Россия и Иран: продолжение экономического диалога. Часть 5

В Части 1 приведена общая информация о февральском официальном визите в Иран высокопоставленной российской делегации во главе с первым заместителем председателя правительства России И.И.Шуваловым; сказано о некоторых итогах рабочей встречи министр энергетики России А.В.Новака с министром нефти Ирана Б.Н.Зангане.

В Части 2 подробно рассмотрены перспективы взаимодействия российской нефтяной компании «Лукойл» с иранской стороной.

В Части 3 оценены итоги переговоров А.В.Новака с министром энергетики Исламской Республики Х.Читчияном; отмечены некоторые взаимовыгодные проекты в электроэнергетической сфере.

В Части 4 продолжена характеристика двустороннего сотрудничества в электроэнергетическом и нефтегазовом секторе.

В заключительной части рассмотрены российско-иранские связи в авиационной промышленности и банковском секторе; приведены важные выводы.

В ближайшее время Иран планирует приобрести российские самолеты. Кроме того, наше государство заинтересовано в производстве деталей и оборудования для российских самолетов в Исламской Республике. Россия предложила Ирану наладить совместное производство регионального самолета «Ил-114»[i].

«Поставки того или иного оборудования, это лишь часть нашего плана по сотрудничеству. Нам подтвердили, что Иран заинтересован в ближайшее время приобрести 12 самолетов Sukhoi Superjet 100. Мы предложили нашим иранским партнерам наладить совместное производство турбовинтового самолета Ил-114, модернизированного и наши компании сейчас работают с иранскими партнерами для того, чтобы выработать конкретные предложения и решения»[ii], – подчеркнул А.В.Новак.

Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100) – российский ближнемагистральный пассажирский лайнер, рассчитан на перевозку до 98 пассажиров на расстояние до примерно 4,4 тыс. км. Производство SSJ-100 ведет АО «Гражданские самолеты Сухого».

Ил-114, предназначенный для региональных перевозок, был разработан конструкторским бюро Ильюшина в 1980-х годах. Самолет строили в Ташкенте, всего было выпущено около 20 машин, большинство уже выведено из эксплуатации. В этом году по поручению президента России «Объединенная авиастроительная корпорация» начала программу модернизации Ил-114.

Разработчиком Ил-114-300 выступает ОАО «Ил», головным изготовителем – АО «РСК МИГ», на заводах которого будет осуществляться производство агрегатов и финальная сборка самолетов. Первый серийный самолет Ил-114-300 будет произведен в 2020–2021 годах, всего до 2029 года планируется выпустить около 100 машин[iii].

Обозреватель иранского делового издания Financial Tribune С.Джалили опубликовал любопытную заметку, в которой отмечено, что японская компания Mitsubishi Aircraft Corporation приостановила выполнение плана о продаже самолетов  иранскому авиаперевозчику Aseman Airlines на фоне озабоченности по поводу американской политики в отношении Исламской Республики при президенте США Д.Трампе.

Компания Aseman Airlines имеет третий по величине флот в Иране после Iran Air и Mahan. Авиакомпания также ведет переговоры с канадской компанией Bombardier, российской «Сухой» и бразильской Embraer по приобретению региональных самолетов.

«В последнее время японская компания в своем заявлении призвала к приостановке переговоров до тех пор, пока политика правительства США не станет более ясной. Японцы проявляют осторожность в связи с этим, учитывая их тесные связи с Соединенными Штатами»[iv], – заявил заместитель руководителя по планированию и расширению воздушного флота Aseman Airlines М.Горджи.

Заместитель министра дорог и городского развития А.Фахрие-Кашан намекнул в июле с.г., что Иран рассматривает вопрос о сделке на сумму 500 млн долларов на приобретение 25 японских пассажирских самолетов Mitsubishi Regional Jet (MRJ). По его информации, большинство самолетов должны были быть проданы компании Aseman Airlines[v].

«Мы решили рассмотреть этот тип самолета в качестве замены самолетов Fokker 100s, используемых Aseman. Хотя сроки поставки были отложены, переговоры продолжаются на серьезном уровне»[vi], – подчеркнул М.Горджи.

Стоит отметить, что первый полет авиалайнера MRJ был проведен в ноябре 2015 года, но их серийное производство откладывалось уже 5 раз, и теперь запуск в серию планируется начать в 2020 году.

Иранский Bank Melli и «Мир Бизнес Банк» России выразили полную готовность поддержать предпринимателей двух стран. Это заявление было сделано в ходе встречи с участием управляющего директора Bank Melli М.Хоссейнзаде и заместителя главы Центрального банка России Д.Г.Скобелкина.

М.Хоссейнзаде подчеркнул, что «Мир Бизнес Банк» играет значительную роль в формировании сотрудничества между банковскими системами обоих государств. По его словам, российскому предприятию удалось обеспечить предпринимателей хорошими банковскими услугами[vii].

 

***

В заключение целесообразно сделать важные выводы.

Первое. Экономический диалог России и Ирана имеет хорошие перспективы в скором будущем увенчаться целым пакетом двусторонних соглашений и контрактов в различных отраслях промышленности. Недавний официальный визит высокопоставленных российских должностных лиц в Исламскую Республику серьезно упрочил межгосударственные связи

Второе. Топливно-энергетический сектор является одной из наиболее перспективных сфер российско-иранского партнерства. При позитивном исходе активного переговорного процесса нефтегазовый и электроэнергетический сектор обоих государств  могут получить серьезные дивиденды.

Третье. Сделки в авиационной промышленности также значатся на повестке дня кооперации Москвы и Тегерана. Добротные российские самолеты смогут оказаться вполне конкурентоспособными на иранском рынке, где представлены и на который планируют выйти в перспективе многие известные компании из различных уголков планеты.

Четвертое. Сделки в банковском бизнесе также не стоит сбрасывать со счетов. Эффективное взаимодействие России и Ирана в части оказания качественных и своевременных финансовых услуг сослужит хорошую службу обеим сторонам.

Пятое. В течение года следует ожидать интенсификации российско-иранского торгового и инвестиционного диалога, поскольку на кону – реализация многих весьма выгодных сделок. Визит Х.Роухани в Россию придаст еще больший импульс развитию плодотворного хозяйственного сотрудничества Москвы и Тегерана.

Шестое. Итоги предстоящих в мае с.г. президентских выборов в Исламской Республике не скажутся негативно на уровне межгосударственных деловых контактов, поскольку российско-иранское экономическое партнерство на современном этапе имеет весьма прочный фундамент, на котором усилиями чиновников и предпринимателей обеих стран возводятся толстые стены будущей прибыли.

[i]Russia eyes $20 billion in potential energy deals with Iran // Islamic Republic News Agency, 23.02.2017. Интернет-ресурс. URL: http://www.irna.ir/en/News/82442202/

[ii]Лоскутова А.«Суперджет» летит в Иран // Interfax-Russia.ru, 22.02.2017. Интернет-ресурс.URL: http://www.interfax-russia.ru/Moscow/view.asp?id=810477&p=1

[iii]Там же.

[iv]Jalili S. Japan Planemaker Holds Off Iran Plans Amid Trump Uncertainty // Financial Tribune, 21.02.2017. Интернет-ресурс. URL: https://financialtribune.com/articles/economy-domestic-economy/60043/japan-planemaker-holds-off-iran-plans-amid-trump-uncertainty

[v]Ibid.

[vi]Ibid.

[vii]Iranian, Russian banks to back economic activists // Mehr News Agency, 20.02.2017. Интернет-ресурс. URL: http://en.mehrnews.com/news/123709/Iranian-Russian-banks-to-back-economic-activists

 

49.65MB | MySQL:114 | 2,372sec