Саммит ЛАГ: «бунт» и поражение Алжира

Проведенный 28-й саммит Лиги арабских государств (ЛАГ) принес Алжиру заметное разочарование и отразил ограниченность его влияния в арабском мире.

Так, представлявший на нем президента АНДР Абдельазиза Бутефлику председатель верхней палаты парламента страны (Совета Нации) Абделькадер Бенсалах попытался навязать на встрече для обсуждения свою повестку дня. Однако не нашло понимания у абсолютного большинства присутствовавших на нем членов руководства прочих государств.

Особое внимание Бенсалах обратил на «кризисы, создавшиеся в Ливии, Сирии и Йемене».

Применительно к сирийской ситуации он заявил: «Мы убеждены, что уважение воли братского сирийского народа относительно открытия межсирийского диалога для достижения консенсуса, который бы сохранил территориальную целостность страны, безопасность, стабильность и суверенитет, остается единственным способом положить конец кризису и кровопролитию».

Говоря о ситуации, сложившейся в Йемене, Бенсалах повторил сделанный ранее призыв Алжира «к воюющим сторонам, чтобы перевернуть страницу войны в пользу диалога, политического решения, консенсуса и примирения для преодоления кризиса путем переговоров между братьями йеменцами в целях достижения политического единства, суверенитета и стабильности страны и реализации чаяний братского йеменского народа».

Но особое внимание он уделил кризису в Ливии, который, согласно алжирскому представителю, «угрожает миру и безопасности в этой стране», он заявил, что Алжир «не жалеет усилий для запуска там диалога между всеми заинтересованными сторонами и обеспечения национального консенсуса и успеха процесса политического и национального урегулирования и примирения, постоянного сближения их позиций, нацеленного на сохранение единства Ливии, ее суверенитета и единства без какой бы то ни было иностранной интервенции, в рамках инициативы ООН и Резолюции № 2259 ее Совета Безопасности».

При этом он подчеркнул, что Алжир «приветствует участие в решении данной проблемы всех воюющих ливийцев, политиков, парламентариев, военных чиновников», которых он приглашает к себе «на предстоящее 11-е совещание стран-соседей в апреле для преодоления опасности раскола и терроризма».

Опираясь на эти тезисы, далее в своем выступлении председатель Совета Нации обратил особое внимание на усиление угрозы для региона со стороны террористов «над всеми странами без исключения».

По словам Бенсалаха, «Алжир постоянно предупреждает об этом и призывает к координации усилий с международным сообществом, чтобы справиться с этой напастью.

В частности, председатель верхней палаты парламента АНДР указал, что его страна «выступает за разработку под эгидой ООН международной стратегии для искоренения терроризма и лишения его источников финансирования».

Разумеется, не обошлось и без эксплуатации темы «страдающего палестинского народа». По словам Бенсалаха, «Бешеный ритм событий и серьезные изменений, происходящие в арабском регионе, не должны отвлечь наше внимание от его трагедии и страданий, в которых он живет, чтобы помочь ему восстановить свои достоинство и законные права, и потратил немало времени на перечисление заслуг АНДР относительно оказания ему «всесторонней» дипломатической, политической, финансовой и прочей помощи».

В этой связи, представитель президента подтвердил «неизменную и постоянную поддержку со стороны Алжира палестинского народа относительно восстановления им своих законных прав, в том числе строительства независимого Палестинского государства на основе границ 1967 года со столицей Аль-Кудс (Иерусалим – авт.)».

По его словам, для этого «Палестинцы должны сплотиться для достижения национального примирения, это единственный способ восстановить свои национальные законные права».

И, наконец, Бенсалах в завершение своей речи выступил за реформирование ЛАГ, что, по его мнению, способно помочь реальному урегулированию политических кризисов и конфликтов диалогом и политическими средствами, подчеркнув важность укрепления сотрудничества в борьбе с терроризмом.

По его словам, «Арабские страны должны придать Лиге арабских государств больше доверия, и средств, что позволит ей действовать эффективнее в обеспечении принципа равенства между ее членами, уважения их суверенитета и объединения их рядов, чтобы обеспечить доверие в арабском мире, которого пока, к сожалению, не просматривается».

Бенсалах выразил мнение, что «реализация проекта требует мобилизации усилий всех членов ЛАГ для разработки эффективной стратегии для поддержки решения вопросов политики и безопасности наших территорий и достижения целей их глобального развития в культурной, экономической и социальной сферах для удовлетворения стремлений наших народов к прогрессу и процветанию».

Председатель Совета Нации особо подчеркнул, что «реформа Лиги арабских государств является одним из средств, которые могут обновить нашу организацию, чтобы она имела влияние на ход событий, что позволит нам самим управлять своими решениями, а не решениями, продиктованными извне».

По его словам, это требует «всеарабской административной реформы, подразумевающей пересмотр устава Лиги арабских государств, ее институтов и ее взаимоотношений с окружающей социальной и политической средой. Эта реформа не должна ограничиваться лишь некоторыми вопросами, а охватывать все аспекты, связанные с управлением и организацией».

Далее он предложил собравшимся в качестве «примера для подражания по борьбе с выбрать алжирский опыт, чтобы побороть опасности терроризма и экстремизма, добиться национального примирения и укрепиться, исходя из национальных интересов, и чтобы избежать внешнего вмешательства в свои внутренние дела».

Бенсалах утверждает, что реализация подобного опыта на практике «позволяет народу рассчитывать на будущее и самому вершить свою судьбу, чтобы реализовать свои законные чаяния в отношении свободы, достоинства и демократии и в целях сохранения своего суверенитета и своей территориальной целостности».

Согласно его утверждениям, «АНДР решила эти проблемы за счет «согласованных мирных политических решений и на основе грамотно построенного диалога и национального примирения, охватывающего не только сугубо технический аспект безопасности, но и учет интеллектуальной, религиозной и культурной особенностей, социально-экономического фактора и признания верховенства закона.

И, наконец, выступление Бенсалаха увенчало изложение сделанных Алжиром достижений относительно запуска на его территории «демократического процесса и достижение верховенства закона в свете последних поправок к Конституции, создающих обстановку для обеспечения легитимности и надлежащего проведения предстоящих парламентских выборов и ставящих под контроль парламента деятельность правительства».

В частности, по его словам, «в рамках реализации политической реформы, инициированной президентом республики Абдельазизом Бутефликой, была сформирована организация по осуществлению независимого мониторинга выборов (HIISE), чтобы гарантировать их прозрачность».

Между тем, реклама таких достижений не помогла алжирскому посланнику и его призыв услышан не был. По сравнению с иракской, сирийской и йеменской проблемами ситуация в Ливии на заседании ЛАГ была рассмотрена лишь «вскользь» и Бенсалаху не удалось добиться к ней большего внимания, как на то рассчитывали лидеры АНДР.

Впрочем, кроме Мавритании, фактически единственной из всех присутствовавших на форуме стран поддержавшей алжирское предложение, больше ни у кого одобрения эта презентация «достижений» АНДР не вызвала.

По сути, едва ли не единственным, пусть и скромным, но достижением стала сделанная в его адрес похвала со стороны главы Палестинской национальной администрации Махмуда Аббаса, приветствовавшего позицию Алжира относительно «проблемы Палестины» как отрицающую компромиссы с Израилем и нацеленную на ее «не временное, а полноценное решение через достижение политического урегулирования».

Также АНДР удостоилась благодарности со стороны М.Аббаса как «братской страны» за перечисление денег в Фонды «Аль-Кудс» и «Аль-Акса». Благодаря этому, согласно заявлению председателя ПНА, его администрация имеет «как обычно и без задержек регулярные источники для пополнения своего бюджета» и обладает солидными возможностями для решения стоящих перед ней задач.

Между тем, продемонстрированное на форуме «одиночество» Алжира лишний раз показало его значимость и «вес» в ЛАГ, и вообще арабском мире в плане неспособности развернуть для реализации своих предложений и неспособность переломить мнение более ресурсообеспеченных стран вроде Саудовской Аравии.

Вместе с тем, нельзя оценивать итоги данного саммита как полный провал АНДР. Вброшенные им идеи относительно реформы ЛАГ как недееспособной структуры, вероятно, еще найдут благодарных слушателей среди представителей арабского мира.

52.24MB | MySQL:103 | 0,447sec