Президента Турции Р.Т. Эрдоган активно включился в агитационную кампанию по референдуму

Президент Турции Р.Т. Эрдоган самым активным и непосредственным образом включился в агитационную кампанию в пользу сказать «да» на референдуме по конституционным поправкам, назначенном на 16 апреля. Не прошло и нескольких дней, а турецкий президент — снова на «про-аксарайских» каналах (напомним, что предыдущее появление перед телекамерами с развернутым интервью состоялось 23 марта, обзор которого мы делали). Впрочем, вчерашнее появление Р.Т.Эрдогана на совместном вещании в Haber Türk и Show TV продиктовано понятной логикой и жесткой необходимостью. Вчера, 27 марта, во всех зарубежных консульских учреждениях Турецкой Республики открылись участки для голосования.

Причем, что характерно, любой турок может проголосовать на любом избирательном участке, в любой стране по своему усмотрению. Общая численность зарубежных «соотечественников» избирательного возраста оценивается приблизительно в 3 млн человек, что составляет весьма значительную цифру во внутритурецком избирательном пуле – около 48 млн. При этом заметим, что вопреки практической логике – как можно подумать, европейские турки должны быть менее проэрдогановскими – по результатам предыдущих голосований наблюдалась, как раз, обратная картина. Впрочем, и явка была не слишком удовлетворительная – во всеобщих парламентских выборах 1 ноября 2015 приняло участие лишь 39% зарубежных избирателей.

Итак, какие же новые тезисы прозвучали от турецкого президента, по сравнению с предыдущим выступлением?

  1. Президент обрушился с жёсткой критикой на Германию ( не будем забывать – самая большая турецкая диаспора проживает именно в этой стране, около 2 млн турецких граждан, образуя главную зарубежную аудиторию для Р.Т.Эрдогана). «Германия прежде всего, в последнее время, находится в положении координатора въездов – выездов наших министров и депутатов. Сами они этого объяснить не могут. Когда приезжал уважаемый канцлер, я сказал «Я вам передал 4500 досье, что с ними стало?» — Ответа нет. Она от меня хотела, чтобы я отпустил на свободу журналиста – террористического агента… Тысячи террористов они принимают в собственной стране».
  2. «Некоторые глупцы глядя на нашу страну мечтают о новом Севре, а я этим «хищникам» хочу напомнить героический эпос, написанный ночью 15 июня. Тогда против F-16, против танков была неустрашившаяся молодежь. А ты, Кылычдароглу ( лидер главной оппозиционной Народно-республиканской партии /НРП/ -авт.), где ты был? Ты бежал в аэропорт Ататюрка».
  3. «Говорят, у президента есть право роспуска Меджлиса ( президент имеет в виду опубликованные тезисы НРП, там и правда многое неаккуратно сформулировано-авт.). Не обманывай. У президента нет права роспуска Меджлиса… Докажи это и я уйду в отставку. Но и он пусть встанет и уйдёт из Народно-республиканской партии, чтобы НРП от него избавилась».
  4. «Наше желание, чтобы молодежь этой страны ходила не с коктейлем Молотова, камнями и оружием в руках, а была бы поколением с ручкой, компьютером, книгой».
  5. «Мы видим, что вышедшие на первый план такие предательские организации, как ДАИШ (ИГ — запрещенная в РФ террористическая организация-авт.), РПК (Рабочая партия Курдистана- авт.), ОНС (курдские Отряды народной самообороны-авт.), ФЕТО ( организация Фетхуллаха Гюлена-авт.), самый большой вред наносят мусульманам. Эта толпа убийц «подряжена», внешними силами, дергающими за ниточки, на акты за пределами ислама, за рамками человечности, направленными на раздробление региона… 100 лет назад был Лоуренс (британский разведчик Лоуренс аравийский-авт.), говорящий на арабском языке, одевающийся в одежду той страны, где он действовал. Сегодня …. современные «Лоуренсы» делают то же самое. Столетие назад были секретные договоренности между Сайксом и Пико. Сегодня за закрытыми дверями совершается грязный торг ( внешний заговор – это один из любимых тезисов турецких руководителей-авт.)».
  6. «Мой министр (строго говоря, министр – не Р.Т.Эрдогана, который по действующей конституции пока не является главой исполнительной власти; впрочем в выступлениях президента нет-нет такие «неточности» и проскакивают-авт.) едет в Европу, разрешение на полёт не даётся. Женщина-министр въезжает в Голландию, её машину задерживают. Но ведь у них есть права женщин (не совсем понятно, откуда возник женский вопрос, скорее речь должна идти о дипломатическом иммунитете-авт.). Есть рейтинги, которые выданы рейтинговыми агентствами по заказу ( вообще-то, кредитные агентства никогда Турцию высокими рейтингами не баловали, даже в лучшие годы турецкой экономики, так что говорить о «заговоре», мягко говоря, преждевременно-авт.). Ни один из этих рейтингов не сработал, инвестиции в Турцию не остановились (и здесь пока рано делать выводы, но тенденция скорее негативная-авт.). Чтобы предпринять свои шаги, они говорят о подходе «одного человека». Не об этом речь – важно сформировать власть, основанную на консенсусе. Когда это будет, не будет и двоевластия. Когда не будет двоевластия, вы увидите результат. Европа такое наше движение рассматривает в качестве самой большой опасности (опять противопоставление внешнему заговору – европейцев; американцев и русских, заметим, президент обходит стороной-авт.)».
  7. Касательно статьи Bild с передовицей, что Ататюрк сказал бы «нет», Р.Т.Эрдоган заявил: «Основываясь на чём они это говорят? Как это связано с Ататюрком? … Напротив, если бы я говорил, если бы Ататюрк встал, он бы, поскольку сам пережил нечто подобное, сказал бы «да» подготовленным нами исправлениям. Потому, что Ататюрк сам сделал то, что мы сейчас хотим сделать».

В заключение отметим любопытный момент – в дни, когда вновь возникла и нарастает напряженность между Россией и Турцией, турецкий президент подчеркнуто избегает резких высказываний в адрес Москвы – мандат, как можно судить, на это есть, в известной мере, у премьер-министра страны Бинали Йылдырыма и, без ограничений на риторику, у лидера «союзнической» правой Партии националистического движения – Девлета Бахчели, который особенно на эту тему упражняется.

52.2MB | MySQL:103 | 0,503sec