Ситуация в зоне Сахеля: февраль 2017 г.

В Мали февраль начался с вооруженного нападения неизвестных на жандармский блок-пост в районе Тененку. Там погиб 1 жандарм, 1 получил ранения.  

Затем последовало нападение на армейский блок-пост в районе н.п. Менака на севере страны. Нападение было совершено рано утром 4 февраля. В результате погибли 4 малийских военнослужащих, 8 получили ранения. Как утверждал представитель малийской армии, нападавшие также понесли потери. После атаки они скрылись в северном направлении, захватив два армейских внедорожника.

Также 4 февраля подвергся нападению блок-пост жандармерии в районе Тонгонронго (15 км к северу от Мопти, центральная часть Мали). Там погибли 2 жандарма. Таким образом, только за первую неделю февраля малийские военные потеряли 7 человек убитыми.

12 февраля были подведены некоторые итоги антитеррористической операции, проведенной малийскими военными в населенном пункте Диаллубе в районе Мопти. В ходе операции был убит 1 человек, 20 арестованы по подозрению в причастности к террористической деятельности. Большинство арестованных было выходцами из народности пель. Диаллубе считается одной из тыловых баз джихадистской группировки, возглавляемой радикальным проповедником Амаду Куфа. Эта группировка является союзной с джихадистской группой «Ансар ад-Дин».

Ранее, 9 февраля, командующий воинским контингентом Миссии ООН в Мали генерал Даниэль Менауин заявил о намерении миротворцев уделить больше внимания центральной части Мали, где в ближайшее время будет развернут новый сенегальский батальон.

Несмотря на принимавшиеся меры по обеспечению безопасности в центральной части Мали, там в районе Масина (регион Сегу) вспыхнули столкновения между скотоводами из народности пель и крестьянами из народности бамбара. Как было объявлено 13 февраля, в результате этих столкновений погибли по меньшей мере 20 человек, 16 получили ранения, были сожжены многочисленные жилища. По данным местных властей, столкновения спровоцировали пель, убившие выходца из бамбара, после чего последовал ответ последних.

23 февраля командование французской армии сообщило, что французские военные из контингента «Бархан» убили четырех человек – участников вооруженной группы, открывших по ним огонь на севере Мали в районе н.п.Бугуэсса близ границы с Алжиром. На месте боестолкновения найдены 2 пулемета, 2 гранатомета, 4 автомата Калашникова.

6 февраля Бамако принял чрезвычайный саммит группы «Г5 – Сахель», в которую входят Буркина-Фасо, Мавритания, Мали, Нигер и Чад. Эта региональная встреча на высшем уровне была посвящена вопросам безопасности в Мали и их влиянию на зону Сахеля. Она проходила менее чем через три недели спустя после совершенной 18 января атаки смертника в Гао на севере Мали, где погибли около 80 человек. Ответственность за теракт взяла союзная с «Аль-Каидой в странах (исламского) Магриба» (АКИМ) группировка «Аль-Мурабитун» алжирца Мухтара Бельмухтара.

В подготовительных материалах к саммиту констатировалось, что на территории стран региона действуют одни и те же джихадистские группы, совершившие за последние годы серию терактов. В нем отмечалось, что вне зависимости от мест проведения терактов – в Мали, Нигере, Буркина-Фасо и даже в Кот-д`Ивуар — у них были одни и те же разработчики. По оценке авторов этого документа, базы джихадистских группировок находятся в Мали. Исходя из этого они предлагают странам региона уделить особое внимание поддержанию безопасности в этой стране. В качестве одной из мер они называют организацию совместного патрулирования стран-участниц «Г5 – Сахель» как первый шаг к созданию совместных воинских формирований.

В делегации Мавритании накануне саммита сообщили, что Нуакшот представит на встрече некие конкретные предложения по борьбе против терроризма. В частности, будет предложено выработать общую стратегию борьбы против джихадистов.

По итогам саммита его участники констатировали, что оказались на переднем крае борьбы против терроризма. Они подтвердили готовность реализовать решение о создании «Совместных сил «Г5 – Сахель», принятое на саммите в Нджамене 20 ноября 2015г. При этом не уточнялось, как будут  решаться практические вопросы – их численность, способ формирования командования, оперативная совместимость, финансовые вклады. Известно, что в состав «Совместных сил» войдут силы безопасности региона Липтако – Гурма, решение о создании которых приняли 24 января в Ниамее Нигер, Буркина-Фасо и Мали.

Как сообщил на пресс-конференции по итогам саммита президент Нигера Махамаду Исуфу, участники группы «Г5 – Сахель» намерены обратиться в Совет Безопасности ООН, чтобы тот отдельной резолюцией поддержал создание «Совместных сил».

«Мы бы хотели, чтобы европейские страны нам дали средства (на содержание «Совместных сил»). Мы будем на передовой линии фронта борьбы с терроризмом в пространстве Г5. Тем самым они (европейцы) сберегут жизни их солдат», — заявил со своей стороны президент Чада Идрис Деби. Он еще при открытии саммита констатировал, что «угроза терроризма в регионе приобрела новые размеры» в связи с ростом числа атак в странах региона и утяжелением их последствий.

8 февраля на юге Мали близ н.п. Кутиала (400 км к востоку от Бамако) неизвестные – предположительно, джихадисты – похитили монашенку ордена францисканцев гражданку Колумбии 50-летнюю Глорию Сисилию Нарвез Арготи. В похищении участвовали 4 человека. Вместе с монашенкой они угнали машину, которую использовала она. Власти немедленно арестовали двоих местных жителей, подозреваемых в причастности к похищению. Похищенная вместе с тремя другими монашенками служила при  церкви в деревне Карангасо, что в 40 км от Кутиалы. Малийские военные немедленно попытались преследовать похитителей, которые направились в сторону границы с Буркина-Фасо.

Напомним, что 24 декабря 2016г. в Гао на севере Мали была похищена француженка Софи Петронин, возглавлявшая одну из гуманитарных организаций, специализирующихся на помощи детям.

10 февраля подписанты мирного соглашения между Бамако и группировками бывших повстанцев объявили о новом календаре реализации ряда положений этого документа. Им предусмотрено, что временные власти в северных провинциях начнут функционировать в период с 13 по 20 февраля, смешанные патрули – после 20 февраля. В частности, смешанные патрули должны были выйти из Гао 20 февраля, из Кидаля – 28 февраля, из Томбукту – 7 марта. В Кидаль, до сих пор находившийся под контролем бывших повстанцев, возвращение государственных властей и служб должно было произойти одновременно с началом совместного патрулирования, то есть 28 февраля.

До этого календарь принятия этих мер неоднократно нарушался.

Новый календарь был разработан рабочей группой, собиравшейся в начале месяца в Бамако, которая подготовила состоявшееся 10 февраля заседание Комитета по слежению за реализацией мирного соглашения, подписанного в мае – июне 2015г. в Алжире. Это заседание проходило три недели спустя после теракта в Гао 18 января, жертвами которого стали главным образом бойцы группировок – участниц мирного соглашения. В Гао они готовились к совместному патрулированию.

В заседании Комитета по слежению за реализацией алжирских  договоренностей приняли участие, в частности, глава МИД Алжира Рамтан Ламамра, глава Миссии ООН в Мали (Minusma) Махамат Салех Аннадиф, представитель африканского департамента МИД Франции.

17 февраля состоялось назначение глав временных властей пяти северных провинций. По предложению правительства Мали, временную администрацию г.Кидаль и одноименной провинции возглавил представитель Координации движений Азавада (КДА), бывший полковник малийской армии Хасан аг Фагага. В г.Гао временную администрацию возглавил представитель коалиции проправительственных группировок Джибрила Майга, в Томбукту – представитель КДА Бубакар ульд Хамади, в Менаке – представитель Движения за спасение Азавада (ДСА, образовалось в результате раскола в КДА) Абдул Вахаб аг Ахмед Мохаммед, в Таудените – Хамуди Сиди Ахмед Аггада. Назначение правительством последнего – предпринимателя из Бамако – вызвало протесты со стороны Арабского движения Азавада (АДА) и ассоциации вождей племен региона Томбукту.

18 февраля стало известно о задержке с вступлением в должность главы временной администрации в Кидале, поскольку местные жители оспорили кандидатуру, предложенную правительством. Тем не менее 23 февраля из Гао вышли первые совместные патрули, а 28 февраля в Кидале начала действовать временная администрация.

Тем временем в конце февраля боевой состав Minusma был усилен вертолетной эскадрильей из Германии, в составе которой 4 боевых вертолета «Тигр», 4 транспортных вертолета NH90, а также несколько сотен солдат. Вертолетная эскадрилья будет базироваться в Гао.

22 февраля террористы нанесли очередной удар в Нигере. Там в результате атаки на армейский патруль в районе Тильва близ границы с Мали погибли 15 солдат, 19 получили ранения. В ответ на просьбу властей Нигера Франция отправила в этот район подразделение связи и операционной поддержки численностью 80 человек.

28 февраля террористы атаковали и разграбили два полицейских комиссариата в провинции Сум на севере Буркина-Фасо близ границы с Мали. На сей раз обошлось без погибших. Ответственность за атаки буркинийские власти приписали группировке «Ансарул ислам», действующей на севере страны.

В целом очевидно, что несмотря на определенные успехи в деле реализации в Мали алжирских мирных соглашений территория этой страны все больше становится генератором нестабильности в соседних странах. Избежать дальнейшей эскалации насилия одними лишь военными мерами представляется вряд ли возможным. Значит, надо пытаться какими-то мерами лишить джихадистов подпитки местными «кадрами».

52.22MB | MySQL:103 | 0,508sec