Турция: обзор отчёта SETAV, посвященного сирийским курдам. Часть 3

В середине 2016 года Фондом политических, экономических и социологических исследований (SETAV) был опубликован Отчёт под заголовком «Организация Рабочей партии Курдистана в Сирии – Партия демократического союза (ПДС) – Отряды народной самообороны (ОНС)». Продолжаем начатый ранее обзор с раздела, озаглавленного «Сирийская революция и ПДС».

Как указывают авторы документа, начавшееся под влиянием арабской весны в 2011 года революционное движение в Сирии получило поддержку со стороны курдских групп. На первый план вышли такие названия и имена как «Исламские курды» и «Движение будущего» с его лидером Мишелем Теммо и они начали становиться частью сопротивления режиму Б.Асада. Однако, в скором времени М.Теммо был в своем доме убит неназванными лицами, но ответственность его сторонниками за произошедшее была возложена на режим Б.Асада. Впрочем, согласно отдельным источникам в убийстве М.Теммо есть и след ПДС. На фоне того, как оппозиционные курды начали терять почву под ногами, на первый план стала выходить Партия демократического союза, поддерживающая отношения с Б.Асадом, и согласно их собственным утверждениям, в частности, лидера Салиха Муслима, с режимом «де факто» было достигнуто соглашение. С центром в Камышлы, ПДС в течение 2011 года институционализировалась в Африне, в Айн-эль-Арабе и в Эль-Хасеке.

В хаосе революции, начавшейся в Сирии в 2011 году, поддержка режима Б.Асада обеспечила почву для того, чтобы Рабочая партия Курдистана (РПК) и Союз курдских общин (СКО), под брендом ПДС быстро сформировались на севере страны, нарастили число своих вооруженных боевиков и начали формировать свои административные структуры. Перво-наперво режим Б.Асада пригласил ранее арестованного и высланного из страны Салиха Муслима и выпустил на свободу находящихся под стражей членов ПДС. После переговоров, проведенных с С.Муслимом, существование РПК – СКО в Сирии было поддержано в рамках ПДС, которая получила свободу в политических и военных действиях.

В этот период времени ПДС, в противоположность другим курдским политическим силам, действующим на севере страны против режима Б.Асада, начала действовать вместе с сирийскими спецслужбами и проправительственными отрядами «шабиха». Силы, связанные с режимом Б.Асада, были выведены из курдских регионов, которые были оставлены ПДС и связанным с нею ОНС. Таким образом, 19 июля 2012 года контроль над Айн-эль-Арабом (Кобани) и другими регионами перешёл в руки сторонников ПДС, которые в регионах своего влияния попытались ликвидировать другие курдские движения, включая «Движение будущего» и прочие. Партии, оппозиционные по отношению к ПДС собрались в Эрбиле 26-27 октября 2011 года и создали Курдский национальный совет (КНС). Этот Совет, будучи частью сирийской оппозиции, отверг диалог с  правящим режимом, начал одновременно бороться с ПДС. Однако, ПДС, вооруженными методами, пользуясь слабостью партий, основавших КНС, удалось в значительной мере эту угрозу для себя устранить.

В июне 2012 года, невзирая на то, что между ПДС и сирийскими группами, близкими к президенту курдской автономии в Ираке Масуду Барзани, было достигнуто соглашение, но оно конкретных результатов так и не принесло. Политические организации, близкие к Демократической партии Курдитана (ДКП), были со стороны «элементов» ПДС ликвидированы. Лидер ДКП, Масуд Барзани, в ходе своего визита в Диярбакыр в 2013 году выбрал своей мишенью ПДС и открыто указал на то, что ряд регионов, по договоренностью с режимом Б.Асада, был оставлен этой партии.

Также было указано, что провозглашенное ПДС переходное правительство, сделавшее курдов стороной конфликта, сотрудничает с режимом Б.Асада.  Отчет, опубликованный базирующимся в Берлине Европейским центром курдских исследований (KurdWatch), указывает на целый ряд эпизодов, включая огонь, открытый со стороны ПДС в городе Амуда по протестующим, убийство гражданских лиц, пытки задержанных активистов, давление, оказываемое на оппозиционные группы, сотрудничество с милицией и спецслужбами режима, повсеместное нарушение прав человека.

Продолжая своё сотрудничество с режимом Б.Асада и управляя, совместно с силами режима, городом Эль-Хасеке, ПДС и ОНС, после того как Айн-эль-Араб (Кобани) был окружен сторонниками «Исламского государства» (ИГ – запрещённая в РФ террористическая организация), достигли военного соглашения с США, и начали получать военную помощь и поддержку с воздуха.

Отряды народной самообороны, воспользовавшись преимуществами союзнического соглашения с США и режимом Асада, начали предпринимать усилия по объединению курдских кантонов. Захватив город Тель-Абьяд, они депортировали проживающее там арабское и туркоманское население и сформировали коридор от Джезире до Айн-эль-Араба. Также они поставили перед собой задачу по объединению других регионов, находящихся под их контролем, с Африном. Партия демократический союз и Отряды народной самообороны воспользовались в качестве возможности началом Российской Федерацией 30 сентября 2015 года военной операции в Сирии, «нарастили свои контакты с этой страной». При этом они начали искать возможность действовать совместно с Россией, как против ИГ, так и против сирийской оппозиции.

52.29MB | MySQL:103 | 0,498sec