Об организации сбора развединформации в армии обороны Израиля

В условиях сохраняющейся напряженности на Ближнем Востоке руководство Израиля уделяет неослабное внимание укреплению своих специальных служб, среди которых военная разведка АМАН занимает одно из важных мест по обеспечению руководства страны необходимой разведывательной информацией военно-политического и военного характера с целью предотвращения внезапной агрессии со стороны арабских государств или их коалиций.

Разведывательная служба вооруженных сил Израиля ведет стратегическую, оперативную и тактическую разведку. Стратегическая разведка организуется разведывательными органами генерального штаба, оперативная и тактическая — нижестоящими штабами, командирами всех степеней и ведется специальными частями и подразделениями.

В оперативном подчинении у начальника АМАН находятся начальники разведывательных управлений штабов ВМС, ВВС и ПВО, а также разведывательных отделов штабов военных округов (ВО).

Для выполнения специальных и диверсионно-разведывательных задач за рубежом, а также на территориях Западного берега реки Иордан, сектора Газа и в Южном Ливане начальник АМАН использует отряды специального назначения. Учитывая специфику района предназначения, военнослужащие этих отрядов действуют, маскируясь под местных жителей-арабов. Отряд СН может выделить три группы специального назначения по 16 чел.

В военных округах организован сбор развединформации на территории своих округов и в приграничных районах, прилегающих к ним арабских стран, в том числе в полосе Северного ВО — в интересах планирования операций против Сирии и Ливана, Центрального — против Иордании и Саудовской Аравии, а Южного — против Египта.

Средством разведки военного округа является отдельный разведывательный батальон. Он выполняет задачи по вскрытию состава и группировки войск противника, районов расположения огневых позиций артиллерии и ракетного оружия, захвату пленных, документов и образцов оружия, уничтожению командных пунктов, узлов и линий связи, выявлению минных полей и др. Батальон может выделять до 27 диверсионно-разведывательных групп по 7-10 человек на подвижных средствах и вести разведку в полосе до 30 км на глубину до 50-60 км. Основным средством переброски личного состава батальона в тактическую и оперативную глубину являются вертолеты.

В бронетанковой дивизии основным штатным разведывательным подразделением является разведывательный батальон, который может вести разведку в полосе 10-15 км на глубину до 20 км. В бронетанковой и механизированной бригадах, входящих в состав бронетанковой дивизии, а также в отдельных механизированной, мотопехотной и воздушно-десантной бригадах имеются разведывательные роты.

В ВВС и ПВО общее руководство разведкой осуществляет командующий ВВС и ПВО через свой штаб. Непосредственная ответственность за организацию разведки возлагается на разведывательное управление штаба.

Основным средством ведения разведки в военно-воздушных силах являются пять самолетов ДРЛО “Фалкон” на базе “Боинг-707” и 12 разведывательных самолетов RF-4Е-2000 «Фантом». Они способны выполнять задачи на всю глубину операции, проводимой против ВС любой соседней арабской страны. В распоряжении ВВС имеются также четыре самолета Боинг 707 и пять самолетов “Арава», оснащенных аппаратурой радио- и радиотехнической разведки (РиРТР). Они обеспечивают ведение разведки в реальном масштабе времени на глубину 70-150 км. Кроме того, к решению этих задач привлекаются 70 беспилотных летательных аппаратов типа “Мастиф”, “Скаут” и др.

В военно-морских силах общее руководство разведкой осуществляет командующий ВМС через своего заместителя по оперативным вопросам и штаб. Ответственность за организацию разведки возложена на разведывательное управление штаба ВМС.

Выполнение специальных задач в ВМС проводит диверсионно-разведывательный батальон, в составе которого имеются рота «коммандос» и группа боевых пловцов. Рота «коммандос» предназначена для проведения отдельных диверсионных и разведывательных операций против ВМС арабских стран. В военное время она может привлекаться для боевого обеспечения десантных операций. Группа боевых пловцов выполняет задачи по уничтожению боевых кораблей и вспомогательных судов в базах, выводу из строя важных береговых объектов противника, разминированию и подготовке плацдармов для высадки морских десантов.

Для поиска и обнаружения подводных лодок и надводных кораблей противника в ВМС имеется отряд базовых патрульных самолетов (3 самолета IAI-1124N «Си Скэн») и две вертолетные эскадрильи ПЛО (6 вертолетов НН-62 «Дофин»). РиРТР морских целей силами ВМС осуществляется на глубину до 200 км, воздушных целей — до 600 км.

Радио- и радиотехническая разведка организуется АМАН через штабы командующих видами вооруженных сил и военных округов. Штатными подразделениями являются батальоны РиРТР, а также разведывательные подразделения, входящие в состав дивизий и бригад.

На базе шести батальонов РиРТР, три из которых являются батальонами центрального и три — окружного подчинения, развернуто 14 центров (по 10 — 20 постов радиоперехвата, пеленгования и радиотехнической разведки) и 15 разведывательных постов, которые способны вести разведку радиолокационных, радиорелейных и тропосферных станций, а также наземных и самолетных радиостанций в КВ и УКВ диапазонах. Большая часть центров этих батальонов развернута в приграничных районах с Ливаном, Сирией, Иорданией и Египтом, а также на оккупированных Израилем территориях.

Созданная в Израиле система стационарных объектов радио- и радиотехнической разведки в целом обеспечивает решение задач по разведке радиоэлектронных средств на территориях и в акваториях морей сопредельных государств на глубину до 150 км, а воздушном пространстве — до 450 км.

В последнее время в условиях реализации ракетно-ядерных программ отдельными исламскими странами все большее значение отводится средствам спутниковой разведки. Отрабатывается концепция региональной космической системы обнаружения пусков ракет на основе экспериментальных израильских ИСЗ “Офек” и геостационарных спутников связи “Амос”. С 1998 года осуществляется сотрудничество с Вашингтоном в интересах использования американской системы предупреждения о ракетном нападении “Имеюс” для получения информации о пусках ракет вероятного противника, необходимой для организации ПРО Израиля, ведения технической разведки в интересах контроля состояния и уровня развития ракетно-космической техники стран ближневосточного региона.

В целом, разведывательная служба вооруженных сил Израиля способна обеспечить гарантированный контроль над военно-политической ситуацией в регионе при любых вариантах ее развития.

52.26MB | MySQL:103 | 0,687sec