О возобновлении саудовских нефтяных поставок в Египет

Новость, пришедшая 16 марта, о возобновлении поставок саудовской нефти в Египет, по мнению многих аналитиков, есть ни что иное, как прямое следствие недавнего визита наследника наследного принца и министра обороны КСА Мухаммеда бен Сальмана в Вашингтон. И, соответственно, решение это проистекает из тех инструкций, полученных последним от новой американской администрации, которой, по всей видимости, не нравится нынешний период политической и экономической «заморозки» отношений между двумя крупнейшими арабскими государствами.

Источник этого, без малого, сенсационного сообщения в Министерстве нефти Египта заявил местным СМИ о том, что саудовская компания «Арамко» возобновляет отгрузку нефти в египетские порты, после того, как поставки были «внезапно прекращены в октябре прошлого года». Тогда, напомнил источник, на официальной странице саудовского правительства и на веб-сайте «Арамко» сообщалось, что причиной приостановки поставок в Египет стали «неудовлетворительная ценовая конъюнктура, необходимость снизить производство нефти…и все это совпало по времени с сезонными регламентными работами на НПЗ королевства».

Конечно, решение об остановке экспорта 700 тысяч тонн нефтепродуктов в месяц, рассчитанном сроком на пять лет, вряд ли может быть вызвано ремонтом НПЗ, который не длится так долго, разумеется, ни причем тут была и «ценовая конъюнктура». Энергетическую «выволочку» Египту Эр-Рияд устроили из-за позиции Каира по сирийскому кризису и поддержки российской резолюции в ООН, из-за встречи в Нью-Йорке министра иностранных дел АРЕ Самеха Шукри с его иранским коллегой Мохаммадом Джавадом Зарифом, а также из-за отказа Египта передать Саудовской Аравии островов Тиран и Санафир в Акабском заливе.

Прелюдией к нынешнему саудовскому решению можно считать телефонный разговор между Д.Трампом и королем Сальманом, состоявшийся  месяц тому назад. Во время этого общения были согласованы решения об учреждении «зон безопасности» в Сирии и в Йемене, о формировании «умеренной коалиции» арабских стран, которая будет противостоять Ирану. По всей видимости, вашингтонские кураторы порекомендовали саудовскому монарху попридержать своих не в меру прытких родственников и советников, умудрившихся так резко обойтись с Египтом, с которым, по мнению США, Саудовская Аравия и должна составить основу будущего «ближневосточного НАТО». Вполне здравая мысль, по нашему мнению, если учитывать военный потенциал Египта и его политический вес. Другое дело, что уговорить Эр-Рияд удалось достаточно быстро, возможно, убедив его в том, что он однозначно займет лидирующее место в будущей коалиции, куда кроме Египта должны войти Иордания и ОАЭ. И, возможно, но не так важно, Бахрейн, и, что маловероятно, Катар.

Приезд Мухаммеда бен Сальмана в Вашингтон означал то, что стороны, договорившись в принципе, решили согласовать практические шаги по воплощению инициативы нового антииранского пакта в жизнь. А он, по мнению авторов должен быть развернут и на сирийском, и на йеменском направлении.

Без Египта тут никак не обойтись, и на этом фоне, абсолютной иранской фобии, которая, если так дальше пойдет, приблизится в Эр-Рияде к политической паранойе, в королевстве решили закрыть глаза на упомянутые египетские «вольности», а также на мнение Каира на ливийские события. Все это становится несущественным с точки зрения перспективы формирования совершенно нового военно-политического формирования, того, о чем вчера еще невозможно было подумать: речь идет о создании ближневосточной коалиции из пятерки арабских государств и…Израиля. По мнению осведомленных источников именно об этом пойдет речь на готовящейся в Вашингтоне международной конференции по вопросу палестинского урегулирования. Под эту сурдинку можно обсуждать что угодно и сколь угодно долго. Во всяком случае, указывается на опять же телефонный разговор Д.Трампа с палестинским лидером, Махмудом Аббасом, которому уготована роль, этакого «зиц-председателя» при возможном рождении ближневосточной версии НАТО.

При всей кажущейся невозможности такого сценария, следует вспомнить, что и у Египта, и у Иордании с Израилем установлены тесные и разносторонние отношения. Да и Саудовская Аравия, хоть и не афиширует это, но активно взаимодействуют с Израилем по многим аспектам. По нашему мнению, союз такой, даже случись он на самом деле, будет весьма непрочен и сама конструкция его предусматривает конкретную адресность, вполне четко ограниченную по времени и вектору направленности, иными словами говоря, решись собравшиеся начать военные действия против Ирана, что маловероятно. Так же как и маловероятно, что «участники концессии» решатся что-то там устанавливать в Сирии, без приглашения ее правительства и в условиях, когда практически все ее воздушное пространство контролируется российскими ВКС. Речь, скорее всего, идет об очередном повышении ставок в игре, что вполне в духе Д.Трампа, предпочитающего договариваться с Ираном и остальными, имея в запасе дополнительные козыри. Ну а Египту в этой ситуации грех жаловаться. От саудовской нефти он, разумеется не откажется, хотя нашел ей замену и иранской, и иракской, но воевать, скорее всего, как известный литературный герой, не пойдет.

52.18MB | MySQL:103 | 0,410sec