О событиях в Алжире /октябрь 2004г./

Одним из главных событий в Алжире в октябре стала экстрадиция в АНДР Амари Сайфи — второго лица в иерархии Салафистской группы проповеди и джихада /СГПД/, больше известного под боевым псевдонимом «Абдерраззак Пара». Это имя стало широко известным после того, как весной 2003 года его бандформирование захватило в Алжирской Сахаре, а затем длительное время удерживало большую группу туристов из Западной Европы, главным образом из Германии. Позднее заложники двумя группами были освобождены. Одна из заложниц не выдержала уготованных ей испытаний и скончалась. Есть информация, что Гермнаия заплатила за их освобождение выкуп в 5 млн евро, однако официальный Берлин хранит молчание по этому поводу.

СГПД тесно связано с «Аль-Каидой». Сайфи руководил боевиками в так называемой зоне номер 5 на востоке Алжира, где они совершили немало терактов против военнослужащих силовых структур.

А.Сайфи попал в плен к повстанцам из Движения за демократию и справедливость в Чаде /ДДСЧ/ в марте 2004г.после того, как его отряд совершил рейд по ряду стран Сахеля. Пленению предшествовало боестолкновение исламистов с чадскими военными. Последних навели на банду американцы, отслеживавшие перемещения боевиков Сайфи с помощью разведывательных спутников. Руководство ДДСЧ сначала выдало Ливии бывшего офицера-десантника, дезертировавшего из Национальной народной армии Алжира. Триполи не долго думая передал его 27 октября Алжиру.

«Амари Сайфи был схвачен в Ливии недалеко от ливийско-чадской границы. В Алжире он обвиняется в нескольких преступлениях террористической направленности, которые он совершил, либо организовал начиная с 1992 года», — утверждалось, в частности, в коммюнике МВД Алжира. Подобный полудипломатический реверанс был сделан с одной целью не показывать Нджамене, что Алжир вел переговоры о выдаче Сайфи с ДДСЧ. Поэтому в документе никоим образом не разъяснялось, каким образом Сайфи покинул Чад и оказался в Ливии.

За две недели до выдачи Сайфи новый «эмир» СГПД Абу Мосаб Абдельвадуд предупредил ДДСЧ, что расценивает пленение повстанцами Сайфи как объявление войны, и потребовал его немедленного освобождения. Предыдущий главарь СГПД Набиль Сахрауи был убит вместе с несколькими телохранителями в июне 2004г.близ Беджаии /260 км к востоку от Алжира/. В коммюнике СГПД утверждалось, что пленение Сайфи чадскими повстанцами было осуществлено «не без участия французских спецслужб».

Тем временем на севере Мали был замечен еще один полевой командир СГПД Мохтар Бельмохтар. Он является командиром «6-й зоны», находящейся на крайнем юге Алжира.

Еще одно событие, также происшедшее 27 октября, имело дипломатический оттенок, хотя было сугубо военным. В тот день президент АНДР Абдельазиз Бутефлика впервые за многие годы отменил военный парад, который традиционно проводится 1 ноября в годовщину начала вооруженной борьбы против французских колонизаторов. Несмотря на то, что в этом году была «круглая» дата 50 лет, глава АНДР пошел на этот шаг. Таким образом он попытался успокоить своего западного соседа Марокко, пресса которого до этого просто разрывалась, рассказывая о неких военных приготовлениях Алжира. На самом деле вся эта «война слов» возникла из-за остающегося неурегулированным западносахарского конфликта. Вопреки очевидному факту нахождению лагерей Фронта ПОЛИСАРИО на территории Алжира, А.Бутефлика заявил, что «Алжир не является стороной, принимающей решения в этом конфликте». С другой стороны глава МИД Алжира Абдельазиз Бельхадем заявил о «невозможности какой-либо войны между двумя братскими странами». «Война это тот выбор, к которому прибегнет Алжир только в одном случае нарушении его границ, унаследованных от эпохи колонизации», — сказал он.

За день до этого в ходе визита в Мадрид главы МИД АНДР Абдельазиза Бельхадема Алжир и Испания заявили, что поддерживают план западносахарского урегулирования, предложенный в свое время бывшим госсекретарем США Джеймсом Бейкером. Это заявление по сути разъяснило позицию Мадрида, поскольку до этого в течение нескольких месяцев складывалось впечатление, что пришедшее к власти в апреле новое испанское руководство, заигрывая с Рабатом, начало склоняться к марокканской позиции. Как известно, Марокко отрицательно относится к Плану Бейкера, конечным пунктом которого должен стать референдум о будущем сахарских провинций, и в свою очередь предлагает последним статус автономии в рамках королевства, территориальная целостность которого «не подлежит обсуждению».

В октябре в очередной раз подтвердилось, что Алжир и Франция взяли курс на развитие военного и военно-технического сотрудничества. Это понятно, если учесть, насколько многообещающим является алжирский рынок для французского ВПК. Как заявила в национальном парламенте министр обороны Франции Мишель Альо-Мари, Алжир обратился к Парижу с просьбой оказать помощь в модернизации его армии, «проводимой в рамках процесса перехода алжирских вооруженных сил на профессиональную основу». Она сообщила, что стороны готовят проект соглашения о военном сотрудничестве, которое определит календарь проведения совместных учений. В нем будут также оговорены вопросы взаимодействия в деле подготовки кадров, обмена разведывательной информацией и опытом антитеррористической борьбы.

Вопросы противодействия терроризму находились в центре внимания и в ходе состоявшегося в октябре 2-дневного визита в Алжир главы МИД Франции Доминика де Вилльпена. В Алжире он изложил своим собеседникам французский план борьбы против вооруженных групп и их финансирования. Для Франции эта тема весьма актуальна в связи с достаточно регулярно раскрываемыми планами террористов по совершению терактов на ее территории. По итогам визита министр заявил, что две страны «намерены перейди к новому этапу сотрудничества в их совместной борьбе против терроризма, организованной преступности и незаконной иммиграции».

В «очередь» за богатейшим алжирским опытом борьбы с терроризмом встали и американцы. В октябре в АНДР побывал координатор бюро по борьбе с терроризмом госдепа США Кофер Блэк. Он назвал Алжир «важным партнером» США в борьбе /Блэк даже использовал слово «война»/ с терроризмом. По оценке представителя Госдепа, за 9 месяцев с.г. Алжир и соседние страны достигли значительного прогресса в деле ослабления СГПД. Он признал, что на Алжир и Марокко не надо оказывать какого-либо давления в вопросах борьбы с терроризмом. Отдельно Блэк остановился на американском определении терроризма. Под ним по американским понятиям подразумевается предумышленное нанесение вреда безвинным людям.

Видимо, с учетом алжирского опыта было принято решение об учреждении именно в АНДР Исследовательского центра по борьбе с терроризмом Африканского Союза. Его открытие состоялось в октябре одновременно с проведением межправительственной встречи высокого уровня по предупреждению и борьбе с терроризмом в Африке.

Тем временем действующие в Алжире группы религиозных экстремистов вновь напомнили о себе. 23 октября алжирское телевидение сообщило о гибели накануне 16-ти человек. Они были убиты исламистами в районе Медеа /80 км к югу от Алжира/. Бандиты устроили засаду на одной из автодорог, откуда расстреляли несколько проходивших мимо машин. Поскольку СГПД, как правило, избегает нападений на мирное население, судя по всему, это преступление было совершено какой-то другой группировкой.

В октябре алжирские спецслужбы сообщили, что по меньше мере 200 исламистов из числа амнистированных в период с 1999 по 2000 год в рамках проводившейся Бутефликой политики «национального примирения», в итоге вернулись в боевые отряды. Тогда же стало известно о планах исламистов вновь развернуть активную террористическую деятельность в столице страны, где в последнее время было относительно спокойно.

Достаточно примечательный визит в Алжир высокого иностранного гостя состоялся в начале октября, когда АНДР посетил президент ИРИ Мохаммад Хатами. Интерес к этому визиту вызван тем, что с 1993 по 2000 год эти страны не поддерживали дипотношения. Разрыв произошел по инициативе Алжира, обвинившего Тегеран в поддержке алжирских исламистов. По тогам переговоров стороны договорились строить отношения на основе принципов доверия, диалога и взаимного уважения.

Интерес также вызвал состоявшийся в начале октября визит президента Бутефлики в Нигерию. На переговорах в Абудже стороны особе внимание уделили трем большим проектам. Первый из них касается строительства транссахарского газопровода протяженностью 4500 км, из которых 1300 пройдут по территории Нигерии, 2500 по территории Алжира. Он позволит ежегодно экспортировать в Европу 25 млрд куб.метров газа. Его стоимость оценивается в 7 млрд долларов. Второй связан со строительством автотрассы Алжир -Лагос, строительство которой планируется развернуть в 3-м квартале 2005 года. Третий касается прокладки волоконно-оптического кабеля между двумя столицами. Его трасса пройдет вдоль газопровода. Стоимость проекта 63 млн долларов.

В октябре «достаточно положительную» оценку макроэкономической ситуации в Алжире дал МВФ. Согласно экспертам этого финансового института, по итогам 2004 года Алжир достигнет достаточно существенного увеличения показателя экономического роста и снижения уровня безработицы по сравнению с 2003 годом. Первый показатель, по их прогнозам, составит 5,5 проц., а уровень инфляции не превысит 4 проц. По итогам 2003 года золотовалютные резервы страны составили 32,9 млрд долларов и в настоящее время приближаются к 40 млрд.

52.22MB | MySQL:103 | 0,554sec