Волна арестов сторонников «Исламского Государства» в секторе Газа

После жесткого ответа ЦАХАЛа на недавний ракетный обстрел израильской территории из сектора Газа (следует напомнить, что 27 февраля ЦАХАЛ нанес 15 ракетных и артиллерийских ударов по различным военным объектам «Бригад Изеддина аль-Касама», вооруженных формирований ХАМАСа) контролирующие сектор власти ХАМАСа начали широкую волну арестов активистов салафитских организаций, связанных с «Исламским государством» (ИГ, запрещено в России). В этой связи издающаяся в Лондоне арабская газета «Аш-Шарк аль-Аусат» сообщила в 2 марта со ссылкой в частности на источники в самом ХАМАСе о том, что за последние дни силами безопасности было арестовано более 550 человек в секторе Газа. Десятки местных жителей предстали перед военным трибуналом ХАМАСа по обвинению в том, что они принадлежат к ИГ и несут прямую или косвенную ответственность за последние обстрелы Израиля.

В ХАМАСе обвиняют арестованных в том, что они «пытались вызвать столкновение с Израилем», а для этого производили ракеты и обстреливали ими Израиль (следует отметить, что пока – без особого успеха). ХАМАС не в первый раз прибегает к массовым арестам салафитов. Он держит их длительное время в заключении в рамках борьбы со все усиливающейся поддержкой, которой ИГ пользуется в секторе Газа. Газета «Аш-Шарк аль-Аусат» сообщила, что среди арестованных за последние дни есть не только активисты ячеек ИГ, но и рядовые граждане, которые не предпринимали никаких активных действий ни против Израиля, ни против ХАМАСа, однако высказывали поддержку идее исламского государства.

Сообщается также , что силовые структуры ХАМАСа продолжают разыскивать нескольких видных активистов салафитских группировок в секторе Газа. Среди них – некий Нур Иса, который считается лично ответственным за последний по времени ракетный обстрел израильской территории, имевший место в конце февраля. Его сестра опубликовала пост в «Фейсбуке», в котором сообщила, что спецслужбы ХАМАСа арестовали ее отца и одного из ее братьев с целью оказать психологическое давление на брата, находящегося в розыске, и вынудить его сдаться. Нур Иса был объявлен в розыск после того, как в интернете была обнародована видеозапись его краткого выступления, в котором он обвинил ХАМАС в измене исламу.

Несмотря на массовые аресты, а может быть, в качестве ответа на них, уже во второй половине дня 2 марта с территории сектора Газа был обстрелян из легкого стрелкового оружия патруль ЦАХАЛа, осуществлявший охрану пограничного забора. Пострадавших не было, однако было зафиксировано попадание в патрульную машину. Этот инцидент произошел в северной части границы Израиля с сектором Газа, в региональном совете Хоф-Ашкелон. В ответ на этот обстрел ЦАХАЛ подверг обстрелу две позиции боевиков ХАМАСа – с воздуха и из танковых орудий. Таким образом, Израиль в очередной раз продемонстрировали свою приверженность провозглашенной министром обороны Авигдором Либерманом новой политики в отношении обстрелов израильской территории из сектора Газа. Эта политика строится на двух основных принципах:

  1. Израильский ответ будет непропорционально силен по сравнению с ударом, нанесенным по нему из сектора Газа.
  2. В качестве ответственного за обстрелы своей территории из сектора Газа Израиль будет рассматривать ХАМАС.

У ХАМАСа есть весьма серьезные основания опасаться прямого военного столкновения с Израилем. Авигдор Либерман уже предупредил, что «следующая операция ЦАХАЛа в секторе Газа будет последней», то есть она завершится только после полного разгрома ХАМАСа. В условиях, когда к власти в США пришел президент Дональд Трамп, ХАМАС не может рассчитывать, что американская администрация вмешается в ход возможной операции ЦАХАЛа. А помимо американской администрации, израильтян не сможет остановить никто. Одновременно с этим сближение Израиля с такими влиятельными суннитскими государствами, как Египет, контролирующий единственный участок границы сектора Газа, не блокируемый Израилем, и Саудовская Аравия, неизбежно приведет к тому, что ХАМАС ни в коей степени не сможет рассчитывать на помощь с их стороны в случае такого столкновения. Они ограничатся словесным осуждением чрезмерной жесткости израильтян (для того, чтобы несколько успокоить арабское общественное мнение), но в реальности ничего не сделают для остановки возможной операции ЦАХАЛа.

В принципе сам  Израиль не заинтересован в начале новой операции в секторе Газа. Дело даже не только в неизбежных таком случае убытках и потерях, но и в том, что никому толком не ясно, что делать с сектором Газапосле свержения там власти ХАМАСа. Теоретически существуют три возможности:

  1. Восстановление военно-гражданской израильской администрации, существовавшей в секторе Газы до Норвежских соглашений первой половины 90-х годов прошлого века и создания Палестинской национальной администрации (ПНА).
  2. Передача сектора Газа под контроль ПНА, возглавляемой Махмудом Аббасом.
  3. Вывод ЦАХАЛа из сектора Газы после свержения режима ХАМАСа и предоставления жителей сектора их собственной судьбе.

Однако все эти возможности плохи для Израиля по следующим причинам:

  1. Контроль над сектором Газа означает принятие на себя ответственности за материальное и социальное благополучие тамошнего арабского населения. Это крайне дорого и в денежном, и в политическом выражении.
  2. Передача сектора Газа под контроль Махмуда Аббаса могла бы усилить правительство ПНА в Рамалле. Но Израилю это ни к чему. Достаточно упомянуть о том, что это неизбежно привело бы к возобновлению требований о создании некого «арабского коридора» для беспрепятственного движения между Западным берегом и сектором Газа.
  3. В случае, если власть ХАМАСа будет свергнута ЦАХАЛом, но не заменена никакой другой властью, есть все основания опасаться, что в обозримом будущем власть ХАМАСа в секторе Газа будет сменена властью ИГ, чего Израиль, естественно, не хочет.

Вместе с тем нынешняя политическая ситуация в Израиле, когда основной темой для обсуждения являются выводы проверки, проведенной государственным контролером Йосефом Шапира по поводу операции «Несокрушимая скала», осуществленной ЦАХАЛом в секторе Газа в 2014 году, располагает к тому, что израильские политики и военные с большей легкостью могут принять решение о начале новой операции, чтобы исправить допущенные ими самими или их предшественниками в ходе предыдущей операции промахи.

52.11MB | MySQL:103 | 0,631sec