Китайско-израильские отношения: перспективы или трудности?

19 марта 2017 г. стартовал визит главы израильского правительства Б.Нетаньяху в Пекин, приуроченный к 25-летию установления дипломатических отношений между государствами. С точки зрения информационного фона поездка премьер-министра, сопровождаемого многочисленной делегацией должностных лиц и бизнесменов, была с момента своей подготовки пропитана духом достижений на двустороннем направлении. Институт экспорта сообщил о 6% увеличении товарооборота между странами в 2016 г. Внешнеполитическое ведомство в комментарии, размещенном по случаю начала визита на официальном сайте, также заявило о приоритетности экономической и научно-технической составляющих сотрудничества, отметив, что в рамках мероприятий планируется проведение форума с участием порядка 500 представителей предпринимательского сообщества и подписание документов, в числе которых многолетний план укрепления экономических связей и соглашение о привлечении китайских рабочих в израильский строительный сектор.

По словам самого Б.Нетаньяху: «Мы продолжим переговоры по созданию зоны свободной торговли между Китаем и Израилем и проведем третью совместную китайско-израильскую конференцию по инновациям»[i].  В сочетании с январскими сообщениями израильского МИД по случаю даты подписания договора об установлении дипломатических отношений (24 января 1992 г.), в которых говорилось об исторически формировавшихся связях двух древних народов и о том, что диалог с Китаем «открыл для Израиля дорогу в Азию»[ii], ожидания от визита действительно сложились позитивные. Однако действительно ли отношения сторон столь безоблачны, как это может показаться на первый взгляд?

Во-первых, серьезный акцент на торгово-экономической проблематике обусловлен не только стоящими перед государствами задачами в данной области. Помимо этого он выполняет функцию своеобразной ширмы, за которой скрываются политические переговоры относительно видения перспектив развития Ближнего Востока. Несмотря на дружественные отношения между Пекином и Тегераном, с учетом трансформирующихся региональных реалий первый все чаще вынужден оказываться перед вопросом о назревшей целесообразности изменить свой подход. Так в начале марта жертвой разногласий стал китайский производитель смартфонов ZTE, обвиненный Министерством юстиции США в нарушениях экспортного законодательства. Было установлено, что с согласия руководства компании в Иран поставлялась продукция, содержащая американские комплектующие, что противоречит действующему ограничению США на операции с Ираном. В результате ZTE теперь обязана будет заплатить штраф порядка 900 млн долл.

Возникшими экономическими казусами предприняла попытку воспользоваться Саудовская Аравия, король которой Сальман бен Абдул Азиз Аль Сауд посетил Пекин с официальным визитом 15-18 марта 2017 г. В ходе переговоров с первыми лицами КНР он также много говорил о перспективах торгово-экономического партнерства, оставляя в тени обширную ближневосточную повестку дня,  несомненно, являвшуюся темой бесед. В этой связи возникает вопрос о будущем сотрудничества Китая с Израилем. Для последнего Иран остается непримиримым врагом, что особенно подкрепляется появившейся с приходом Д.Трампа перспективой пересмотра ядерной сделки. А вот разрешения палестино-израильских противоречий с участием значимых региональных режимов Б.Нетаньяху не исключает, однако, официально Израиль и Саудовская Аравия отношений не поддерживают. Как следствие, вопрос о том, какой будет региональная политика Китая, сейчас в КНР волнует многих, включая СМИ. На регулярной пресс-конференции официального представителя китайского МИДа 17 марта 2017 г. он был задан одним из журналистов. В ответ прозвучало: «Саудовская Аравия и Израиль являются влиятельными странами на Ближнем Востоке. Надеемся, что каждая из двух сторон сделает свой вклад в установление продолжительного мира и развитие Ближнего Востока»[iii].

С другой стороны, и с точки зрения научно-технического сотрудничества в китайско-израильских отношениях сегодня имеются сложности. В частности, в состав делегации, сопровождающей Б.Нетаньяху в поездке, вошел министр науки, технологии и космоса О.Акунис. Как ожидается, в ходе визита стороны подпишут соглашение о развитии совместных исследований в области нейробиологии, биомедицины и использования водных ресурсов. При этом о работе в рамках освоения космоса на этапе подготовки визита упомянуто не было. Несмотря на то, что Китай продолжает интересоваться этой областью, в которой Израиль успел себя хорошо зарекомендовать, в 2016 г. стороны столкнулись с препятствием. После взрыва израильского спутника Amos-6  в сентябре 2016 г. под угрозой оказалась покупка китайской корпорацией Xinwei их разработчика Spacecom. В дальнейшем сумма сделки была снижена с  285 млн. долл. до 190 млн долл. В январе 2017 г. представители Spacecom заявили о наличии существенных противоречий, которые привели переговоры к фактическому замораживанию.

Таким образом, китайско-израильские отношения в настоящий момент действительно обладают значительным потенциалом, складывающимся из растущего интереса КНР к деятельному участью в разрешении вопросов ближневосточной повестки дня, активизации азиатской составляющей израильской внешней политики и перспектив экономического и научно-технического сотрудничества. При этом в политическом плане углублению контактов может способствовать сближение с курсом США, где не так давно также успел побывать король Саудовской Аравии. При кажущейся простоте экономическая и научно-техническая проблематика обладает не меньшим количеством трудностей, связанных как с конкретными случаями взаимодействия компаний напрямую, так и общими подходами сторон к использованию потенциала друг друга.  Как следствие, тот факт, что КНР является третьим по величине израильским торговым партнером в мире и первым в Азии дает государствам прочную основу, однако, учитывая трансформирующиеся региональные реалии и интерес к наукоемким отраслям, для перехода сотрудничества на новый уровень многое еще предстоит.

[i] Цит. по: PM Netanyahu pays official visit to China // Israel Ministry of Foreign Affairs. 19.03.2017. URL: mfa.gov.il/MFA/PressRoom/2017/Pages/PM-Netanyahu-pays-official-visit-to-China-.aspx

[ii] См.: China and Israel celebrate 25 years of diplomatic relations // Israel Ministry of Foreign Affairs. 24.01.2017. URL: mfa.gov.il/MFA/PressRoom/2017/Pages/China-and-Israel-celebrate-25-years-of-diplomatic-relations-24-January-2017.aspx

[iii] Цит. по: Foreign Ministry Spokesperson Hua Chunying’s Regular Press Conference on March 17, 2017 // Ministry of Foreign Affairs of the People’s Republic of China  URL: www.fmprc.gov.cn/mfa_eng//xwfw_665399/s2510_665401/t1446684.shtml

62.83MB | MySQL:102 | 0,505sec