Техника и тактика действий ВМФ РФ в сирийской операции: оценки китайских специалистов

Как известно, в период с сентября 2015 г. по ноябрь 2016 г. основную часть боевой работы по уничтожению международных террористических группировок и отрядов исламистов на территории Сирийской Арабской Республики выполнили самолеты ВКС РФ, которые применяли боеприпасы разных типов, в том числе и крылатые ракеты. Кроме того, существенный вклад в борьбе с угрозой легитимному сирийскому правительству внесли подразделения Сил специальных операций ВС РФ, дислоцированные на ротационой основе. Как отметил президент РФ В.В.Путин, «цель российских военных в сирийской кампании – активное создание условий для политического урегулирования и укрепление законной власти в Сирии».

После оперативного решения вопроса официальными Москвой и Дамаском по выделению для ВКС РФ авиационной базы Хмеймим и для обеспечения прикрытия действий российской авиации от провокаций со стороны ряда западных государств Командование ВМФ РФ приняло решение направить в заданный восточный район Средиземного моря ракетный крейсер «Москва» – флагман Черноморского флота. Кстати, данный корабль уже принимал участие в операции по «принуждению Грузии к миру» в августе 2008 г. В результате профессиональных действий команды корабля и высокой надежности систем вооружения крейсер «Москва» несколькими сверхзвуковыми противокорабельными ракетами нанес сокрушительное поражение ВМС Грузии.

Китайские обозреватели в специализированных изданиях указывают, что российский ракетный крейсер представляет собой хороший образец надводного боевого корабля, который после серьезной модернизации вполне способен выполнить широкий спектр задач. Однако на момент начала «сирийского похода» крейсер «Москва» мог применять только ПКР, а также обеспечивать противовоздушную оборону АвБ Хмеймим.

Китайские специалисты отмечают, что из-за недостаточной дальности действия радиолокационной станции зенитно-ракетного комплекса на указанном ракетном крейсере стала возможной атака истребителя F-16C ВВС Турции на бомбардировщик Cу-24 вблизи турецко-сирийской границы. Именно после этого инцидента корабль был перебазирован ближе к побережью Сирии с целью увеличения площади района противовоздушного прикрытия. Частично причиной указанного трагического события стало присутствие авианосца «Шарль де Голль» ВМС Франции, авиация которого также работала по целям на территории Сирии, а большое количество воздушных судов не дало возможности обеспечить безопасность российской авиации.

По истечению срока, установленного для боевого похода, на смену «Москве» в заданный район Средиземного моря прибыл флагман Тихоокеанского флота – крейсер «Варяг», который продолжил обеспечивать прикрытие действий российской авиации одновременно с зенитно-ракетной системой С-400. Китайские специалисты отмечают, что в случае оснащения крейсеров проекта 1164 «Слава» крылатыми ракетами типа «Калибр», а также модернизации системы ПВО подобные корабли даже при условии малой численности будут способны выполнять большую часть задач, которые свойственны современным надводным кораблям.

Кроме тяжелых крейсеров внимание китайских специалистов привлекли успешные действия малых ракетных кораблей (МРК) проекта 21361 «Буян-М» и легкого сторожевого корабля проекта 11661К, которые в ночь на 7 октября 2015 г. практически одновременно выполнили пуск 26 крылатых ракет 3М-14Т «Калибр-НК», которые, пролетев 1500 км, успешно поразили 11 целей (заводы по производству вооружения, склады боеприпасов, командные пункты исламистов) в провинциях Алеппо, Идлиб, Ракка.

Затем 8 декабря 2015 г. ДЭПЛ проекта 06363 «Ростов-на-Дону», находясь в акватории Средиземного моря, выполнила из подводного положения пуски ракет «Калибр-ПЛ» по объектам инфраструктуры исламистов в провинции Ракка. Это были первые случаи боевого применения КР серии «Калибр» по целям на незнакомой местности и в условиях максимального сосредоточения сил и средств радиотехнической разведки ВС стран-членов НАТО, а также ряда государств Ближнего Востока.

В рамках очередного этапа военной операции в Сирии Командование ВМФ РФ приняло решение провести первое боевое развертывание авианосной группы крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Конечно, вряд ли всего 14 самолетов палубной авиации из состава 279-го и 100-го полков ВМФ РФ могут представлять собой серьезную силу в условиях интенсивных боевых действий.

Известно, что из-за низкого уровня слаженности действий палубной команды «Кузнецова» и низкого качества тормозных тросов группа потеряла один Су-33 и один новейший МиГ-29КР. Косвенно проблемы с посадочным оборудованием на «Кузнецове» подтверждают фотоснимки, сделанные спутниками фоторазведки НОАК и ВС стран-членов НАТО, на которых отчетливо видно, что шесть палубных истребителей Су-33 базируются на АвБ Хмеймим.

Отметим, что все-таки некоторые китайские специалисты склонны рассматривать версию, что причиной потери МиГ-29КР стал отказ топливного насоса, который на малой скорости (в момент захода самолета на посадку на палубу) прекратил подачу топлива в двигатель. Вполне вероятно, что малое количество выпущенных двигателей РД-33МК, а, соответственно, низкий уровень квалификации работников сборочной линии или скрытый брак самого насоса стали причинами потери современной и эффективной машины, которая может оправдать дальний поход корабля.

В этой связи следует отметить, что по подсчетам китайских специалистов стоимость топочного мазута, который необходим для силовой установки ТВ-12 на время двухмесячного похода, превышает 400 млн рублей. Подобная цифра вполне обоснована с учетом того, что на 38-дневный поход авианосца «Ляонин» было израсходовано 8000 тонн мазута общей стоимостью 31 млн юаней (264,43 млн рублей, по курсу 1 юань=8,53 руб.) при условии, что стоимость полной заправки авианесущего корабля ВМС НОАК топливом составляет 13 млн юаней (110,89 млн рублей).

Стоимость и объем авиационного керосина и других горюче-смазочных материалов для самолетов палубной авиации и кораблей охранения (два БПК) установить не представляется возможным в силу секретности данных о реальном расходе топлива и реальной закупочной стоимости для ВМФ РФ.

Особое внимание китайских специалистов привлекли палубные вертолеты Ка-52К, которые в течение всего похода продемонстрировали эффективность благодаря выучке пилотов, а также высокой эффективности радиоэлектронных систем и бортового вооружения. По мнению китайских обозревателей, «Кузнецов» не предназначен для базирования Ка-52К, а к такому важному во всех смыслах походу Командование ВМФ РФ могло бы подготовить большее количество экипажей и вертолетов, которые способны компенсировать потери в самолетной компоненте.

Данный поход выявил давнюю проблему ВМФ РФ при решении задач на удалении от родных берегов – отсутствие современного вертолетоносного корабля, на котором можно было бы размещать как вертолеты, так и разведывательно-ударные беспилотные летательные аппараты вертикального взлета, а также командный пункт операции.

Кроме того, китайские аналитики полагают, что в данном походе должны были принимать участие все находящиеся на вооружении ВМФ РФ сторожевые корабли проекта 11356М, которые, как и МРК проекта 21631, оснащены универсальным корабельным стрельбовым комплексом (УКСК) 3Р-14 для ракет серии «Калибр». Данные ракеты превосходят по своим тактико-техническим характеристикам самые массовые КР западного производства «Томагавк».

Как известно, корабли проекта 11356М являются модернизированной версией СКР, которые строили российские предприятия ОПК для ВМС Индии. Опыт реализации индийских контрактов позволил освоить новые конструкции и оборудование, однако для выполнения задач подобных «сирийской» ВМФ РФ нуждаются и в таких кораблях, как фрегат дальней морской зоны проекта 22350. Только такие корабли могут обеспечить противолодочную и противовоздушную оборону авианосной ударной группы,  в которой сами же будут играть роль «ударной силы», поскольку  располагают УКСК 3Р-14, а, значит, возможностью нанесения ударов по сухопутным целям на дальность, недоступную для палубной авиации ВМФ РФ.

52.19MB | MySQL:103 | 0,568sec