Что стоит за саудовской инициативой о списании иракских долгов

После достаточно длительного периода «заморозков» в отношениях между Ираком и Саудовской Аравией наметился некоторый прогресс. Отношения между странами, если судить по числу контактов между их высокопоставленными представителями и официальных визитов, произошедших с начала этого года, если не переживают период ренессанса, то, по крайней мере, сдвинулись с мертвой точки.

Наглядным и достаточно неожиданным подтверждением этому стали заявления, сделанные саудовцами в Вашингтоне, во время недавней международной конференции по противодействию «Исламскому  государству», (ИГ, запрещено в России), на которой последние сказали о «поддержке усилий Ирака по борьбе с террористами», в том числе и путем списания долгов Ирака перед королевством, что стало для всех полной неожиданностью, поскольку, если это  и обсуждалось, то настолько кулуарно, что никаких утечек на эту тему в СМИ не было. Сумма этих долгов и источник их возникновения озвучены не были, возможно, речь может идти еще, о достаточно старых заимствованиях, сделанных при прежнем режиме.

Озвучил это внезапное решение министр иностранных дел королевства Адель аль-Джубейр не далее, как в прошлый четверг, 23 марта во время встречи с иракским коллегой, Ибрагимом аль-Джаафари. Мотивы его сразу стали причиной многочисленных рассуждений о том, что же подвигло КСА, переживающее экономические трудности, плюс, воюющее в Йемене и, в общем и целом, ранее не особо замеченное в благотворительности, на такой шаг?

По мнению ряда обозревателей причин несколько.

Первая, лежащая на поверхности — это все те же американские инструкции, данные Эр-Рияду насчет консолидации ряда арабских стран и наведения относительного порядка и восстановления подобия единства среди суннитских государств центральной части Ближнего Востока, отношения с которыми, прежде всего, с Египтом, в меньшей степени, с Иорданией, и да-да, с Ираком, усилиями саудовских политиков оказались на грани если не разрыва, то, взаимного, как принято сейчас говорить, «бана».

Во-вторых, как полагают иракские СМИ, это ни что иное, как попытка сделать «хорошую мину при плохой игре». Не случайно, площадкой для этой сенсации была выбрана вашингтонская конференция по борьбе с ИГ. Озвучив ее, саудовцы тем самым пытаются с одной стороны показать всем свою как бы поддержку Ираку – одному из основных пострадавших от действий ИГ. А заодно, сформировать у всех мнение о себе как ведущей силе, противостоящей террору, которая таким вот образом показывает всем остальным пример, и словом и делом. В Ираке скептически относятся к подобной внешнеполитической репризе королевства, потому что слишком хорошо представляют себе реальное положение дел и то, кто является настоящим спонсором и покровителем террористов.

В третьих, как отмечают многие в Багдаде, выбор саудовцами именно такого шага, рассчитан с иезуитским коварством: те прекрасно знают, насколько важны сейчас для Ирака любые свободные средства в свете бремени военных расходов, тяжелой коррупционной обстановки и снижения мировых цен на энергоносители. Как бы не хотелось, но отказаться от такого «подарка» (а как бы там ни было, речь идет о крупной сумме) в Багдаде, скорее всего, не смогут. Подобная щедрость саудовцев конечно привнесет свои политические дивиденды и усилит позиции тех радикальных политических суннитских сил, которые пытаются противостоять влиянию Ирана.

Четвертая причина, по оценке депутата иракского парламента Мазена аль-Мазани, достаточна прагматична. Это, не что иное, как попытка создать благоприятный климат для попыток саудовских компаний, или местных, аффилированных с ними, предпринимателей, закрепится в числе подрядчиков по восстановлению разрушенных районов страны. Многомиллиардный рынок подобных работ сейчас со всех сторон атакуют все, кому не лень, — считает депутат, и саудовцы, с их достаточно развитой строительной промышленностью (есть у них и такая «Бен Ладен Сауди Груп, принадлежащая семье из которой вышел Усама бен Ладен) рассчитывают получить в Ираке выгодные подряды.

Усматривается и еще один мотив. Это, как бы намек тем просаудовским силам в Ираке, мол, смотрите, мы платим, и будем платить. В том числе, и за поддержку нужных решений, например, по амнистии осужденного в стране политика Тарека аль-Хашими, сбежавшего в Садовскую Аравию и выдавшего, по мнению иракских правоохранительных органов, ценную государственную информацию спецслужбам королевства и соседнего с ним Бахрейна. Вопрос об его амнистии нет-нет, да и муссируется теми, кто является саудовской «пятой колонной» — заявил М.аль-Мазани иракским журналистам.

И, наконец, логика саудовских поступков в отношении Ирака за последние два месяца достаточно проста: визит в прошлом месяце министра иностранных дел Аделя аль-Джубейра явился своеобразной компенсацией высылки посла королевства Самира Субхана из Багдада, после того, как последний допустил ряд оскорбительных комментариев в адрес иракского Народного ополчения и некоторых политиков.

Хватит ссорится, как бы призывает А.аль-Джубейр, мы прощаем долги, возвращайтесь в «лоно арабских стран», мы ждем там вас, Египет, Сирию, Ливан…все казалось бы замечательно, да вот только этим «лоном» или «матерью-матерей» в Эр-Рияде считают самих себя. Со всеми вытекающими последствиями. Что касается денег от саудовцев, то по мнению ряда иракских политических обозревателей, следовало бы, все-таки, отказаться от подобной милости. Она не вернет тех, кто погиб от рук террористов, выращенных за счет тех же саудовцев. А долги пусть истребуют у тех кто их брал, у функционеров партии Баас и прежнего режима. Хотя, здесь мы позволим себе добавить, что Саддам Хуссейн уже однажды ответил королевству по поводу долгов: «мы восемь лет защищали ворота арабского мира от вторжения из Ирана и заплатили нашей кровью все долги перед вами».

Согласится ли правительство Ирака на столь «щедрое» предложение А.аль-Джубейра, и получил ли на этот счет указания в Вашингтоне, недавно вернувшийся оттуда премьер-министр Х.аль-Абади, мы узнаем в самое ближайшее время.

52.22MB | MySQL:103 | 0,397sec