О визите короля Саудовской Аравии Сальмана в Малайзию и Индонезию

С 1 по 7 марта состоялись визиты короля Саудовской Аравии Сальмана в Малайзию и Индонезию. Визиты были обставлены с небывалой помпой и пышностью. Персонал саудовской делегации составлял более 900 человек, включая 25 принцев правящей династии и десять министров. Вместе с делегацией прибыло 460 тонн багажа. Для перевозки делегации понадобилось несколько самолетов: 4 «Боинга-747», 2 «Боинга-777» и несколько транспортных «Геркулесов».  Визиты в Малайзию и в Индонезию являлись частью большого тура саудовского короля по странам Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), который будет продолжен в Китае, Японии, Брунее и на Мальдивских островах. Необходимо отметить, что визит Сальмана является вторым визитом подобного рода в Индонезию. Саудовский монарх не совершал поездок в эту страну с 1970 года, когда Джакарту посетил король Фейсал.

Обращение КСА к Азиатско-Тихоокеанскому региону не является случайным и отражает стремление Эр-Рияда к развитию многовекторных отношений  в контексте ослабления саудовско-американского стратегического партнерства. Второй причиной этих поездок, совершенных слабым, больным королем, является желание Эр-Рияда присоединиться к «морскому Шелковому пути», являющемуся частью амбициозного проекта «Один пояс, один путь», вынашиваемого Пекином.

В ходе визита короля в Малайзию было подписано соглашение о саудовских инвестициях на сумму в 7 миллиардов долларов для развития нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплексов в малайзийском штате Джохор. Партнером саудовской компании «Арамко» в этой сделке выступает государственная малайзийская компания «Петронас».  В то же время пребывание короля в Куала-Лумпуре было несколько омрачено развивавшимся там политическим скандалом, связанным с саудовской взяткой нынешнему премьер-министру страны Наджибу Раззаку. В ходе недавних парламентских выборов в стране на его счета саудовской королевской семьей были переведены в качестве «дара» 700 миллионов долларов.  Местная общественность справедливо оценила это как взятку, на что указал и бывший премьер-министр страны Махатхир Мухаммад.

Инвестиционные прогнозы при посещении королем Индонезии составляли около 25 миллиардов долларов, включая 6 миллиардов долларов, которые должны были быть выделены на строительство нефтеперерабатывающего завода Чилакап на юге острова Ява. Существенно уменьшилась и прямая саудовская гуманитарная помощь Индонезии. Если в 2015 году она составляла более 30 миллионов долларов, то в 2017 году всего 900 тысяч долларов. Скорее всего, это связано с экономическими трудностями, переживаемыми Саудовской Аравией. В начале 2017 в КСА года были урезаны правительственные субсидии на горючее и товары первой необходимости, был впервые введен налог на добавленную стоимость (НДС) в размере пяти процентов.   Большое разочарование вызвало у депутатов индонезийского парламента появление короля Сальмана в этом законодательном органе страны. Король выступил перед ними с трехминутным обращением, в котором высказал уже ставшей дежурной мысль о необходимости борьбы с международным терроризмом и выступил против «вмешательства во внутренние дела других стран, которое в ближневосточном регионе осуществляет Иран». Таким образом, лидеры КСА  используют для антииранской агитации даже далекие страны Юго-Восточной Азии.

Несмотря на скудость прямых инвестиций в экономику Индонезии, эксперты считают, что значительная часть саудовского финансирования в страну идет через покупку акций прибыльных индонезийских компаний, бенефициаров которой трудно отследить. Кроме того, не оскудевает приток саудовской помощи в исламские религиозные учреждения Индонезии. Саудовцы вкладывают деньги в строительство пяти мечетей для нужд индонезийской армии в рамках программы КСА по учреждению в мире миллиона новых мечетей. Одновременно будет осуществляться строительство новых учебных корпусов и общежитий Института арабских и исламских исследований, спонсируемого Эр-Рияда исламского университета Индонезии. Новые кампусы планируется открыть в Макасаре на южном Сулавеси, в Сурабае на Яве и в Медане на северной Суматре. В качестве потенциальной группы поддержки саудовской политики в Индонезии Эр-Рияд рассматривает миллион индонезийцев, работающих в КСА и 220 тысяч граждан «страны тысячи островов», осуществляющих ежегодный хадж. Кстати, индонезийцы лидируют по количеству граждан, принимающих участие в хадже.

В настоящее время Индонезия является наиболее крупной исламской страной в мире. 86% из 240-миллионного населения этой страны являются мусульманами. После свержения диктатуры Сухарто в 1998 году роль исламского фактора в Индонезии неуклонно растет. Крупнейшими исламскими религиозно-политическими движениями в Индонезии являются «Нахдатул Улама» и «Мухамммадия». Каждая из этих ассоциаций объединяет десятки миллионов человек. Они располагают собственными благотворительными фондами, средствами массовой информации, предприятиями исламской экономики. В 1999-2001 годах президентом Индонезии был лидер движения «Нахдатул Улама» Абдуррахман Вахид. Нынешний президент страны Джоко Видодо является активным сторонником движения «Мухаммадия». Эти организации появились примерно в одно и то же время. «Мухаммадия» была создана в 1912 году, а «Нахдатул Улама» (НУ) – в 1926-м. Различие между ними состоит в том, что НУ занимает традиционалистскую позицию, а «Мухаммадия»  — модернистскую. Основатели «Мухаммадии» вдохновлялись идеями исламского модернизма (джадидизма) в салафитском контексте. Впрочем, они были далеки от радикализма и исламского экстремизма. Вдохновляясь идеями мусульманского реформатора Мухаммеда Абдо, они ставили своей задачей приспособить ислам к требованиям современной жизни. В качестве реакции на экспансию модернистских идей появилась «Нахдатул Улама», связанная с суфийским и народным исламом.

Индонезийскому исламу традиционно были присущи веротерпимость и синкретический характер. Он вобрал в себя остатки доисламских индо-буддийских верований. К сожалению, в последнее время в стране нарастают радикальные тенденции. На это посетовал даже бывший президент США Барак Обама, который в прошлогоднем интервью журналу Atlantic Magazine посетовал на то, что в период его детства индонезийский ислам носил терпимый и открытый характер, а в настоящее время в стране появились радикалы и террористы. Обама связал этот момент с деятельностью ваххабитских медресе, спонсируемых Саудовской Аравией. Среди выпускников уже упомянутого Института арабских и исламских исследований отметились лидер террористов Аман Абдуррахман, находящийся в настоящее время в тюрьме, и ведущий антишиитский идеолог Фарид Окба. В 2002 году местная ячейка «Аль-Каиды» (запрещена в России) организовала взрывы в отелях на Бали. Радикализация части мусульманской общины не может не тревожить правительство Индонезии, стремящееся к привлечению иностранных инвестиций и туристов и к хорошим отношениям с соседними неисламскими странами.

Визит короля Саудовской Аравии в крупнейшие исламские страны Юго-Восточной Азии помимо всего прочего является подтверждением реального перехода глобальной системы международной отношений к многополярности. Саудовская Аравия, теряющая лидирующие позиции на Ближнем Востоке стремится уравновесить ухудшившиеся отношения с соседями по Арабскому Востоку и потерявшие прежнюю степень доверительности связи с США новыми системами политических и экономических альянсов. Особое внимание вызывает то, что саудовский внешнеполитический интерес смещается в регион Индийского океана, который, судя по всему, будет ключевым в геополитической системе двадцать первого века. Свой интерес к нему проявляет не только КСА, но и другие монархии Персидского залива. Например, Объединенные Арабские Эмираты создают собственные военно-морские базы в Сомалиленде и Эритрее. Военно-политическое присутствие за рубежом перестает быть привилегией Запада и постепенно привлекает и других акторов мировой политики.

52.2MB | MySQL:103 | 0,446sec