Алжирский магнат лоббирует трансафриканский транспортный проект

Один из ведущих алжирских бизнесменов, Исаад Ребраб, генеральный директор группы компаний Cevital, приковал к себе главное внимание устроителей Africa Ceo Forum, состоявшегося в Женеве 20 – 21 марта.

На нем присутствовали видные руководители предприятий, а также специалисты в области экономики и финансов, главным образом из африканских и европейских стран.

Миллиардер Исаад Ребраб представил на этой встрече мега-проект создания «транспортного позвоночника» континента, трансафриканской железной дороги, которая должна связать все его страны с севера на юг, от Алжира до крайней точки в Кейптауне (ЮАР).

Согласно его идее, данный проект крайне необходим, исходя из потребностей мировой экономики и его реализация поможет открыть страны, не имеющие доступа к морю.

Это позволяет им экспортировать свои продукты с меньшими затратами, что, в свою очередь, должно стать, в долгосрочной перспективе, локомотивом роста всей мировой экономики в ближайшие десятилетия.

В частности, на презентации своего проекта алжирский миллиардер указал, что его реализация позволит сократить затраты на логистику, которая сегодня является «слишком тяжелой, дорогостоящей и неудобной».

Наличие же подобной дороги, согласно Ребрабу, заметно удешевит грузоперевозки и время доставки по сравнению с морским транспортом, а также позволит перевозить большие объемы грузов и количество пассажиров.

«Изюминка» предложения Ребраба состоит в его относительной дешевизне – 36 млрд долларов при общей протяженности в 9000 километров, которая должна достигаться в течение всего двух лет за счет модернизации и соединения уже имеющихся железных дорог. По его словам, «В масштабах континента это очень мало».

И для того, чтобы убедить свою аудиторию в обоснованности данного проекта, Исаад Ребраб привел в пример недавно выстроенную железную дорогу между Джибути и Эфиопией протяженностью 800 километров, на строительство которой ушли 4 млрд долларов, или в расчете на километр в данном случае затрачено на 10 процентов больше средств, чем он запланировал на реализацию трансафриканской магистрали.

Главное же состоит в том, что, по его словам, «Стоимость перевозки автотранспортом тонны грузов между двумя городами, которая составляла 47 долларов, упала до 25 долларов за тонну при доставке железнодорожным транспортом.

Также это позволит создать множество рабочих мест и обеспечить устойчивый рост для всех вовлеченных в него стран, как Черного, так и Европейского континента.

По словам Ребраба, это произойдет не только за счет промышленного, но и сельскохозяйственного развития континента, ведь при запуске трансафриканской железной дороги неизбежно будут введены в оборот «многие земли, остающиеся в запустении».

Необходимо напомнить, что реализация аграрных проектов в странах «третьего мира», в том числе и африканских, является одной из специализаций алжирского миллиардера.

Однако дело здесь не только в стремлении Исаада Ребраба «чужими руками» создать условия для извлечения дополнительной выгоды.

Причем, хотя алжирский миллиардер прямо не заострил внимания на миграционную проблему, он фактически подвел присутствовавших на встрече европейских представителей к тому, что в конце концов, это должно напрямую содействовать ее если не решению, то заметному смягчению.

Актуальность данного вызова состоит в том, что, по словам Ребраба, к 2050 году в Африке будет насчитываться более двух миллиардов жителей и уже поэтому «следует готовиться к такому развитию событий, развивая здесь образование, работая над продовольственной безопасностью, здравоохранением, транспортными коммуникациями и электрификацией. Но без квалифицированной рабочей силы ничего этого сделать нельзя».

По его выводам, эти «решительные преобразования инфраструктуры обеспечат появление в Африке среднего класса, предпринимательства, более образованного населения, что предоставит ему новые возможности занятости».

В своей презентации Ребраб особо отметил, что «Африка – это 26 процентов поверхности Земли, которая в то же время дает лишь три процента от мирового ВВП».

По его словам, последние показатели можно увеличить в разы, сделав Черный континент привлекательным для инвесторов, чему в максимальной степени и будет отвечать реализация трансафриканского железнодорожного проекта, наличие которого заметно снизит для них все издержки и станет аналогом Суэцкого канала XXI века.

По сути, в результате Ребраб предлагает проевропейский проект распределения африканского сырья в пику уже реализуемому в Восточной Африке китайскому (через Джибути, Кению и Эфиопию).

Финансирование этого проекта, согласно Ребрабу, могут взять на себя одновременно Всемирный Банк, Африканский банк развития, Европейский банк и Азиатский банк.

Разумеется, данное предложение заинтересовало как европейских, так и африканских предпринимателей, финансистов и представителей властей стран Европы и Африки.

Между тем, данная задумка Ребраба, нацеленная на соблюдение европейских интересов, дополнительно поднимает его собственные политические ставки не только в самом Алжире, но и за его пределами как возможного перспективного лидера.

Соответственно, можно предвидеть, что представители алжирской правящей элиты будут испытывать весьма противоречивые чувства. С одной стороны, они опасаются того, что Ребраб неуклонно набирает «вес» в Европе и вообще на международной арене, но с другой стороны, они не могут и отказаться от его предложения, которое, согласно плану этого олигарха, делает Алжир ключевым транспортным африканским хабом, «главным пропускным пунктом» африканского сырья в Европу.

И это не только должно принести в казну АНДР ежегодно миллиарды долларов поступлений, но и резко повысить ее важность для Запада и, соответственно, снизить влияние марокканского конкурента.

Остается, однако, убедить политиков Африки – он считает политическую проблему главным препятствием для осуществления своего варианта в плане заключения договоренности со всеми 60 государствами Черного континента.

Их лидеры, судя по всему, попытаются получить максимальные выгоды от «встраивания африканского континента в мировую экономику» и притормаживать его реализацию в стремлении извлечь дополнительные выгоды.

В этой связи Ребраб намеревается представить проект руководству Африканского союза для достижения всеобщего консенсуса по данному вопросу. И поэтому он намерен представить более детальный план на следующем саммите ЕС-АС, который состоится в Абиджане в ноябре 2017 года.

По его словам, сейчас удобное время для реализации такого проекта и ввиду перехода председательства Германии в G20, учитывая то, что канцлер Ангела Меркель поставила Африку в календарь своих приоритетов и уже планирует для нее собственный «План Маршалла».

Между тем, замечание Ребраба о политических трудностях представляется не случайным и в силу экономического наступления на Черном континенте Китая, ставшего главным торговым партнером для большинства из африканских стран.

Соответственно, «европейский железнодорожный разворот», предлагаемый Ребрабом, этим планам препятствует в силу возможного перераспределения африканских сырьевых ресурсов.

И поэтому КНР будет и далее пытаться не только удерживать достигнутую «пальму первенства», но и развивать уже достигнутые результаты, используя для этого уже наработанные экономические и политические связи, чтобы если не торпедировать его, то по максимуму способствовать его удорожанию, чтобы сделать его невыгодным для заказчиков.

А это, в свою очередь, будет способствовать увеличению привлекательности его собственного железнодорожного проекта, нацеленного на выкачку ресурсов для Поднебесной.

52.34MB | MySQL:103 | 0,486sec