Иордания увеличивает число сотрудников вакфа в ответ на израильский «Закон о муэдзинах»

Иорданский министр по делам святых мест ислама Ваиль Арбиат официально сообщил в минувшую среду, в ходе заседания парламентской комиссии по делам Палестины в иорданском парламенте о том, что правительство Иордании приняло решение увеличить число служителей вакфа, размещенных на Храмовой горе в Иерусалиме, с примерно 800 до 1000. Это должно стать ответом на принятие израильским Кнессетом две недели назад «Закона о муэдзинах». Министр подчеркнул, что сотрудникам вакфа на Храмовой горе будут предоставлены финансовые стимулы в рамках усилий, направленных на то, чтобы «защитить Иерусалим и святые места ислама и христианства». Соответствующее решение, по его словам, было принято иорданским правительством для того, чтобы «поддержать мужественную борьбу наших братьев в Иерусалиме».

Необходимо пояснить, что после того, как в 1967 году иерусалимский Старый город с его святынями перешел в результате Шестидневной войны под контроль Израиля, управление Храмовой горой было оставлено израильтянами за иорданским мусульманским вакфом. С тех пор и до сего дня Иордания финансирует в частности заработную плату занятых там сотрудников вакфа. Это рассматривается в качестве фактора, повышающего престиж Хашемитского королевского дома, который выступает с точки зрения мусульман в роли защитника святых мест ислама в Иерусалиме.

Ваиль Арбиат пояснил, что увеличение бюджета вакфа в Иерусалиме и увеличение числа ставок для его сотрудников является реакцией Иордании на «Закон о муэдзинах», запретившего мусульманские призывы к молитве, громкость которых превышает определенное число децибелов. «Иорданское правительство демонстрирует свое несогласие с этим решением, которое противоречит свободе религиозного культа, и с обеспокоенностью следит за развитием этой ситуации через официальные каналы», — подчеркнул министр по делам святых мест ислама.

В прошлом, 2016 году управление иерусалимского вакфа обратилось к иорданскому королю Абдалле II с просьбой добавить ему 70 ставок на охранников. Иорданская оппозиция, которая, в отличие от короля, настроена подчеркнуто антиизраильски, расширила эту просьбу и потребовала от короля добавить не 70, а 200 сотрудников вакфа в Иерусалиме. Теперь король Абадалла II  удовлетворил эту просьбу.

Израильский министр сельского хозяйства Ури Ариэль, представляющий религиозно-сионистскую партию «Еврейский дом», резко выступил против данного решения иорданского правительства и призвал израильское правительство жестко отреагировать на него, заявив по данному поводу, что «попытка купить спокойствие на Храмовой горе у террористов, вакфа и иорданского короля приведет к еще одной, гораздо более опасной капитуляции (под капитуляцией Ури Ариэль подразумевает запрет на еврейские молитвы на Храмовой горе – В.Ч.). Я требую от премьер-министра немедленно осуществить израильский суверенитет в Иерусалиме в целом и на Храмовой горе в частности и рассмотреть возможность выработки нового пути». Важно подчеркнуть, что все депутаты от «Еврейского дома», как и многие депутаты от Ликуда и от партии «Наш дом-Израиль» (НДИ), в последнее время активно выступают за ограничение полномочий, предоставленных Израилем мусульманскому вакфу на Храмовой горе.

Вызвавший такой гнев иорданцев «Закон о муэдзинах», по словам одного из инициаторов его принятия, депутата Кнессета Роберта Илатова (НДИ), «имеет своей целью урегулировать вопрос о шуме в местах, в которых проживает смешанное население  (…) Вопрос о муэдзинах упорядочен и в мусульманских станах. И в Египте, и в Саудовской Аравии этот вопрос урегулирован. Недопустимо, чтобы каждый муэдзин имел право шуметь, когда он хочет и сколько он хочет. В Каире есть очень ясное определение числа позволенных децибеллов. Арабы пытаются превратить этот вопрос в религиозный, но у него нет никакой связи с религией». Необходимо пояснить, что под «местами, в которых проживает смешанное население», депутат подразумевал среди прочего такие города, как Иерусалим, Рамла, Лод, Акко, Хайфа и Яффа, в которых преобладает еврейское население, но присутствует и заметное мусульманское меньшинство.

Другой инициатор «Закона о муэдзинах», депутат Кнессета Мордехай (Моти) Йогев («Еврейский дом») заявил, что «это социальный закон, имеющей своей целью дать людям возможность спать в часы отдыха и не быть разбуженными в четыре или в пять часов утра. Речь идет и о евреях, и об арабах. В этом законе нет стремления нанести ущерб верующим. Бог – один, и мы разделяем эту веру. Сотни тысяч граждан по всей стране постоянно страдают от ранней побудки и от шума, мешающего их отдыху по нескольку раз в день. Причем особое внимание уделяется ранним утренним и ночным часам».

Депутаты Кнессета от Объединенного арабского списка яростно протестовали против принятия «Закона о муэдзинах». Показательны в этом смысле слова депутата Ханан Зуаби, заявившей, что громогласные призывы муэдзина «это часть пейзажа этой страны», и предложившей евреям, которым это не нравится, уехать туда, откуда они или их родители приехали в Палестину/Израиль. То есть, израильский «Закон о муэдзинах» был воспринят иорданцами в качестве дополнительного фактора, ослабляющего «мусульманский облик» страны, которую евреи называют Эрец-Исраэль, а арабы – Палестина. Соответственно поэтому усиление мусульманского присутствия на Храмовой горе в виде увеличения числа сотрудников вакфа воспринимается в качестве адекватной реакции на это решение израильского Кнессета.

52.19MB | MySQL:103 | 0,626sec