О столкновениях между курдскими и езидскими формированиями на северо-западе Ирака

Выступая на парламентской пресс-конференции в субботу, 4 февраля, депутат от провинции Найнава (Ниневия) Абд ар-Рахман аль-Лувейзи подверг резкой критике действия милиционных курдских формирований «Рожава», входящих в состав курдского ополчения, известного под общим названием пешмерга, и подчиняющихся президенту курдской автономии Масуду Барзани. В четверг, 2 февраля, те атаковали позиции езидских отрядов из состава частей обороны Шангала, что по мнению иракского парламентария есть ни что иное, «как братоубийственная война иракцев с иракцами».

Абд ар-Рахман аль-Лувейзи сообщил журналистам, что объектом атаки со стороны сил, лояльных М. Барзани, стали подразделения, подчиняющиеся или союзные Рабочей партии Курдистана (Partiya Karkerên Kurdistan – PKK), известной курдской политической организации, борющейся за политические права курдов в Турции и создание курдской автономии в составе Турции и сформированные из этнических езидов, жителей района Синджар.

Депутат обращает внимание, на то что официальные СМИ региона умалчивают это обстоятельство, либо сообщают о том, что боевики РПК атаковали позиции проправительственного ополчения.

По мнению Абд ар-Рахмана аль-Лувейзи, то, что столкновения вспыхнули сразу за возвращением М.Барзани из поездки в Турцию, где от встречался с президентом Р.Т.Эрдоганом, есть ни что иное как подтверждение коллаборационистской политики М.Барзани, являющегося «инструментом иностранного вмешательства в суверенные дела Ирака».

Парламентарий от Найнавы обратил внимание прессы на крайне опасное, по его мнению обстоятельство, которым является решение М.Барзани направить в район столкновений бригаду пешмерга, сформированную из этнических арабов, что приведет к выходу конфликта на новый уровень и настроит езидов против арабов. В этой связи он призвал федеральные власти Ирака срочно вмешаться в эту потенциально весьма опасную ситуацию, способную развязать на севере страны еще одну гражданскую войну.

Стычки между местными ополченцами-езидами и отрядами «Рожава» начались в четверг в районе Хансур – Снуна, севернее Синджара, это самый северо-западный угол Ирака, где сходятся границы Турции и Сирии – стратегически важный район, где проходит приграничная рокадная дорога, отделенный горным хребтом от трассы № 47 Талль-Афар – Синджар, этот своеобразный «закуток», по–видимому очень привлекателен для Анкары, вынашивающей мысль создать там нечто подобное той зоне безопасности, которую турки пытаются сформировать на севере Сирии.

То, что подобные действия М.Барзани, граничащие с точки зрения территориальной целостности и суверенитета Ирака с предательством и государственной изменой, есть ни что иное, как выполнение просьбы Р.Т.Эрдогана и реализация турецкой проекции концепции безопасности в представлении Анкары на север Ирака —  это ясно в Багдаде большинству политиков. Другое дело, что в настоящее время у федеральных властей нет реальных возможностей поставить зарвавшегося М.Барзани на место. Впрочем, хронология его политической деятельности и отношений с курдскими политическими силами такова, что вероятность его более или менее продолжительной деятельности на посту президента курдской автономии весьма сомнительна. Слишком многих он предавал и слишком много раз переходил из одного лагеря в другой. Ореол курдов, как «мучеников» и «жертв» сначала режима С. Хусейна, а затем «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) итак несколько преувеличен, кроме того, он меньше всего относится к М.Барзани и его сторонникам, и, что уж совсем трудно отрицать – значительно размыт и многочисленными коррупционными скандалами, связанными с экспортом нефти и контрабандой всего подряд, и с весьма условной и своеобразной борьбой пешмерга с боевиками ИГ, очень разрекламированной в СМИ, и очень скромной в реальности. Хотя, бойцы той же РПК, езидского ополчения Синджара как раз и вынесли на себе всю тяжесть боев с террористами на севере Ирака.

Казем ас-Сияди, представитель парламентской фракции «Национальный союз» солидарен с коллегой в оценке происходящего. Он считает, что действия руководства автономии вредны и направлены на создание нового очага напряженности в «и без того исключительно сложной обстановке… действия же центральной власти в отношении Эрбиля слабы и недостаточны». «Курдистан превратился в черную дыру, через которую отмываются и воруются деньги Ирака, там плетутся заговоры и существует самая настоящая оппозиция нашей стране», — считает политик. Сложно не признать, что в этих высказываниях достаточно полно отражены нынешние реалии региона.

Чего больше в нынешнем отношении правительства Ирака к, не побоимся этого термина, беспределу, все больше становящемуся способом политической деятельности М.Баразани, то ли неготовности и отсутствия сил навести порядок, то ли каких-то других мотивов, судить сложно. Но, на некоторые мысли наводит, например решение комиссии кабинета министров от 2 марта с участием премьер-министра Х.аль-Абади, министров нефти, электроэнергетики и водных ресурсов, о передаче прав на переработку киркукской нефти компании «Аль-Кар», являющейся собственностью родственика М.Барзани, и по совместительству, премьер-министра Иракского Курдистана, Нечирвана Барзани. Исключительное право на переработку нефти по цене 10 долларов за баррель – вот вам возможный ответ на недавние события по захвату курдами офиса Северной нефтяной компании в Киркуке. Не посылка в Киркук отрядов быстрого реагирования и спецназа, а такое вот решение. По какой цене будет продаваться произведенный из этой нефти бензин и кто будет бенефициарами данного процесса, разумеется, ответить невозможно. Но кое-какие заключения из данного примера о текущих политических и экономических закономерностях Ирака и их движущих мотивах, сделать можно.

52.24MB | MySQL:103 | 0,501sec