Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (13 — 19 марта 2017 года)

В регионе на минувшей неделе сохранялась сложная, а в ряде стран напряженная и нестабильная обстановка. Вооруженные конфликты продолжаются в Сирии, Ираке, Ливии, Йемене, Афганистане и Сомали. В Астане 15 марта завершился очередной раунд переговоров по сирийскому урегулированию. Президент США Д. Трамп провел 14 марта в Вашингтоне важные переговоры с наследником наследного принца и министром обороны КСА   Мухаммедом  бен Султаном.

14-15 марта в столице Казахстана Астане прошел третий раунд переговоров по урегулированию конфликта в Сирии. В нем приняли участие делегации России, Турции, Ирана, правительства САР, а также США и Иордании в качестве наблюдателей. Вооруженная сирийская оппозиция на этот раз отказалась от участия в переговорах и не прибыла в Астану из-за «невыполнения обещаний, связанных с прекращением военных действий». Причины неучастия вооруженной оппозиции в переговорах в Астане не являются убедительными, заявил 14 марта глава МИД РФ С. Лавров. В Москве обосновано считают, что «отдельные провокации при общем снижении уровня насилия «на земле» не должны вести к отказу от диалога». В российском МИДе не сомневаются, что «решение сирийской оппозиции не участвовать в переговорах в Астане было навязано извне». Россия поставила перед делегацией Турции вопрос о причине неприезда оппозиции в Астану. Правительство Сирии возложило вину на Турцию за отказ вооруженной оппозиции участвовать в переговорах в Астане. Госдепартамент США сообщил, что «уважает» решение сирийских оппозиционеров.

По итогам встречи Россия, Иран и Турция приняли заявление, в котором подтвердили решимость в укреплении режима прекращения огня в Сирии, обменялись информацией о нарушениях режима перемирия и «укрепили необходимость сократить уровень насилия через увеличение эффективности трехстороннего механизма мониторинга». При этом три страны подтвердили, что уровень насилия в Сирии снизился. Иран подписал документ о своем статусе страны — гаранта перемирия в САР и официально им стал. В ходе встречи в Астане были сформулированы положения по обмену пленными в Сирии. Следующее заседание в столице Казахстана по Сирии пройдет 3-4 мая. Экспертная встреча России, Ирана и Турции пройдет в апреле в Тегеране.

Президент САР Б. Асад заявил 13 марта, что приоритетами для сирийского народа в данный момент являются борьба с терроризмом и процесс локального примирения, который идет в различных районах страны. «Эти две задачи имеют первостепенное значение. Когда они будут решены, станет возможно вести речь об обсуждении любых других вопросов».

Тем временем в Сирии правительственная армия и союзные с ней силы вели боевые действия с вооруженными формированиями «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ) и других экстремистских группировок. В центральной части страны сирийские военные при поддержке российских ВКС продолжают успешное наступление против боевиков ИГ к востоку от Пальмиры. На севере вооруженные силы САР развивают наступление на востоке провинции Алеппо и взяли под контроль целый ряд населенных пунктов. Ожесточенные бои велись в городе Дейр-эз-Зор на северо-востоке САР, где боевики ИГ неоднократно, но безуспешно атаковали позиции правительственных войск.

Преимущественно курдские формирования альянса «Сил демократической Сирии» (СДС) при интенсивной поддержке авиации западной коалиции во главе с США на минувшей неделе установили контроль над пригородами Ракки — сирийской «столицы» ИГ. Представитель СДС заявил, что город «изолирован от остальных районов Сирии». Боевики ИГ объявила Ракку военной зоной, и создают вокруг города укрепления, готовясь к обороне. Подразделение американской морской пехоты прибыло на аэродром Румейлан в провинции Эль-Хасеке на северо-востоке Сирии.

16 марта в результате авиаудара самолетов США по мечети в районе Аль-Джуна в провинции Алеппо погибли 42 и пострадали порядка 100 человек. Представитель Центрального командования ВС США заявил, что американская авиация нанесла удар по зданию, где проходило собрание террористов, однако мечеть при этом не пострадала.

18 марта из пригорода Эль-Ваер на севере города Хомс начался вывод вооруженных формирований боевиков.

Самолеты ВВС Израиля атаковали 17 марта конвой с вооружением, предназначавшимся для ливанской «Хизбаллы» на территории Сирии, после чего были обстреляны сирийской ПВО (ЗРК С-200). Новый израильский комплекс ПРО «Хец-3» («Стрела-3») осуществил первый боевой перехват, сбив ракету, запущенную сирийцами. Командование ВС САР заявило, что один израильский самолет был сбит, что израильтяне категорически отрицают. Премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху открыто подтвердил факт нанесения авиаудара по целям «Хизбаллы» в Сирии, а министр обороны Израиля А. Либерман пригрозил 19 марта уничтожить систему ПВО САР в случае нового ее применения против израильских ВВС.

14 марта президент США Д. Трамп провел в Вашингтоне встречу с принцем Мухаммедом  бен Сальманом. Переговоры стали подтверждением курса новой администрации США на упрочение отношений с КСА. Два политика обсудили комплекс вопросов, связанных с экономическим, политическим и военным сотрудничеством между США и КСА, а также ситуацию на Ближнем Востоке (Иран, Ирак, Сирия, борьба с терроризмом и др.). Стороны «отметили важность противодействия дестабилизирующей деятельности Ирана в регионе при одновременном продолжении оценивания и обеспечении строгого соблюдения» соглашения Тегерана с ведущими мировыми державами по ядерной программе ИРИ (2015 г.). Д. Трамп «выразил твердое желание добиться всеобъемлющего, справедливого и прочного урегулирования израильско-палестинского конфликта». Глава Белого дома подтвердил намерение консультироваться с Эр-Риядом в целях «выработки решений» ближневосточных проблем. Был рассмотрен ход сотрудничества США и КСА в сферах обороны и безопасности, «нацеленного на разгром ИГ и других транснациональных экстремистских организаций». Д. Трамп и принц Мухаммед бен Сальман условились, что власти США и КСА изучат возможность сделать дополнительные шаги, касающиеся двустороннего взаимодействия в политической, военной, экономической, культурной и социальной сферах, в сфере безопасности, чтобы «еще больше укрепить» стратегический диалог между Вашингтоном и Эр-Риядом и повысить его уровень. Стороны договорились работать над «углублением торговых связей, продвигать инвестиции и расширять сотрудничество в энергетическом секторе», подготовить «конкретные двусторонние программы» экономического сотрудничества в рамках реализации принятого Эр-Риядом плана реформ «Стратегия Саудовской Аравии – 2030». Принц Мухаммед бен Сальман  провел также переговоры с главой Пентагона Дж. Мэттисом, по итогам которых стороны подтвердили необходимость углубления взаимодействия США и КСА в оборонной сфере и «продолжения тесной совместной работы».

На минувшей неделе король Саудовской Аравии Сальман завершил турне по странам Азии, в ходе которого посетил с визитами Малайзию, Индонезию, Бруней, Японию и Китай. Отметим, что основная цель визитов — содействовать диверсификации экономики КСА, намеченной планом «Саудовская Аравия – 2030». Так, Япония и КСА приняли решение о создании совместной особой экономической зоны. В ходе визита в Пекин стороны заключили 14 соглашений на общую сумму 65 млрд долларов. Они касаются инвестиций и сотрудничества в аэрокосмической, энергетической и других отраслях. В то же время посещение саудовским монархом Малайзии и Индонезии показало стремление КСА к наращиванию не только экономических, но и более тесных военно-политических отношений с этими странами.

Саудовская нефтяная компания «Арамко» возобновит прерванные в 2016 г. поставки топлива в Египет, говорится в заявлении Министерства нефти и минеральных ресурсов АРЕ. В мае 2016 г. «Арамко» заключила контракт сроком на пять лет о поставках в Египет ежемесячно 700 тыс. тонн топлива. В октябре 2016 г. компания приостановила отгрузку топлива в АРЕ, что, как считается, было увязано с недовольством Эр-Рияда египетской позицией по сирийским резолюциям в Совбезе ООН.

Не прекращается конфликт между Турцией и некоторыми государствами Евросоюза, особенно Нидерландами, связанный с действиями Анкары по проведению в европейских странах массовых политических мероприятий с участием турецких политиков и приуроченных к предстоящему 16 апреля референдуму по изменениям в турецкой конституции. Правительство Турции приняло решение отказать послу Нидерландов в Анкаре вернуться на территорию республики из отпуска. Турция угрожает разорвать заключенное в 2016 г. соглашение с ЕС по мигрантам. Президент Турции Р. Т. Эрдоган обвинил ЕС в том, что организация пытается начать «крестовый поход» против ислама. В то же время правительство Нидерландов не собирается на данном этапе отвечать на объявленные Турцией санкции. США, НАТО и ЕС призывают Турцию и Нидерланды разрешить сложившуюся конфликтную ситуацию, «выражать уважение друг к другу и проявлять сдержанность», избегать «эскалационной риторики». Особо указывается, что власти Турции «должны избегать жестких заявлений, которые могли бы привести к росту напряженности в отношениях с отдельными странами ЕС, и избрать путь диалога для решения разногласий». В то же время ЕС не будет участвовать в урегулировании конфликта Турции и Нидерландов, так как «это вопрос двусторонних отношений». Канцлер Германии А. Меркель и президент Франции Ф. Олланд допустили возможность выступления турецких политиков в ФРГ и Франции при соблюдении закона. Болгария обвинила Турцию во вмешательстве в предстоящие в стране 26 марта досрочные парламентские выборы. Страны НАТО не должны отталкивать от себя Турцию и прибегать к «провокативной риторике», поскольку эта страна имеет большое значение для альянса, заявил 17 марта генеральный секретарь НАТО Й. Столтенберг.

Ливийская национальная армия (ЛНА) под командованием маршала Х. Хафтара установила 14 марта контроль над крупнейшими нефтяными портами страны Рас-Лануф и Эс-Сидр, а также районом Бен-Джавад, захваченных 3 марта боевиками «Бригад обороны Бенгази». Инфраструктура освобожденных от экстремистов нефтяных терминалов не пострадала. Национальная нефтяная корпорация (ННК) Ливии будет координировать свою работу на освобожденных нефтеналивных портах вместе с ЛНА, сообщил 19 марта глава ННК М. Саналла. Ранее, 14 марта, Палата представителей Ливии (избранный постоянный парламент, заседающий на востоке страны) заявила о выходе из достигнутых ранее договоренностей о формировании единой Национальной нефтяной корпорации и передаче ей нефтяных портов, поскольку эта структура не выполнила свои обязательства.

18 марта подразделения ЛНА выбили боевиков из их последнего крупного оплота в крупнейшем городе на востоке Ливии — Бенгази.

На минувшей неделе новые вооруженные столкновения вспыхнули в столице Ливии Триполи между сторонниками бывшего премьера Х. аль-Гвейля и отрядами, лояльными Президентскому совету, возглавляемому премьером правительства национального согласия (ПНС) Ф. Сараджем. 16 марта участники конфликта договорились о прекращении огня. Соглашение предусматривает вывод всей боевой техники и вооруженных групп со столичных улиц, а также освобождение захваченных бойцов враждующих фракций. Согласно договоренностям, основные министерства и учреждения, ряд госструктур и жизненно важных объектов переходят под контроль подразделений ПНС. Они же должны взять на себя функции охраны ведущей в международный аэропорт трассы, которую сейчас занимают бойцы Х. аль-Гвейля.

Прогресс по вопросу еврейских поселений на Западном берегу реки Иордан (ЗБРИ) достигнут на переговорах премьер-министра Израиля Б. Нетаньяху с представителем администрации президента США Д. Трампа Дж. Гринблаттом. Нетаньяху заявил, что Израиль намерен выработать совместно с США согласованную политику в отношении еврейских поселений на ЗБРИ.

 

Приложение

 

 

О некоторых особенностях внешней политики Джибути

 

 

Республика Джибути, расположенная в районе Аденского залива Аравийского моря и Баб-эль-Мандебского пролива, соединяющего Красное и Аравийское моря, занимает выгодное географическое и важное военно-стратегическое положение на стыке Африки и Азии, вблизи морских коммуникаций, связывающих Европу, Азию и Африку. Эксперты называют географическое положение этой страны ее «главным экономическим и политическим активом». В то же время республика находится в районе хронической политической нестабильности, перманентных вооруженных конфликтов различных масштабов и интенсивности, активной деятельности экстремистских и сепаратистских группировок.

В сложных военно-политических условиях руководство Джибути в своей внешней политике придерживается принципов неприсоединения и нейтралитета, выступает за установление мира и стабильности в зоне Африканского Рога, активно содействует развитию разноплановых связей и сотрудничества между государствами этого региона и одновременно стремится с максимальной выгодой использовать выгодное геостратегическое положение страны. Внешняя политика Джибути ориентирована также на расширение числа зарубежных партнеров по сотрудничеству за пределами Африканского рога. Республика является членом Африканского союза, Лиги арабских государств, Организации исламского сотрудничества, Движения неприсоединения и целого ряда межафриканских региональных и субрегиональных организаций: Межправительственной организации по развитию Восточной Африки, Сообщества государств сахаро-сахельской зоны и Общего рынка стран Восточной и Южной Африки, Межправительственного совета по борьбе с засухой и развитию.

Наибольшее развитие получили военно-политические связи Джибути с ведущими странами Запада, прежде всего с США и Францией. В последние годы интенсивно развиваются отношения с Китаем. При этом руководство небольшого и не обладающего значительными природными и людскими ресурсами государства (площадь 23 тыс. кв. км, население около 908 тыс. человек) рассчитывает на политическую, а в случае возникновения реальной военной угрозы для Джибути и на военную помощь со стороны могущественных партнеров. К тому же сдача земли под иностранные военные базы приносит правительству республики неплохой доход. Так, (по информации из различных источников) США ежегодно выплачивают Джибути от 63 до 70 млн долларов, Франция – от 30 до 70 млн долларов и Япония – от 35 до 40 млн долларов. Как заявляют власти Джибути, средства, получаемые от аренды военных баз, идут на реализацию социальных программ. Часть денег расходуется на приобретение оружия для национальной армии. В то же время наличие большого количества иностранных военных баз на территории республики несет в себе опасность дестабилизации обстановки на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

Руководство Джибути проводит курс на всестороннее укрепление отношений с США. Республика является крупнейшим американским опорным пунктом в Африке. На территории Джибути в Кэмп-Лемоньере находится штаб Объединенного тактическое командования американских вооруженных сил в районе Африканского Рога (ОТКАР, Combined Joint Task Force – Horn of Africa), подчиненного Африканскому командованию ВС США. В зону ответственности ОТКАР входят Джибути, Йемен, Кения, Сомали, Судан, Эритрея и Эфиопия. Кроме того, в Джибути размещен региональный антитеррористический центр США. Всего в настоящее время в стране размещены примерно 4,5 тыс. военнослужащих ВВС, сухопутных войск и Сил специальных операций, а также гражданских служащих МО США, которые обеспечивают проведение разведывательных и контртеррористических операций в регионе. Американские военные корабли регулярно заходят в порт Джибути. США используют Джибути и в качестве базы беспилотных разведывательно-ударных летательных аппаратов, которые периодически наносят удары по объектам и руководителям террористов в Йемене. Вашингтон рассчитывает сохранить свое постоянное военное присутствие в африканской республике до 2020г.

Традиционно тесные отношения поддерживаются с Францией. В 2012 г. Париж и Джибути подписали новое соглашение о сотрудничестве в военной области, которое подтвердило «приверженность обеих стран к тесному сотрудничеству в сфере безопасности». Документ, в частности, оговаривает условия нахождения и деятельности французского военного контингента, размещенного на территории Джибути. В то же время соглашение не оговаривает конкретные действия, которые должны предпринять французские войска при возникновении прямой внешней военной угрозе африканской республике, а также исключает возможность силового вмешательства Франции во внутренние дела Джибути.

В настоящее время в Джибути размещена крупнейшая французская зарубежная военная база, на которой размещено около 1900 военнослужащих, авиационное подразделение и корабли ВМС (их состав периодически меняется). Джибутийская база является важнейшим военным объектом Франции в Африке и активно используется Парижем при проведении специальных и военных операций на Черном континенте. На обозримую перспективу Франция намерена сохранить свое военное присутствие в Джибути.

Помимо военной сферы, две страны развивают экономические, научно-технические и гуманитарные связи. Франция является главным экономическим и торговым партнером республики, оказывает Джибути значительную помощь в подготовке кадров различного профиля.

Все более интенсивно развиваются связи между Джибути и Китаем. Президент Джибути И. Гелле, стремящийся превратить республику «во второй Сингапур», прилагает значительные и в целом небезуспешные усилия для привлечения в экономику страны крупных китайских инвестиций. На сегодняшний день КНР стала главным инвестором Джибути, вложив значительные средства (около 9 млрд долларов) в различные проекты, главным образом инфраструктурные. Как отмечают эксперты, активность китайских инвесторов в Джибути «отражает, прежде всего, намерение Пекина расширять экономическое взаимодействие с Эфиопией и Восточной Африкой в целом и получить возможность захода военных кораблей и гражданских судов в районе одного из самых важных проливов, а размещение воинских подразделений призвано защитить интересы страны на случай различного рода военно-политических осложнений в таком неспокойном районе». На основании 10-летнего контракта, подписанного в 2015 г., Китай строит в Джибути военную базу. Её сооружение должно завершиться в текущем году. Считается, что база «расширит влияние Китая за пределами Азиатско-Тихоокеанского региона и усилит влияние в Африке». Отметим, что США и другие ведущие страны Запада негативно относятся к появлению постоянной китайской базы в Джибути.

На отношения Джибути с соседними государствами сильное влияние оказывает хроническая нестабильность и противостояние, в том числе вооруженное на Африканском Роге, а в последние годы – в Йемене.

Руководство Джибути выступает в поддержку мирного урегулирования ситуации в Сомали, принимает участие в посредничестве между различными сомалийскими группировками. Особые отношения руководство республики поддерживает с пограничным непризнанным государством Сомалиленд. Это связано с тем, что на территории Джибути проживает большая колония выходцев из Сомалиленда. В то же время приход крупного инвестора с целью развития порта Бербера им других инфраструктурных проектов, в том числе создания транспортного коридора для выхода Эфиопии к Индийскому океану, вызывает серьезную тревогу в Джибути.

Добрососедские отношения поддерживаются между Джибути и Эфиопией. Особо подчеркнем, что Эфиопия в очень большой степени зависит от порта Джибути, через который проходит подавляющая часть ее внешнеторгового оборота.

В то же время отношения Джибути с Эритреей складываются непросто. Эритрея заявляет претензии на участок приграничной территории на северо-востоке Джибути, неоднократно инициировала пограничные конфликты, в том числе вооруженные.

Сложные отношения имеет республика с аравийскими монархиями. В 2015 г. резко ухудшились отношения Джибути с ОАЭ после того как правительство страны отстранило фирмы из эмиратов от подряда на реконструкцию морского порта Джибути и приобретения контрольного пакета акций, а также публичной ссоры командующего ВВС Джибути и вице-консула ОАЭ. В то же время разрывом отношений между двумя странами воспользовалась Саудовская Аравия. В декабре 2016 г. Джибути дало согласие на строительство на своей территории саудовской военной базы. КСА также оказывает африканской республике финансовую помощь.

21.91MB | MySQL:65 | 0,460sec