Израиль и итоги саммита ЛАГ в Аммане

29 марта 2017 г. в столице Иордании проходил 28-й саммит Лиги арабских государств (ЛАГ). На стадии подготовки к нему глава внешнеполитического ведомства королевства А.Сафади заявил: «мы встречаемся в трудные для арабского мира времена кризиса и конфликтов, лишающие наш регион стабильности и безопасности»[i]. При этом в качестве ключевой проблемы было обозначено палестино-израильское противостояние, требующее от государств-участников нынешней встречи решительных мер. Они, как отметил дипломат, должны быть направленны на прекращение «страданий палестинского народа», вызванных «израильской оккупацией».      

В том же духе был выдержан и итоговый документ саммита. Декларация, принятая государствами ЛАГ в Аммане, подтвердила приверженность участников Арабской мирной инициативе 2002 г., а также вновь указала на их несогласие с израильской поселенческой активностью, особо отметив необходимость выполнения декабрьской резолюции Совета Безопасности ООН № 2334. Она, напомним, определяла израильские поселения на Западном берегу реки Иордан в качестве противоречащих нормам международного права. Как по итогам мероприятия было отмечено в сообщениях в микроблоге МИД Иордании в Twitter: «Мы хотим мира. Всеобъемлющего продолжительного мира. Для того чтобы мир был продолжительным и всеобъемлющим он должен касаться законных прав палестинского народа. Этот мир должен гарантировать создание независимого палестинского государства, обеспечивать безопасность, а также признание и нормальные отношения Израиля со всеми арабскими странами»[ii]. Там же подчеркивалось, что именно арабская мирная инициатива «предлагает исторически значимое сближение между арабским миром и Израилем, поддерживаемое всеми участниками Организации исламского сотрудничества»[iii].

Действительно, проект 2002 г. неоднократно получал одобрение разных сторон в качестве подходящей основы урегулирования. Впрочем, для Израиля Арабская мирная инициатива представляет собой некую отправную точку, в которую необходимо будет внести определенные корректировки для превращения ее в итоговый проект. Вступая в должность министра обороны Израиля, А.Либерман отмечал, что Арабская мирная инициатива способна стать важным элементом мирного процесса, позволяющим найти точки соприкосновения с государствами региона. Более того, в условиях выдвинутых Парижем предложений, проект 2002 г. казался прекрасным вариантом, если нет ничего другого. В то время, когда Франция стремилась инициировать изменение основ урегулирования, включая вопрос посредничества, Израиль был готов на многое, дабы отстоять идею прямых переговоров сторон конфликта при ограниченном влиянии внешних сил. Впрочем, как в тот же период отметил премьер-министр страны Б.Нетаньяху, если перед государством будет стоять выбор принять Арабскую мирную инициативу или отказаться, то он выберет последний. Причиной тому служит ряд положений проекта, с которыми Израиль не согласиться. В их числе уход с Западного берега р. Иордан и Голанских высот, а также признание за создаваемым палестинским государством права на объявление Восточного Иерусалима своей столицей.

Вторым важным компонентом заседания стал вопрос израильской поселенческой активности, который в той или иной степени получил негативную оценку со стороны всех делегатов. В частности, М.Аббас обвинил противника в ускорении темпов строительства на «оккупированных территориях». Представитель Катара призвал дать Израилю жесткий ответ, заставив остановить расширение форпостов. Во многом данные заявления были обращены к посланнику президента США Д.Гринблату, прибывшему для участия в саммите. Для него это поездка в регион стала уже второй в марте. Первая, напомним, была сосредоточена на согласовании американо-израильской позиции  как раз по вопросу поселений.

На волну критики ЛАГ Израиль дал опосредованный, но весьма символичный ответ, продемонстрировав свою позицию не словом, а делом. В последние дни марта было заявлено о строительстве нового поселения для жителей эвакуированной в феврале Амоны, а также о согласовании тендеров на возведение 2 000 единиц жилья в уже существующих поселениях в рамках решения, озвученного правительством еще в январе. Объявляя о данных шагах, израильские власти фактически дали понять, что в этих вопросах готовы считаться лишь с точкой зрения американской администрации, в которой также можно найти лазейки. Еще в период президентской гонки Д.Трамп отмечал, что сами по себе существующие поселения не угрожают мирному процессу. Как выяснилось позднее, сдержанность необходима лишь в вопросе расширения поселенческой активности, хотя и здесь исключением могут стать обещания, данные Б.Нетаньяху до переговоров с новой администрацией США.

Таким образом, относительная сдержанность формулировок итоговой декларации саммита ЛАГ в столице Иордании, ставшая следствием общей усталости от конфликтов, а также попыток включится в процессы, инициируемые новыми американскими властями, продемонстрировала интерес его участников урегулированию, способному охватить весь регион. О приверженности аналогичным взглядам не раз заявляли и представители Израиля. Впрочем, каждая из сторон вкладывает в данное понятие нечто свое. В первую очередь это касается приоритетности в расстановке задач. Для представителей ЛАГ, как было озвучено на встрече, важно приступить к решению проблем палестинцев. При этом существенной составляющей должна стать остановка поселенческой активности на Западном берегу р. Иордан. Израиль, в свою очередь, наоборот считает необходимым начать с налаживания сотрудничества с умеренными государствами региона, для того, чтобы палестинская администрация, осознав значение такого рода взаимодействия, последовала их примеру. В качестве основы будущего урегулирования вновь была заявлена Арабская мирная инициатива, за последние годы получающая таким образом уже не первую и не вторую жизнь. Впрочем, по своей сути она уже давно превратилась в нечто, потерявшее значение в реальности. Израилю и его арабским соседям выгодно иметь некий план урегулирования, который всем как будто известен. Однако переходя к видению его содержания, оказывается, что для его принятия каждой из сторон необходимо будет внести или убрать пункты, с которыми оппоненты вряд ли согласятся.

[i] Цит. по: Safadi: Arab Summit, an opportunity to take initiative, Arab consensus on policies // 27.03.2017. URL: www.arabsummit2017.jo/en/news/Safadi- Arab-Summit,-an-opportunity-to-take-initiative,-Arab-consensus-on- policies

[ii] Цит. по: Foreign Ministry-HJK @ForeignMinistry. 30.03.2017 // Twitter.com

[iii] Цит. по: Foreign Ministry-HJK @ForeignMinistry. 01.04.2017 // Twitter.com

62.81MB | MySQL:102 | 0,513sec