Турция: обзор отчёта SETAV, посвященного сирийским курдам. Часть 2

В середине 2016 года Фондом политических, экономических и социологических исследований (SETAV) был опубликован Отчёт под заголовком «Организация Рабочей партии Курдистана в Сирии – Партии демократического союза (ПДС) – Отряды народной самообороны (ОНС)». Продолжаем начатый ранее обзор с раздела, озаглавленного «Создание ПДС».

Как отмечают авторы отчёта, с геополитической точки зрения важное значение имеет формирование приграничного коридора на севере Сирии, вдоль турецко-сирийской границы, и через регион Рабиа-Синджар, находящийся под контролем регионального правительства Северного Ирака – вдоль иракско-сирийской границы. Одновременно важным представляется нахождение нефтяных месторождений в северо-восточной Сирии, густо населённой курдами. Сирийские курды представляют собой, кроме того, самое большое этническое меньшинство страны, а их требования прав и свобод наталкивалось на насилие со стороны режима Б.Асада. На этой почве, как отмечают авторы, возник формат сотрудничества между режимом Б.Асада и Рабочей партией Курдистана. В обмен на поддержку РПК в её действиях против Турции, Б.Асад получил «устранение опасности сирийских курдов» для режима. Сирийский режим, в рамках политики сдерживания, а также с целью создания методов против «политических и экономических шагов Турции» попытался экспортировать «собственный курдский вопрос» в Турцию.

По иронии судьбы, наряду с приёмом в стране сбежавшего из Турции лидера РПК Абдуллы Оджалана, при Хафезе Асаде Дамаск продолжил режим давления и дискриминации по отношению к своим собственным северным курдам. И даже пытался использовать Оджалана в качестве «преимущества» против сирийских курдов. Кроме того, режим Асада затратил немало усилий с тем, чтобы обеспечить создание баз Патриотического союза Курдистана под руководством Джалаля Талабани, вместе с Рабочей партией Курдистана. Даже более того, дамаскское руководство освобождало курдов, вступающих в Рабочую партию Курдистана от обязательной воинской повинности. В 1990-х годах сирийцы стали самой большой по численности группой внутри Рабочей партии Курдистана.

После войны в Заливе в 1991 году, в результате политики США по использованию иракских курдов против Саддама Хусейна, элементы РПК стали базироваться в этом регионе. После того, как центр силы переместился сюда, Иран и западные страны начали увеличивать своё влияние на организацию. В этот самый период времени в результате давления Турции в Ливане (в долине Бекаа) были закрыты лагеря РПК, однако, Оджалан продолжал оставаться в Сирии. Даже признавая РПК в качестве террористической организации, Сирия продолжила её использование против Турции. В конце концов, в 1998 году в результате ряда решительных действий турецкой стороны и после резкого заявления, сделанного президентом Турции Сулейманом Демирелем в Меджлисе 1 октября 1998 года, между Турцией и Сирией был подписан Аданский протокол, после которого Оджалан был из страны выслан. Параллельно с этими процессами в отношении сирийских членов РПК и её ячеек начали проводиться задержания и инициироваться расследования.

После того, как 10 июня 2000 года скончался Хафез Асад, на его место заступил Башар Асад. В 2004 году после футбольного матча состоявшегося в Камышлы, в курдском районе Сирии, начались волнения которые перекинулись на другие регионы, включая Амуда, Рас-эль-Айн, Дейр-эз-Зор. В результате «кровавого подавления» беспорядков по одним источникам погибло 30, по другим — свыше 100 человек.

После того, как между Сирией и Турцией начался процесс нормализации отношений и было подписано новое соглашение, наращивающая свое влияние на сирийских курдов Рабочая партия Курдистана отреагировала на новую ситуацию и создала 17 октября 2003 года, в качестве своего сирийского ответвления, Партию демократического союза.

Важным моментом, на который по мнению авторов отчёта стоит обратить особое внимание, является то, что решение о создании ПДС было принято заблаговременно. Согласно имеющимся данным, 16 февраля 2002 года Абдулла Оджалан через своих адвокатов передал распоряжение руководству организации о создании этой структуры. После этого указания РПК на своем 8-м конгрессе, в период с 4 по 10 ноября 2002 года, поставила перед собой целью создать свои новые структуры в Иране, Ираке и Сирии и через этого получить доступ к большему количеству людей. Несмотря на то, что эта организация  стала влиятельной силой в Сирии лишь после 2011 года и одним из самых влиятельных игроков, и даже невзирая на то, что создана она де-юре была в 2003 году, её история, как отмечают авторы, началась с деятельности РПК в Сирии и простирается вглубь истории до начала 1980-х годов.

Лидером организации в период с 2003 по 2010 год был Фуад Омер. Создание организации не приветствовалось режимом Б.Асада и среди её членов был проведён ряд задержаний, счёт которым идёт на сотни человек. Многие лидеры ПДС, включая Салиха Муслима были вынуждены бежать в Северный Ирак и скрываться в горном районе Кандиль. В 2004 году в результате расхождений внутри Рабочей партии Курдистана Партия демократического союза разделилась на две – от нее откололось движение Rekeftin (Rekeftina Demokrat a Kurd ya Suri), однако, её основатель – Кемаль Шахин – в феврале 2005 года был убит в Северном Ираке сторонниками Рабочей партии Курдистана.

52.17MB | MySQL:103 | 0,423sec