучающих семинарах), что арабы и иракцы в частности куда охотнее станут сотрудничать с тем иностранными партнерами, кто нацелен на длительную реализацию совместных проектов, причем с привлечением новейших технологий и предоставлением большого количества рабочих мест местному населению.

«Работы выполняются на совесть – за все время деятельности в иракском Курдистане у нас не было ни одного инцидента, связанного с минами или неразорвавшимися снарядами (хотя найдены многие сотни)»[v], – особо подчеркнул М.В.Холодов.

При этом он отметил, что велика роль взаимодействия с местными сообществами: «Для местного населения нефтяная промышленность – это нечто новое, что ждать от нефтяников – непонятно. В основном работать приходится в сельскохозяйственных регионах, в иракской житнице. Любые наши действия на любом участке работ начинаются с того, что туда приходит подразделение, налаживающее контакт с местными жителями. Только во вторую очередь приходят аудиторы минной и химической обстановки. Потом проводится социальное исследование, исследование воздействия на окружающую среду и так далее. Взаимоотношения нашей компании и с местным населением, и с органами власти выстроены очень понятно и четко. Любой пришедший в регион бизнес рассматривается как элемент комплексного экономического развития иракского Курдистана. Мы привлекаем местных работников, арендуем транспортные средства, строительную технику. Главное – это прозрачная и экономически эффективная работа. Необходимо дать понять местному населению, его формальным и неформальным лидерам, что любые вопросы решаются исключительно в правовом поле и только с участием руководства страны или региона»[vi].

Таким образом, «Газпром нефть» обладает во многом уникальным статусом среди иностранных нефтяных компаний – российский концерн реализует совместные проекты не только с Багдадом, но и с Эрбилем (столица курдской автономии Ирака).

Были случаи, когда официальный Багдад заносил в «черный список» те зарубежные предприятия, которые участвовали в добычных проектах на территории курдской автономии Ирака. Кстати, среди попавших в немилость федеральным властям значились весьма известные западные фирмы.

Вероятно, активное лобби со стороны российских государственных структур помогло «Газпром нефти» усидеть в Ираке на двух стульях и не поплатиться за это. В противном случае российские нефтяники могли лишиться проекта «Бадра», довольствуясь лишь тремя нефтеносными участками в курдской автономии.

За годы работы на иракском рынке компания неплохо приспособилась к местной специфике: помогая иракцам в реализации прозрачных социальных проектов, «Газпром нефть» завоевала заслуженный авторитет среди властей и населения этого арабского государства.

Большим плюсом также является тот факт, что компания осуществляет обучение иракских граждан (как на базе Научно-технического центра «Газпром нефти», так и на базе региональных и российских учебных заведений (РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина, Горный университет)), чтобы по окончании они могли получить профессию инженеров-буровиков и нефтепереработчиков. После этого «Газпром нефть» готова трудоустроить дипломированных инженеров, вернувшихся в Ирак.

 

[i]См. подробнее: Касаев Э.О. О деятельности российской компании «Газпром нефть» в Ираке // Институт Ближнего Востока, 21.01.2017. Интернет-ресурс. URL: http://www.iimes.ru/?p=32087

[ii]Добыча в иракском Курдистане // Корпоративный журнал «Газпром». 2015. № 12. С. 40.

[iii]Там же. С. 41.

[iv]См., например: Касаев Э.Обстановка в Ираке не пугает российских нефтяников // Российский совет по международным делам (РСМД), 30.12.2014. Интернет-ресурс. URL: http://russiancouncil.ru/inner/%3Fid_4%3D5040?PROJECT_THEME_ID_4=8&TYPE_4=analytic#top-content

[v]Добыча в иракском Курдистане // Корпоративный журнал «Газпром». 2015. № 12. С. 41.

[vi]Там же.

52.26MB | MySQL:103 | 0,489sec