Обстановка в Ливане в связи с началом деятельности нового кабинета министров

26 октября в Ливане объявлено о назначении нового правительства в составе 30 министров. Впервые в истории страны 2 два места (министр по делам промышленности и государственный министр) были отданы женщинам. Как и предполагалось ранее, возглавил новый кабинет О.Караме.

Формирование нового правительства проходило достаточно сложно. Во-первых, это было связано с категорическим отказом ливанской оппозиции принимать участие в работе любого кабинета при президенте Э.Лахуде. Во-вторых, силы, лояльные режиму, развернули настоящую борьбу за портфели в создававшемся правительстве. В результате, состав правительства оказался весьма специфическим и, при этом, его совершенно нельзя назвать правительством национального единства, к чему до этого призывали как президент, так и сам О.Караме.

Внимание привлекает откровенно просирийская ориентация нового кабинета. Так,  два наиболее важных поста — министров иностранных дел и обороны получили просирийские политики. Не менее важный пост министра внутренних дел получил С.Франжье – представитель влиятельного и исторически лояльного Сирии рода из г. Згорта на Севере Ливана.[1] В 1975 г. именно президент С.Франжье, дед нынешнего министра, обратился за помощью к Дамаску, что привело к непосредственному участию в гражданской войне сирийских войск.

По мнению ливанских СМИ, формирование правительства стало результатом договоренностей в рамках т.н. «тройки» в составе президента, премьера и спикера, при этом каждый из них получил «сферу влияния» в новом кабинете». [2] Так, О.Караме провел в правительство своих близких союзников, среди которых министр финансов экономист И.Саба. Спикеру ливанского парламента Н.Берри также удалось провести в новый кабинет 3 лояльных ему политиков. Несмотря на уход с поста министра внутренних дел зятя Э.Лахуда И.Мура глава государства все еще сохраняет значительное влияние в совете министров, опираясь на верных ему министров иностранных дел, связи, энергетики,  молодежи и спорта, туризма, культуры, по вопросам административных реформ.

Большинство портфелей отошло политикам с Севера Ливана или из долины Бекаа[3], и это особенно важно, учитывая, что сам О.Караме родом из Триполи. В этой связи наибольшее возмущение ливанского политического истеблишмента вызвало явно недостаточное представительство Бейрута среди членов нового кабинета (всего 4 места — юстиции, экономики, энергетики, государственный министр). Считается, что этот шаг был предпринят с целью недопущения к власти союзников бывшего премьера Р.Харири, чьи позиции особенно сильны в столице.[4]

Что касается впервые появившихся в ливанском правительстве министров-женщин, то здесь обращает на себя внимание личность получившей портфель министра по делам промышленности Л.Сольх. Кроме того, что она является представительницей влиятельного суннитского рода, она также приходится тетей саудовскому миллиардеру Валиду бин Талалу, который, в частности, известен тем, что в свое время выступил в поддержку продления срока президентства Э.Лахуда.[5] Приближение к ливанскому руководству таких личностей можно рассматривать как попытку создать противовес Р.Харири. Кроме этого, представительство через Л.Сольх саудовца В. бен Талала, и неоднократные заявления сирийского руководства о поддержке ливанских мусульман могут способствовать более активной поддержке ливанской политики Дамаска как в Саудовской Аравии, так и во всем арабском мире в целом.

В соответствии с Таифским соглашением новое правительство сохраняет пропорциональное конфессиональное представительство. В него вошли 6 мусульман-шиитов, 6 мусульман суннитов, 6 христиан-маронитов, 4 православных, 3 католика, 3 друза, 2 армян. Однако определенным образом изменилось партийное представительство. «Потери» понесли традиционно лояльные режиму партии. Так, ни одного портфеля в новом правительстве не получила партия «Катаиб» — один из наиболее верных христианских союзников Дамаска. Вопреки всем прогнозам, ни одного места в правительстве не имеет «Хизбалла». Несколько по-иному обстоят дела с партией «Амаль», которую возглавляет сам спикер Н.Берри. Ради сохранения собственного положения ему пришлось пойти на максимальное сокращение партийного представительства. Однако в целом, что касается распределения 6 министерских портфелей, предназначенных для шиитов, в выигрыше однозначно оказались сторонники Н.Берри, получив 3 портфеля,[6] из которых 2 – у членов партии «Амаль».

В новом правительстве изменилось и друзское представительство. Так министерский портфель получил Т.Арслан, который является главой клана, традиционно оспаривающего лидерство в друзской общине у семейства Джумблатов. Весьма символично, что он получил пост министра по делам перемещенных лиц, который в первом послевоенном правительстве занимал В.Джумблат. Выпадом в сторону В.Джумблата можно назвать и назначение министром культуры маронита Н.Бустани, непримиримого противника В.Джумблата в его родном Шуфе.

Если взглянуть на состав нового кабинета в целом, то видно, что ни одна крупная партия либо другое политическое объединение министерских портфелей не получили. Участие в кабинете представителей менее влиятельных просирийской «СНСП» и ливанского отделения партии «Баас» лишь свидетельствует о сближении ливанского руководства и Дамаска.

Как уже было отмечено, «Хизбалла» не представлена в новом правительстве, однако представители партии заявили, что в сложившейся обстановке готовы сотрудничать с новыми властями.[7] Руководство оппозиционного «Исправительного движения партии «Амаль» осудило Н.Берри за то, что он не обеспечил достаточного представительства партии в государственном руководстве. Тем не менее, оппозиция дала понять, что в современных условиях новому правительству «необходимо дать шанс, чтобы оно могло в полной мере содействовать внутреннему единению ливанцев, защите интересов Движения сопротивления и укреплению отношений с Сирией».[8]

В то же время новый состав правительства даже до официального вхождения в должность встретил осуждение практически по всему Ливану, в т.ч. и среди политиков, лояльных действующему режиму. По их мнению, до недавнего времени многие его члены не имели реальных достижений и не отличались особым авторитетом в ливанском обществе, а в данной ситуации это только укрепляет позиции и без того именитых ливанских оппозиционеров.[9]

В качестве явных плюсов созданного кабинета называют тот факт, что новые министры не запятнали свою репутацию, в то время как некоторые из их предшественников неоднократно обвинялись в коррупции. И действительно, ни один из новых членов кабинета министров никогда не был вовлечен в какие-либо политические или финансовые скандалы.[10] Возможно, это не имеет особого значения для оппозиции, которая делает акцент на политических достижениях новых министров, а точнее – на их отсутствии. Однако незапятнанная репутация представителей исполнительной власти существенна для простых ливанцев. Не исключено, что «чистые руки» нового правительства и его явный настрой на борьбу с коррупцией способствовало тому, что такие организации как «Хизбалла» и «Амаль» «простили» О.Караме свое неучастие в составе кабинета.

С осуждением нового правительства выступило христианское оппозиционное объединение «Корнет Шехван». Его представитель заявил, что новый кабинет «скорее служит интересам Сирии, а не Ливана», и ему будет непросто справиться с международным давлением в связи с резолюцией СБ ООН №1559. По мнению христианской оппозиции, такое правительство унижает достоинство ливанцев и особенно маронитов,[11] ведь в новом кабинете министры-марониты (за исключением С.Франжье) получили второстепенные должности, являясь, кроме этого, политиками, тесно связанными с режимом.

Маронитский патриарх Н.Сфейр заявил, что новое правительство было сформировано таким же неприемлемым путем, каким было обеспечено продление срока президентства Э.Лахуда. Судя по словам патриарха, одной из причин того, что он не поддержал новые назначения, стало то, что «сформированное правительство недостаточно компетентно и в нем нет никого из лояльных ему политиков».[12] В данном случае фигура С.Франжье как «маронитского прикрытия» явно не сработала, так как он известен своей сильной просирийской ориентацией, и патриарх Н.Сфейр не считает его своим союзником.

Твердая позиция маронитского духовенства способствует укреплению ливанской оппозиции, основу которой составляют именно маронитские политики. В то же время постоянные конфликты с маронитской церковью в дальнейшем могут привести к весьма неблагоприятным последствиям для властей. Духовенство пользуется огромным авторитетом среди 800 тыс. ливанских маронитов, поддерживает тесные связи с эмигрантами и маронитскими церквями за рубежом.  И хотя действующий патриарх Н.Сфейр придерживается умеренной линии и не идет на противостояние с властями, в случае резкого изменения обстановки или каких-либо перемен в церковном руководстве, именно духовенство может стать источником антиправительственных настроений среди ливанских христиан (маронитская церковь пользуется значительным влиянием и среди других «католических» конфессий Ливана).

По ливанскому законодательству настоящее правительство будет функционировать всего около семи месяцев — до ближайших выборов в парламент[13], которые должны пройти в мае 2005 г. Объективно, за этот срок будет возможно приступить к решению лишь наиболее насущных проблем. Со стороны оппозиции звучат реплики о том, что основной задачей нового правительства фактически является так построить свою деятельность так, чтобы не допустить разрастания политического кризиса и, наконец, решить проблему справедливого представительства всех ливанцев в парламенте.[14]

Пока же созданное правительство только усугубило раскол в обществе. Более того, в связи с весьма специфическим распределением министерских портфелей возникло некоторое напряжение и внутри проправительственного лагеря. В сложившейся ситуации для правительства будет исключительно важно, с одной стороны, установить диалог с противниками режима, а с другой – учесть в своей политике интересы всех проправительственных сил. Правительство может потерять последнее доверие в случае каких-либо жестких мер против оппозиции. Этот факт уже изначально ставит новое руководство страны в весьма сложное положение, когда любая провокация, исходящая, как из внутренних источников, так и извне, может привести к резкому обострению ситуации.

О своей полной поддержке нового кабинета уже завили из Дамаска. По сообщениям из сирийских источников, будет сделано все возможное, чтобы избежать ситуации, аналогичной той, какая привела к краху правительство С.Хосса в самом начале президентства Э.Лахуда. Кроме того, из неофициальных кругов прозвучали сообщения о том, что Дамаск намерен ужесточить позицию в отношении возможной оппозиции Э.Лахуду и О.Караме.[15] Однако в данном случае действия Сирии могут вызвать негативную реакцию международного сообщества, что опять же рискует обострить обстановку в Ливане и может поставить под удар новое правительство.  С утверждением О.Караме можно говорить об образовании новой коалиции в составе президента, премьера и сирийского руководства.

В сложившейся благоприятной ситуации, сирийцы намерены оказывать всестороннюю поддержку Р.Караме, защищая при этом интересы суннитской общины Ливана, которые якобы нарушались из-за разногласий между президентом и бывшим премьером Р.Харири. Это можно объяснить очевидным желанием Дамаска обеспечить, наконец, стабильность в высшем ливанском руководстве. Вместе с тем  нельзя исключить и такую ситуацию, когда Дамаск опять будет играть на противоречиях между президентом и премьером, и поэтому их «заигрывания» с последним можно расценить именно как попытку опереться на него с целью оказания давления на ливанские власти в целом.

Формулируя основные задачи нового кабинета, правительство делает упор на необходимость улучшения социально-экономической обстановки в стране. Планируется значительно сократить срок или совсем отменить обязательную военную службу. Заявлено о планах приватизации электроэнергетического сектора.[16] Кроме этого, министр финансов И.Саба намерен провести финансовые реформы, как того требуют иностранные кредиторы – участники конференции стран-кредиторов «Париж-2» по проблемам экономического восстановления Ливана, с чем в свое время не удалось справиться правительству Р.Харири,[17] правда, скорее, по политическим причинам. Во время первого заседания кабинета 8 ноября была решена проблема зарплат для учителей государственных школ, введено ограничение на рост цен на дизельное топливо.[18]

В политическом плане правительство ставит перед собой задачу преодоления кризисной ситуации в стране и окончательное достижение национального согласия. В этой связи премьер-министр заявил о своей приверженности и дальнейшем намерении воплощать в жизнь идеи Таифского соглашения 1989 г. Планируется укреплять отношения с Сирией, а также принять новый избирательный закон, который, по мнению премьера, должен обеспечить справедливое представительство всех религиозных общин в парламенте Ливана.[19]

Особое внимание будет уделено международному аспекту ситуации в Ливане и, особенно, резолюции СБ ООН №1559. Говоря об этом, премьер заявил о необходимости соблюдать нормы международного права, заметив однако, что выполнение резолюции может грозить обострением обстановки внутри страны и поэтому «будет целиком определяться интересами общества».[20]

В то же время официальный Бейрут и Дамаск пытаются установить контакт и добиться примирения с маронитским духовенством, которое хоть и не принимает непосредственного участия в политике, однако оказывает значительное моральное влияние. Так, к патриарху Н.Сфейру совершил визит министр внутренних дел С.Франжье, который обсудил с ним идею нового избирательного закона и попытался отговорить Н.Сфейра от скоропалительного осуждения нового кабинета.[21] Предполагается, что позднее патриарха посетят и сирийские официальные лица. Можно также утверждать, что несмотря на произошедшие изменения, ливанское руководство намерено продолжать тесно сотрудничать со своими традиционными союзниками в христианском лагере – партией «Катаиб» и «СНСП». В какой-то степени их можно рассматривать как альтернативу влиянию патриарха Н.Сфейра (разумеется, на данный момент по своей популярности маронитское духовенство далеко обходит обе партии вместе взятые).

Что касается самого кабинета, то 6 ноября он с незначительным перевесом получило одобрение парламента. За проголосовали 59 человек, (традиционно это — депутатские блоки, лояльные властям, к которым присоединилось и большинство независимых депутатов (19 человек), 29 были против («Демократическое собрание» В.Джумблата, «Корнет Шехван» и др., в т.ч. 2 независимых депутата) и 20 парламентариев из 108 присутствовавших воздержались (депутаты, лояльные Р.Харири, «Хизбалле» и 2 независимых парламентария).[22]

Политические наблюдатели отмечают, что впервые с 1990 г. правительство было утверждено с таким трудом. Это еще раз подтверждает тот факт, что еще до начала своей полноценной деятельности новый кабинет обречен на постоянное противодействие оппозиционных сил. С другой стороны, ни для кого не секрет, что это правительство объективно является временным, и его главной задачей является лишь создание условий для сохранения режима и укрепления связей с Сирией. В то же время внутри Ливана наблюдается тенденция к некоторому затишью, т.к. даже некоторые оппозиционные деятели отмечают сложность функционирования нового кабинета в сложившейся непростой обстановке. Скорее всего, следующим этапом в ливанской политической гонке станут парламентские выборы в мае 2005 г.

[1] Karami says new governemnet is mobilized to serve all Lebanon// www.lebanonwire.com – Lebanon wire, 27.10.04.

[2] www.assafir.com – ас-Сафир, 27.10.04.

[3] www.assafir.com – ас-Сафир, 27.10.04.

[4] Nationwide Uproar over ‘Political Nonentities» of Karami’s Government// www.naharnet.com – Naharnet, 28.10.04.

[5] Hezbollah ignored as Lebanon’s top three leaders get major government shares// www.lebanonwire.com – Lebanon wire, 27.10.04.

[6] www.assafir.com – ас-Сафир, 27.10.04.

[7] Lebanon’s new government met with local and foreign criticism// www.lebanonwire.com – Lebanon wire, 27.10.04.

[8] Lebanon’s new government met with local and foreign criticism// www.lebanonwire.com – Lebanon wire, 27.10.04.

[9] Nationwide Uproar over ‘Political Nonentities» of Karami’s Government// www.naharnet.com – Naharnet, 28.10.04.

[10] All efforts will be made to ensure Cabinet’s success // The Daily Star, 29.10.04.

[11] Opposition says government pro-Syrian, remains adamant in its stance// www.lebanonwire.com – Lebanon wire, 28.10.04.

[12] Patriarch ‘Excommunicates’ Karami’s ‘Unqualified’ Government// www.naharnet.com – Naharnet, 03.11.04.

[13] Конституция Ливанской Республики, Ст. 69.

[14] New Cabinet not raising high expectations// The Daily Star, 29.10.04.

[15] All efforts will be made to ensure Cabinet’s success // The Daily Star, 29.10.04.

[16] Karami to Abolish Compulsory Service, Privatize Electricity// www.naharnet.com – Naharnet, 01.11.04.

[17] Lebanon determined to implement monetary reforms// The Daily Star, 01.11.04.

[18] First cabinet meeting convenes without President Lahoud// www.lebanonwire.com – Lebanon wire, 09.11.04.

[19] Karami says government will remain true to Taif accord// www.lebanonwire.com – Lebanon wire, 06.11.04.

[20] MP Bassem Sabeh accuses security agencies of recruiting over 10 ministers// www.lebanonwire.com – Lebanon wire, 08.11.04.

[21] Franjieh visits Sfeir, pledges honest polls or… resignation// www.lebanonwire.com – Lebanon wire, 09.11.04.

[22] How the deputies voted during the confidence session// www.lebanonwire.com – Lebanon wire, 08.11.04.

62.9MB | MySQL:102 | 0,767sec