Отношения Турции с турецкой диаспорой в Европе

В зарубежных странах сейчас проживает более 5.5 млн турецких граждан, из них около 4.6 млн проживает в Западной Европе. Остальные проживают в Северной Америке, в Азии, на Ближнем Востоке и в Австралии. Отношения со странами Западной Европы, где проживает большая турецкая община, являются одним из самых важных для Турции. Турецкие граждане, как рабочая сила (гастарбайтеры), начали быстро проникать в страны Западной Европы в начале 1960-х гг. Чтобы облегчить поток турецких гастарбайтеров и обеспечить дешевую рабочую силу, европейские страны начали подписывать соответствующие соглашения с Турцией. Например, Германия заключила такое соглашение с Турцией в 1961 г., Австрия, Бельгия и Нидерланды – в 1964 г., Франция – в 1965 г. Поток турецких гастарбайтеров в Западную Европу продолжался до 1974 г. (Кипрский конфликт), после чего они стали больше появляться в Северной Африке, на Ближнем Востоке (в странах Персидского залива).

После распада СССР поток турецких гастарбайтеров направился в РФ и в Центральную Азию. Турецкие граждане внесли свой вклад в экономический рост и развитие тех зарубежных стран, где они поселились. Многие выходцы из Турции являются ученными, докторами, архитекторами, адвокатами, журналистами, бизнесменами, политиками, спортсменами. Они хорошо представлены в политической, экономической, социальной и культурной областях. Уже в 1970-х годах Анкара начала реализацию ряда проектов в культурной и образовательной сферах для своих соотечественников, в том числе финансирование открытия школ, где преподавание ведется на турецком языке, строительство мечетей[i].

Турецкие общины в Европе  стали постепенно приобретать все большее значение для властей Турции, и возникла необходимость создать централизованную структуру по данному вопросу, чтобы координировать их действия. Поэтому 21 декабря 2009 г. Совет министров принял решение о создании Управления турецких граждан, проживающих за рубежом. Документ подготовил государственный министр Турции Фарук Челик для защиты прав граждан Турции, проживающих за рубежом. В конце 6.5 часового заседания вице-премьер и спикер правительства Турции Джемиль Чичек заявил, что настало время для создания турецкого министерства диаспоры. «На протяжении многих лет Турции приходилось сталкиваться с армянскими, греческим и другими лоббистскими организациями и теперь настало время создать мощное турецкое лобби. Министерство диаспоры будет содействовать этому процессу. В настоящее время, наряду с 220 миллионами турок, за рубежом проживает около 5 миллионов турок, и мы не можем быть равнодушными к их проблемам и образу жизни. Наше правительство поможет им решить свои проблемы».[ii]

Парламент законопроект, предусматривающий создание Управления по делам турок за рубежом и родственным сообществам при Правительстве Турции (Yurtdışı Türkler ve Akraba Topluluklar Başkanlığı/YTB) принял в 24 марта 2010 г., а 6 апреля 2010 г. закон был опубликован в «Официальной газете» (Resmi Gazete), после чего вступил в силу. Центральный офис YTB находится в Анкаре, а местные находится еще и в Измире, и в Эдирне[iii].

По официальной версии YTB был создан для решения проблем зарубежных турок и родственных народов, для укрепления экономических и социально-культурных связей с ними. Однако вместе с этим турецкие власти хотели получить еще больший контроль и влияние над турецкими общинами, существующими за рубежом, чтобы использовать их для разных целей – лоббирование, политическая, экономическая, разведывательная (у турецкой спецслужбы MИT только в Германии есть около 5-6 тысяч агентов[iv]) деятельность. В частности, как уже было сказано, парламент Турции принял законопроект, предусматривающий создание YTB, 24 марта 2010 г., то есть за месяц до 95-летней годовщины Геноцида армян в Османской империи (24.04.2010). Кроме того, приближалось 100-летняя годовщина Геноцида армян (24.04.2015), что очень беспокоило власти Турции, и они чувствовали необходимость иметь мощное лобби за рубежом (прежде всего в Европе и в США). Надо отметить, что для Анкары тогда появилась и новая проблема – 15 декабря 2009 г. власти австралийского города Сидней приняли решение установить памятник жертвам геноцида ассирийцев в Османской империи, после чего МИД Турции направил ноту протеста Австралии (памятник был открыт в августе 2010 г.). Кроме того, у Турции начались портиться отношения с Израилем, что означало проблемы с мощным еврейским лобби в США (которое противодействовало принятию резолюции о Геноциде армян в Конгрессе США). Для Турции важными являются и проблемы Кипра, вопросы РПК (Анкара хотела бы, чтобы европейские страны более эффективно противостояли РПК, отрезали пути финансирования).

Одновременно в Турции проводилась работа по совершенствованию законодательства, которое касается соотечественников. Анкара пошла навстречу своим соотечественникам, внеся поправки в закон о гражданстве. Нынешний турецкий закон о гражданстве предусматривает в случае запрета двойного гражданства в принимающей стране возможность выдачи «голубой карты», позволяющей турецким мигрантам иметь равные права с гражданами Турции (ограничения касаются лишь приема на государственную службу); а также разрешает освобождение или альтернативный порядок прохождения воинской службы для постоянно проживающих за рубежом турок.

Другие поправки касаются турок, проживающих за рубежом и не сохранивших турецкое гражданство (в ряде стран, в том числе в Германии, законодательство не позволяет иметь двойное гражданство). По внесенным изменениям законодательства, иностранцы, в том числе, турецкого происхождения, получили дополнительные права, которыми располагают граждане Турции, включая регистрацию земельной собственности, нотариальное сопровождение всех сделок с движимым и недвижимым имуществом и другие действия в государственных учреждениях.

Внесенные изменения касаются процедур проведения сделок за рубежом, объектом которых выступает собственность в Турции (например, для турецких граждан, проживающих за рубежом). Теперь участникам таких сделок не нужно будет ехать в Турцию для оформления необходимых документов. Процедура будет осуществляться в турецких загранучреждениях, куда будут прикомандированы сотрудники Главного управления земельной регистрации и кадастра Турции. Проект пока запущен в странах, где проживает большая часть диаспоры (Австрия, Великобритания, Германия, Греция, Ирландия, Нидерланды и Россия).

Большая работа была проведена по подготовке изменений в турецкое законодательство с тем, чтобы диаспора более активно участвовала в общественно-политической жизни Турции. Это касалось законодательного разрешения гражданам Турции, постоянно проживающим за рубежом, голосовать на территории турецких загранучреждений. Эти изменения затронули около 2,5 млн человек (из них 1,3 млн проживают в Германии, остальные во Франции, Бельгии и Нидерландах).

По замыслу турецких властей, указанные законодательные изменения призваны не только облегчить жизнь турецкой диаспоры, но и укрепить связи «иностранных турок» с исторической родиной, помочь формированию влиятельного турецкого лобби за рубежом, противодействовать развитию негативных тенденций в диаспоре, привлечь в Турцию дополнительные инвестиции. Примерно 140 тыс. компаний за рубежом принадлежат турецкой диаспоре. По данным турецкого Центробанка, средства, поступившие в Турцию в 2011 году от турок, работающих и постоянно проживающих за рубежом, составили 1 млрд долл. США. Кроме того, ежегодно 2 млн турок, постоянно проживающих за рубежом, посещают Турцию, половина из них — туристами[v].

Надо отметить, что турецкие общины в Европе еще большее значение приобрели для Анкары после того, как гражданам Турции, постоянно проживающим за рубежом, разрешили принимать участие в выборах. Они впервые приняли участие в президентских выборах в Турции (10.08.2014). Для них были открыты более 100 избирательных участков в более чем 50 странах, а голосование проходило с 31 июля по 3 августа. В случае второго тура зарубежные турки должны были проголосовать и 17-20 августа (в Турции второй тур был назначен 24 августа 2014 г.). Представляем итоги первого тура президентских выборов в Турции (эти выборы стали первыми всенародными выборами президента Турции, так как ранее он избирался парламентом).

Зарегистрированные избиратели
Число участников
Недействительные /пустые бланки/
Действительные бланки
Явка
За Р.Т.Эрдогана
Внутри страны
52.894.115
40.753.492
734.140
40.019.352
77.05%
20.670.826
51.65%
Вне страны
2.798.726
232.795
1857
230.938
12.02%
143.873
62.3%
На КПП
297.340
1719
295.621
185.444
62.73
Общее число
55.692.841
41.283.627
737.716
40.545.911
74.13%
21.000.143
51.79%

Итак, в целом Р.Т.Эрдоган набрал 21.000.143 голосов (51.79%) и победил в первом же туре. Результаты выборов свидетельствуют, что зарубежные турки неохотно приняли участие в голосовании (явка была всего 12%). И хотя большинство из них (143.873) свои голоса отдали Эрдогану, эти голоса не стали решающими для победы в первом туре, в котором Эрдогану нужно было получить 50%+1 (без голосов зарубежных турок Эрдоган смог преодолеть этот барьер). Здесь примечателен тот факт, что в диаспоре Эрдоган в процентном соотношении получил больше поддержки, чем внутри страны. С другой стороны, надо отметить, что это был первый опыт голосования зарубежных турок, и их участие в последующих выборах в Турции только увеличилось. В 2015 г. зарубежные турки приняли участие в парламентских выборах в Турции, результаты которых представляем ниже.

07.06.2015

Зарегистрированные избиратели
Число участников
Недействительные
/пустые бланки/
Действительные бланки
Явка
ПСР
Внутри страны
53.741.838
46.451.389
1.329.616
45.121.773
86.43%
18.347.747
40.66%
Вне страны
2.866.979
931.646
13.344
918.302
32.50%
462.506
50.37%
На КПП
124.432
1264
123.168
4.34%
57.158
46.41%
Общее число
56.608.817
47.507.467
1.344.224
46.163.243
83.92%
18.867.411
40.87%

 

01.11.2015

Зарегистрированные избиратели
Число участников
Недействительные
/пустые бланки/
Действительные бланки
Явка
ПСР
Внутри страны
54.049.940
47.239.370
684.103
46.555.267
87.40%
22.959.394
49.32%
Вне страны
2.899.069
1.159.871
12.179
1.147.692
40.01%
647.028
56.38%
На КПП
138.454
1182
137.272
4.78%
75.504
55.00%
Общее число
56.949.009
48.537.695
697.464
47.840.231
85.23%
23.681.926
49.50%

Как мы видим, в июньских выборах Турции приняли участие уже 32.5% зарубежных турок, а в ноябрьских выборах этот показатель достиг 40%, и в обоих случаях большинство из них отдали свои голоса правящей партии Турции (ПСР). На 16 апреля 2017 г. в Турции назначен референдум о внесении в конституцию поправок, значительно расширяющих полномочия президента Р.Т.Эрдогана. Ожидалось, что на этот раз явка среди зарубежных турок была бы более высокой, если властям Турции удалось провести хорошую предвыборную кампанию в Европе. Однако правительство Нидерландов запретило двум министрам правительства Турции, в том числе главе турецкого МИДа Мевлюту Чавушоглу, въезд в страну для участия в митингах турецкой общины, в Гамбурге решением местных властей отменили выступление главы МИД Турции, министр внутренних дел ФРГ заявил, что он против турецких политических митингов на территории Германии, федеральный канцлер Австрии призвал ввести запрет на ведение турецкими политиками пропагандистских кампаний во всех странах ЕС. В результате отношения между Турцией и странами Евросоюза достигли невиданного за многие годы накала и напряжения.

Надо вспомнить, что в прошлом Эрдоган успешно агитировал в Германии среди турок, проживающих там, и у него не было проблем. Однако сегодняшняя напряженность показывает, что позиция Европы изменилась. В последнее время ЕС резко осуждал системные нарушения прав человека и свободы слова в Турции, в особенности после попытки военного переворота (15-16.07.2016), возобновление военных действий против курдов после июньских парламентских выборов в 2015 г., с применением тяжелой военной техники, антитеррористическое законодательство, возможное восстановление смертной казни (Эрдоган ожидает восстановления смертной казни после референдума), шантаж мигрантами и так далее. В итоге ЕС очень разочаровался в Эрдогане, который в свою очередь разочаровался в ЕС. Примечателен тот факт, что Эрдоган сознательно создал эту напряженность с ЕС: он знал, что арест журналиста Дениза Юджела, имеющего также гражданство ФРГ, вызовет недовольство Германии и вообще ЕС (после ареста Эрдоган назвал Юджела «агентом Германии» и «представителем РПК», а власти ФРГ обвинили Эрдогана в содействии терроризму).

Представляется, что Эрдогану очень нужны голоса зарубежных турок, и поэтому он так нервно отреагировал на действия Европы по отношению к турецким министрам. Однако, по нашему мнению, после обострения отношений с Европой у Эрдогана не будет никаких проблем связи с референдумом, и что большинство избирателей скажут «да» (даже больше, чем в 2014 г. получил сам Эрдоган). Здесь надо взглянуть на цифры. В Турции число избирателей составляет около 57 миллионов, а вне страны – только 3 миллиона. Для Эрдогана важнее было сплотить вокруг себя избирателей внутри страны с помощью противостояния Европе, резких заявлений в адрес ЕС и таким образом получить голоса националистов. Даже лидер основной оппозиционный силы Народно-республиканской партии Кемаль Кылычдароглу, который против конституционных поправок, выразил свою поддержку Эрдогану в противостоянии с ЕС[vi]. А Девлет Бахчели, лидер Партии националистического движения, и вовсе назвал Нидерланды «вражеским государством», призвав разорвать с ним дипломатические отношения[vii].

Все это означает, что теперь замысел Эрдогана удался. Чем больше европейские лидеры критикуют Эрдогана, тем больше турок его поддерживают, популярность и влияние Эрдогана среди турецкой диаспоры в Европе растет (хотя здесь он имеет ряд проблем с отдельными политиками турецкого происхождения, например, с депутатом Бундестага Джемом Оздемиром, который ранее заявил, что при президентстве Эрдогана Турция никогда не станет членом Евросоюза и обвинил его в намерениях превратить страну в «опереточный султанат»).

Эрдоган полагает, что туркам, проживающим в Европе, в первую очередь, следует сохранять свою культуру, язык, турецкую идентичность, которая, по его мнению, должна основываться на мусульманских ценностях и уважении к ним. Он призывал их оставаться турками, ходить в мечети, соблюдать обычаи и традиции, настаивал на пересмотре закона ФРГ от 2007 г., обязывающего членов семей мигрантов сдавать экзамен на знание немецкого языка, критиковал проводимую политику интеграции, призывал своих соотечественников учить родной турецкий язык.

Однако Эрдогану и всего этого было мало. Во время европейско-турецкого беспрецедентного кризиса он обвинял власти европейских стран в том, что они являются «нацистами» и «фашистами», а также используют «нацистские методы». Эрдоган призвал турецких граждан, живущих в Европе, иметь в семье по пять детей (это на два ребенка больше, чем считается правильным в самой Турции). По словам президента, турки являются «будущим Европы», и поэтому они должны расширять свое присутствие на европейском континенте. Эрдоган подчеркнул, что Европа теперь «их родина» и им нужно развиваться там. «Открывайте новые бизнес-проекты, устраивайте своих детей в лучшие школы, сделайте так, чтобы ваша семья жила в лучших районах, водите лучшие машины, живите в самых красивых домах. Это будет лучшим ответом на вульгарность, антагонизм и несправедливость, которую они допустили в отношении вас», — добавил он[viii].

Численность турецкой диаспоры в Европе увеличивается быстрыми темпами. В этом случае резко растет число турок, которые будут иметь право голоса и будут участвовать в выборах, а таким образом турецкие общины станут более влиятельными (по замыслу Эрдогана – еще и богатыми) в Европе.

Однако власти Турции сами имеют аналогичную демографическую проблему, о чем свидетельствуют ряд заявлений. Ранее Эрдоган регулярно призывал турецких женщин заводить как минимум по три ребенка, отмечая, что жизнь женщины без продолжения рода является «неполной», стремился законодательно запретить аборты (однако бурная негативная реакция общественности заставила его отказаться от этой идеи), раскритиковал контрацепцию, назвав ее «предательством Родины»[ix]. А бывший премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу заявил, что турецкие женщины должны относиться к рождению детей как к исполнению долга перед Отечеством. «Для нас женщины, которые рожают детей, выполняют свой священный долг, который можно сравнить со службой в армии», – добавил экс-премьер-министр[x].

Почему власти Турции сделают такие заявления – с учетом того, что население Турции приближается к 80 млн человек? В действительности, эти призывы турецких властей направлены только турецким, а не курдским женщинам. В Турции в курдских семьях рождается больше детей, чем в турецких, а это представляет угрозу в долгосрочной перспективе. Как раннее отметил курдский лидер Абдуллах Оджалан, придет время, когда в Турции курды станут большинством (что само себе означает, что курдский вопрос в Турции сможет быть решен демографическом путем). Поэтому власти Турции уже сейчас делают такие заявления, называя рождение детей священным долгом перед Отечеством, а контроль над рождаемостью – «предательством Родины».

[i] Yurtdışında Yaşayan Türk Vatandaşları, T.C. Dışişleri Bakanlığı

[ii] Çiçek: Kimse hukukun üstünde olamaz, Timeturk, 21.12.2009

[iii] Yurtdışı Türkler ve Akraba Topluluklar Başkanlığı: YTB, Mevzuat

[iv] MİT’in Almanya’da 6 bin muhbiri var, T24, 23.08.2016

[v] Надежда Бабурова, Турция, турецкая диаспора и тюркский мир, Ruvek.ru, 09.12.2013

[vi] Kılıçdaroğlu’dan, Hollanda’nın kararına tepki: Asla doğru değil, NTV, 11.03.2017

[vii] Bahçeli: Hollanda, soğanın virüs yemiş hali olan laleyi soldurmuş, Hürriyet, 12.03.2017

[viii] Three children not enough, have five: Erdoğan to Turks in EU, Hürriyet Daily News, 17.03.2017

[ix] Эрдоган призвал турецких женщин заводить как минимум по три ребенка, Вестник Кавказа, 06.07.2016

[x] Давутоглу: Рожать детей — долг перед Родиной, МК-Турция, 05.02.2016

62.89MB | MySQL:102 | 0,636sec