О мерах по преодолению дефицита бюджета в Ираке

Министерство финансов страны, стремясь преодолеть негативные последствия снижения мировых цен на энергоносители, а также, хотя бы отчасти, компенсировать огромные вынужденные издержки, связанные с затратами на оборону и борьбу с терроризмом, прибегает к помощи различных инструментов кредитно-финансовой политики, как монетарного, так и административного характера. К первым относится совокупность мер направленных на популяризацию и реализацию казначейских обязательств и облигаций государственного займа с годовым периодом обращения. Ввод этих ценных бумаг планируется осуществлять через систему торгов, контролирующим органом будет Центральный банк, причем Минфин рассчитывает посредством реализации таких деривативов привлечь наличность, оседающую в настоящее время под различными благовидными и не очень, предлогами, за рубежом, и ввести ее во внутренний денежный оборот.

Первым этапом плана предусматривается реализация казначейских обязательств со сроком действия на 364 дня на 11 торгах, которые будут проходить через уполномоченные банки-операторы.

Приобретать их смогут те же банки, а так же различные инвестиционные, паевые и пенсионные фонды, они смогут приобретаться и оформляться в виде вкладов и на несовершеннолетних граждан. За счет внедрения новых финансовых инструментов рассчитывается привлечь свыше двух триллионов динар, что, по мнению Минфина, позволит закрыть существующий дефицит бюджета если не полностью, то хотя бы в большей степени.

Стоимость реализуемых обязательств распределена на 11 торгов, организуемых Центральным банком Ирака. Первый из таких аукционов по продаже облигаций на 100 млрд динар состоялся 22 февраля, последний намечен на 20 декабря, и на ту же сумму. Остальные будут проводится с шагом по 200 млрд динар, ежемесячно, в течении всего года.

Казначейские обязательства и облигации государственного займа, по оценке Минфина Ирака, на сегодня пока являются скорее экзотикой, с точки зрения обращения среди граждан, что с одной стороны объясняется низким уровнем финансовой культуры населения, с другой стороны, они вообще еще редки и, в основном, обращаются среди банков, причем, преимущественно те предпочитают краткосрочные ГКО.

Сам механизм выпуска облигаций займа и казначейских обязательств юридически обоснован Законом о государственном долге, в котором указывается, что Центральный банк страны имеет право реализовывать эмитируемые Минфином обязательства под гарантии правительства и для обеспечения финансирования деятельности правительства – об этом на пресс-конференции в субботу, 11 февраля рассказали журналистами представители Министерства финансов и члены парламентского комитета по кредитно-денежной политике.

Комментируя первые торги ГКО, состоявшиеся в конце февраля, чиновники отметили, что удовлетворены их результатами: максимальная аукционная цена лотов обязательств превысила предложенную на 5%, средняя же по торгам, превысила предложение на 4,75%. Победителем торгов стал один из местных банков.

Первые пробные размещения государственных ценных бумаг состоялись и ранее, в 2016 году, но, широкой практики внутреннее кредитование пока что не получило. Его развитию призваны способствовать и административные меры, как поощрительного, так и ограничительного характера, реализуемые Минфином совместно с министерствами экономики и планирования.

Как было объявлено накануне, совокупный валовой внутренний продукт Ирака составил за прошлый год 180 млрд долларов, что вывело страну на 51-е место в мировом рейтинге ВВП. Не так и плохо для нынешнего состояния иракской экономики. Так, например, Саудовская Аравия заняла 20-е место, ОАЭ – 30-е, а Египет – 31-е. Если учесть все перипетии, которые пришлось пережить стране за последние четверть века, можно сделать вывод, что на сегодня от экономики Ирака, напомним, второго крупнейшего после той же Саудовской Аравии, экспортера ОПЕК, сохранилась примерно половина.

Такова цена, которую пришлось заплатить некогда одной из самых развитых, могущественных и населенных арабских стран Ближнего Востока, с огромным историческим, культурным и цивилизационным потенциалом за политические ошибки ее руководства. Предпринимаемые правительством Ирака усилия, помощь, оказываемая стране международным сообществом, в том числе, и консультирование по вопросам развития финансового рынка, совершенствования системы внутреннего займа оказывают заметное стабилизирующее действие на непростую ситуацию с ликвидностью и доходами бюджета страны.

24.64MB | MySQL:60 | 0,616sec