О проблеме водных ресурсов на Ближнем Востоке и в Африке

Проблема водных ресурсов с каждым годом приобретает все большую значимость, заставляя ученых и политологов говорить о неизбежности в будущем конфликтов за права владения этим стратегическим ресурсом. Действительно, население в регионе Ближнего Востока и Африки растет со стремительной быстротой, а источники воды почти также быстро иссякают. Засушливый климат, неконтролируемый рост населения и прочие «отягчающие» факторы делают воду поистине «прозрачным золотом» XXI века.

Не в пользу жителей региона и всевозможная статистика, публикуемая по этому поводу различными международными организациями. Согласно данным, опубликованным в августе 2004 г. в совместном докладе Всемирной организации здравоохранения /ВОЗ/ и Детского фонда ООН /ЮНИСЕФ/ более одного миллиарда человек до сих пор используют небезопасные источники питьевой воды. Наибольшему риску подвержены развивающиеся страны, особенно в суб-Сахарской зоне Африки. Специалисты Африканского банка подсчитали, что для кардинального улучшения снабжение водой сельского населения Африки до 2015 года необходимо изыскать не менее 10 миллиардов долларов. В этом случае 80 процентов африканцев смогут пользоваться чистой водой, а при продолжении столь же массированных инвестиций к 2025 году водоснабжение нормализуется по всему Черному континенту.

Согласно данным ряда европейских организаций, более 5 млн. человек ежегодно умирают в мире в связи с болезнями, вызванными потреблением грязной или зараженной воды. В настоящее время 31 страна в мире и более 1 млрд. человек не имеют регулярного доступа к чистой воде. Каждые 8 секунд в мире умирает ребенок, выпивший негодную для питья воду. Поэтому ситуация в мире в этой области является очевидным примером нарушения прав человека. Если в Северной Америке каждый житель потребляет в среднем 1700 кубических метров воды в год, то в Африке – всего 250. За последние 50 лет источники воды в странах Африки сократились на три четверти, а в Азии – на две трети. Питьевую воду в Африке пьет только 60 проц. населения, причем 50 проц. африканского населения страдает от болезней, связанных с плохой водой.

По оценкам международных организаций, в 2025-35 годах, когда население Земного шара превысит 8 млрд. человек, более 3,4 млрд. жителей планеты будут лишены доступа к чистой питьевой воде. По подсчетам Всемирного банка, нужно выделять ежегодно 180 млрд. долл. в течение десятилетия для того, чтобы гарантировать каждому жителю Земли доступ к годной для питья воде.

Проблема воды в странах Азии и Африки тесно связана с другой не менее важной проблемой – продовольственной. Арабские страны /а их больше 20-ти/ каждый год тратят 50 миллиардов долларов только на сельскохозяйственное орошение. Как заявил министр водных ресурсов Египта Махмуд Абу Зейд, к 2025 году девяносто процентов арабских стран могут оказаться за чертой «бедности водными ресурсами». Для того, чтобы этого не произошло, необходима выработка единой арабской стратегии водопользования.

В богатых нефтедобывающих странах Арабского Востока пошли путем верным, но затратным, решив выделять ежегодно миллиарды долларов на опреснение морской воды. По некоторым данным, страны Аравии таким способом получают уже сейчас около 70 процентов потребляемой воды. Однако правительствам большинства стран Азии и Африки такие расходы явно не по карману.

В сложившейся ситуации остается полагаться на собственные силы, а также на помощь международных финансовых организаций. Лишь при их активной спонсорской помощи можно реализовать проекты по обеспечению населения водой. Согласно опубликованным недавно данным ООН, Египет возглавляет список государств, которые прилагают усилия для того, чтобы к установленному этой организацией сроку – 2015 году обеспечить всех своих граждан чистой питьевой водой. В настоящее время ею обеспечены 98 процентов египтян. Однако за завесой вроде бы обнадеживающих цифр уже сейчас виднеется скрытая угроза. Почти в каждом выступлении президента страны Хосни Мубарака проблема «таяния» водных ресурсов на фоне не снижающегося демографического роста характеризуется как основная национальная проблема, для решения которой необходимо задействовать все имеющиеся у страны рычаги. В связи с этим перед Египтом стоит серьезная задача поиска дополнительных источников воды на фоне стремительного роста численности населения, составившего в 2003 г. уже более 70 млн. человек. Нынешняя доля страны в водных ресурсах пока устраивает египтян: ее достаточно для 90 миллионов человек, однако согласно прогнозам, к 2025 г. население Египта превысит 100-миллионную отметку.

Проблема обеспечения страны водами Нила является одной из ключевых проблем внешней политики Египта, на которую власти смотря исключительно через призму национальной безопасности. Между тем, Египет находится в нижнем течении Нила, а потому зависит от стран, расположенных в верхнем течении этой крупнейшей африканской реки. Ряд африканских государств требуют пересмотра договора по разделу стока реки Нил, заключенного между Египтом и Суданом в ноябре 1959 г., поскольку, по их мнению, он является устаревшим документом, не учитывающим нынешние экономические и демографические реалии «Черного континента», а, кроме того, дающим привилегированные права Каиру и Хартуму на пользование ресурсами этой африканской реки. Согласно ему, Египет ежегодно получает 55,5 млрд. куб. м воды, в то время как Судан – 18,5 млрд. куб. м. Здесь стоит также добавить, что в странах бассейна Нила проживают 160 миллионов человек, и их численность ежегодно увеличивается на 2,5 миллиона.

Между тем другие страны бассейна Нила /особенно, Эфиопия/ все чаще заявляют о том, что их не устраивает квота получаемой воды, и требуют пересмотра имеющихся региональных соглашений, в том числе египетско-суданского договора 1959 г. Его пересмотр и заключение нового международного договора с участием всех 10 стран бассейна этой крупнейшей африканской реки может привести к снижению квоты Египта. Официальный Каир с нескрываемым раздражением реагирует на разговоры о пересмотре имеющихся соглашений, которые периодически поднимают его африканские соседи. Как заявил в свое время исполнительный директор Асуанской высотной плотины Мухаммед аль-Амир Осман, «нарушение договора 1959 года равносильно нарушению нашей границы».

Но, несмотря на нежелание Каира вести переговоры о снижении своей водной квоты в пользу стран, расположенных в верхнем течении Нила, решения данной проблемы избежать не удастся. При этом Египет, по всей видимости, согласится только на такое соглашение, которое не создаст угрозу национальной безопасности страны. Таким образом, учитывая вероятный дележ водных ресурсов реки Нил, для Египта представляется весьма важным перевод решения данной проблемы в дипломатическое русло. Это позволит избежать напряженности в отношениях с африканскими соседями и в дальнейшем рассчитывать на взаимовыгодное сотрудничество и участие в совместных проектах в области гидроэнергетики – сфере, в которой у Египта за долгие годы накопился колоссальный опыт.

В целом можно говорить о том, что Египет и Судан договорились действовать вместе в «водном вопросе». В июне 2004 г. официальный Хартум подтвердил, что между Суданом и Египтом существует полное понимание в вопросах разделения водных ресурсов реки Нил. Египет и Судан заявляют о своем несогласии на вмешательство какого-либо государства за пределами бассейна Нила в вопросы, связанные с использованием ресурсов реки, поскольку это, по их убеждению, может привести к сокращению квот обоих государств. В свою очередь Комитет по вопросам обороны и национальной безопасности Народного собрания АРЕ призвал к принятию активных мер для срыва попыток Израиля «получить доступ к ресурсам Нила через возведение каскада плотин в Уганде и Эфиопии при инвестиционной поддержке США и Всемирного банка».

О «водной карте» Израиля для давления на арабские страны стоит сказать отдельно. Так, одной из причин, по которой Тель-Авив не возвращает Сирии оккупированные им в 1967 г. Голанские высоты является тот факт, что этот район богат водными ресурсами, оттуда берет начало большинство рек, водами которых пользуются, Израиль, Сирия, Ливан, Иордания и палестинцы. Осенью 2002 г. напряженность возникла на ливано-израильской границе, причиной чего стало открытие ливанцами водозаборной станции на приграничной реке Ваззани. Израиль угрожал Бейруту военным вмешательством, однако, в конечном счете, вооруженного конфликта удалось избежать.

Впрочем, Израиль, 60 процентов территории которого составляет пустыня Негев, сам был бы не прочь закупить воды у арабов /например, у Египта/, однако неурегулированность ближневосточного конфликта и вызванное этим сужение масштабов арабо-израильского сотрудничества практически по всем направлениям, ставит под сомнение появление подобных проектов. Водный канал из Красного моря в Мертвое, принципиальное соглашение о строительство которого было достигнуто между Иорданией и Израилем на Всемирном экономическом форуме в июне 2003 г., как раз является ярким примером такого «замороженного» проекта.

В сложившейся ситуации арабские страны говорят о необходимости консолидации усилий для разрешения проблемы нехватки водных ресурсов в регионе. На состоявшейся весной этого года в Каире конференции по проблемам водоснабжения было решено создать Арабский водный совет, который будет заниматься проблемами внедрения новых технологий получения и сбережения пресной воды, поисками новых водных ресурсов, а также борьбой с опустыниванием. На ней же была принята «Каирская декларация об арабских водных ресурсах», определяющая проблемы и пути их решения в снабжении арабского мира водой, 65 процентов которой сейчас поступает из-за рубежа, и выработку общей стратегии в этой области. Активную роль в продвижении данного проекта сыграл Египет.

И хотя ситуация в области раздела водных ресурсов не угрожает в ближайшее время возникновением прямого вооруженного столкновения, на память приходят слова, сказанные еще в конце 80-х гг. прошлого века тогдашним госминистр по иностранным делам Египта Бутросом Бутросом Гали, который с тревогой предрекал, что следующая война в регионе будет за воду, а не по политическим причинам.

52.37MB | MySQL:106 | 0,682sec