Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (3 -9 апреля 2017 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе были связаны с Сирией. 6 апреля по приказу президента США Д. Трампа корабли американских ВМС нанесли удар крылатыми ракетами (КР) «Томагавк» по авиабазе сирийских ВВС «Шайрат».

4 апреля близкая к сирийской оппозиции т. н. «Сирийская обсерватория по правам человека» распространила информацию о том, что в провинции Идлиб на севере Сирии в районе населенного пункта Хан-Шейхун нанесен авиаудар с использованием химического оружия (ХО). По уточненной информации из медицинских источников, жертвами воздействия токсичных веществ в провинции Идлиб стали 84 человека, 546 получили ранения. В Минобороны РФ сообщили, что самолеты российских ВКС не наносили авиаудары в Идлибе. Официальный Дамаск также отверг свою причастность к химатаке, обвинив в ней террористов и поддерживающие их политические силы. Сирия обратилась в Организацию по запрещению химического оружия с просьбой направить экспертов для расследования инцидента в Идлибе. Россия выступила за «полноценное и объективное» расследования инцидента в Идлибе. В то же время США и их западные союзники, ряд арабских стран и Турция выступили с жесткими обвинениями в адрес сирийского режима в использовании ХО против мирного населения. Так, президент США Д. Трамп заявил, что химатака в Идлибе изменила его отношение к президенту САР Б. Асаду и сирийской проблеме, а госсекретарь Р. Тиллерсон заявил, что для Асада не будет места в руководстве Сирии. В Вашингтоне заявили о готовности применить ответные меры в Сирии, не дожидаясь решения Совбеза ООН. В Москве же заявили, что США возлагают вину за события в Хан-Шейхуне на Дамаск, «даже не пытаясь разобраться с тем, что действительно произошло». Президент Турции Р. Т. Эрдоган заявил, что Анкара поддержит США, если они решат принять военные меры в отношении Сирии после предполагаемой химатаки в Идлибе. Попытки принять резолюцию по инциденту в провинции Идлиб в Совбезе ООН завершились безрезультатно из-за острых разногласий между Россией, с одной стороны, и США, Великобританией и Францией, с другой.

6 марта по приказу президента США Д. Трампа два американских эсминца, находившихся в восточной части Средиземного моря, выпустили 59 КР «Томагавк» по военному аэродрому «Шайрат» в западной части сирийской провинции Хомс. Д. Трамп заявил, что распорядился нанести удар по авиабазе, с которой была произведена предполагаемая химическая атака. При этом американцы предупредили российских военных о нанесении удара, но контактов с руководством РФ перед его нанесением не было. По оценкам независимых международных экспертов, «хотя удары и были точны, общий ущерб авиабазе представляется ограниченным – причиной тому небольшая боевая часть ракеты «Томагавк», которая весит «всего» 450 кг». Было уничтожено 6 боевых самолетов (по информации Пентагона – 20), РЛС, несколько железобетонных укрытий для самолетов, ряд технических и вспомогательных сооружений.

Действия Вашингтона в Сирии поддержали американские союзники по НАТО, Израиль, Япония, Австралия, Саудовская Аравия, Иордания, Бахрейн, ОАЭ, Кувейт и Катар, Украина. Египет призвал Россию и США к преодолению конфликта в Сирии и достижению всеобъемлющего урегулирования кризиса в этой стране, подчеркнул необходимость прекращения эскалации конфликта в Сирии. Премьер-министр Ирака Х. аль-Абади заявил, что Ирак осуждает применение ХО в Сирии и «рассматривает его как преступление». Он призвал «незамедлительно провести тщательное международное расследование». Белоруссия «крайне обеспокоена эскалацией напряженности в Сирии и исходит из недопустимости односторонних действий без санкции СБ ООН». Резко осудили американский ракетный удар по Сирии Иран, Куба, Венесуэла, КНДР, Боливия, и естественно, официальный Дамаск.

Трамп лично проинформировал председателя КНР Си Цзиньпина об ударе в Сирии. МИД КНР призвал заинтересованные стороны не отказываться от урегулирования кризиса в Сирии политическим путем. Китай не поддерживает использование вооруженных методов в рамках сирийского конфликта. Пекин при этом считает Б. Асада законно избранным президентом и проявляет уважение к воле сирийского народа.

После американского ракетного удара США, Франция, Великобритания, ряд других стран Запада, Турция, Саудовская Аравия развязали жесткую пропагандистскую кампанию против режима Б. Асада, усилили обвинения в адрес России. Д. Трамп намерен обсудить вопрос введения санкций в отношении РФ и Ирана за поддержку режима Асада. США также проработают со своими союзниками по коалиции вопрос пребывания Б. Асада, заявил госсекретарь Р. Тиллерсон. Политическое урегулирование конфликта в Сирии невозможно при сохранении у власти Б. Асада, считает постпред США при ООН Н. Хейли. Тем не менее, главным приоритетом США в Сирии остается борьба с боевиками ИГ, после которой можно будет приступить к стабилизации политической обстановки в Сирии, заявил 8 апреля Тиллерсон. В этой связи США надеются, что Россия решит «сыграть конструктивную роль» в деле поддержки режима прекращения огня в Сирии при помощи переговоров в Астане и Женеве. Однако 9 апреля Р. Тиллерсон вновь заявил, что сирийский народ будет решать судьбу Б. Асада, а США учтут уроки по «насильственной смене режима в Ливии» при урегулировании сирийского конфликта. Турция выступает за передачу власти в Сирии от президента Б. Асада временному правительству, заявил глава МИД Турции М. Чавушоглу. Президент Турции Р. Т. Эрдоган считает, что России следует прекратить поддерживать Б. Асада и действовать в Сирии совместно с США.

Россия жестко осудила ракетные удары США по Сирии. Президент В. Путин считает американские удары по Сирии «агрессией против суверенного государства, причем под надуманным предлогом», видит в ударах по Сирии со стороны США попытку отвлечь внимание от многочисленных жертв среди мирного населения в Ираке, ущерб российско-американским отношениям, что не способствует борьбе с терроризмом. Ракетный удар США существенно повысил риски инцидентов в Сирии, считают в Кремле. 8 апреля глава МИД РФ. С. Лавров в разговоре с Р. Тиллерсоном подчеркнул, что нападение на Сирию лишь играет на руку экстремистам, а утверждения о применении войсками Сирии ХО в Идлибе не соответствуют действительности. Россия также сожалеет, что инициатива Москвы о расследовании химической атаки в Сирии была проигнорирована и считает, что Запад боялся независимого расследования инцидента с химоружием в Идлибе. Тем не менее, Москва будет требовать правды о событиях в Идлибе, заявил С. Лавров. В ответ на американский ракетный удар Россия приостановила действие Меморандума о предотвращении инцидентов и обеспечении безопасности полетов авиации в ходе операций в Сирии, а Минобороны РФ с 8 апреля приостановило работу горячей линии связи с Пентагоном. В ближайшее время планируется укрепить систему ПВО сирийских ВС.

9 апреля президенты России В. Путин и Ирана Х. Роухани в ходе телефонного разговора отметили недопустимость агрессивных действий США против Сирии и высказались за объективное расследование обстоятельств инцидента с химоружием в сирийской провинции Идлиб.

На минувшей неделе завершился визит в США президента Египта А. Ф. ас-Сиси. Визит главы АРЕ в Соединенные Штаты  был первым за последние 8 лет и отличался особой теплотой на фоне резкого охлаждения отношений между Вашингтоном и Каиром в годы администрации Б. Обамы. На переговорах с Д. Трамп и А. Ф. ас-Сиси обсудили вопросы борьбы с терроризмом, незаконной миграцией, ситуацию на Ближнем Востоке и отношения между двумя странами. В частности, была рассмотрена возможность проведения региональной конференции по мирному процессу между Израилем и палестинцами. «Стороны согласились с важностью продвижения мирного процесса на всем Ближнем Востоке, включая Ливию, Сирию, Йемен, и выразили обоюдную поддержку Израилю и палестинцам в их продвижении к долговечному миру». Два президента договорились о возобновлении военного сотрудничества, прерванного администрацией Обамы. Решено возобновить совместные учения ВС АРЕ и США. Обсуждался и вопрос о внесении Вашингтоном «Братьев-мусульман» в список террористических организаций. Администрация Трампа отказалась это сделать. Д. Трамп заявил о наступлении «нового дня» в американо-египетских отношениях, заверил А. Ф. ас-Сиси в том, что он считает Египет одним из главных союзников в регионе, наряду с Израилем и Иорданией, которого США будут поддерживать в политическом и военном плане, оказывать помощь в борьбе против террористов. Помимо политических переговоров, А. Ф. ас-Сиси провел встречи с представителями американских деловых кругов и руководством Всемирного банка, одного из кредиторов Каира. После визита в США, А. Ф. ас-Сиси заявил, что Д. Трамп понимает реалии на Ближнем Востоке и у него «есть серьезное отношение и ответственные действия в противодействии экстремизму и терроризму в регионе».

9 апреля в Египте были совершены теракты в двух христианских церквях: в городе Танта к северу от Каира, и в Александрии. Жертвами террористов стали 44 человека – 27 в Танте и 17 — в Александрии. Ответственность за преступление взяло на себя «Исламское государство».

5 апреля король Иордании Абдалла II, находившийся с визитом в США, провел переговоры с президентом Д. Трампом, обсудив химическую атаку в Сирии, возобновление палестино-израильских переговоров и вопрос о возможных последствиях для региона переноса американского посольства в Израиле из Тель-Авива в Иерусалим, против чего возражают в Аммане. Что касается Сирии, то, по мнению иорданского монарха, мировое сообщество должно обеспечить преодоление сирийского конфликта политическим путем при сохранении территориальной целостности этой арабской страны. На взгляд Абдаллы II, внутренний конфликт в Сирии превратился в настоящее время в «войны третьих сторон», имеющих «сомнительные повестки дня».

Израильский военно-промышленный концерн «Исраэли аэроспейс индастриз» (ИАИ) заключил контракты на поставку в Индию систем ПРО/ПВО на сумму 2 млрд долларов. Одна из сделок на 1,6 млрд долларов считается крупнейшим оборонным контрактом в истории оборонной промышленности Израиля. Так, ИАИ поставит индийским вооруженным силам передовые системы ПРО MRSAM (модификация системы «Барак-8»). Кроме этого, в ИАИ сообщили, что в рамках подписанных контрактов «будут поставлены системы ПРО LRSAM для первого индийского авианосца».

Израиль изучает заявление России о том, что Западный Иерусалим будет признан столицей еврейского государства при условии, что Восточный Иерусалим должен стать столицей будущего палестинского государства.

Палата представителей Ливии (избранный постоянный парламент, заседающий на востоке страны) проголосовала 3 апреля за возвращение к межливийскому диалогу под эгидой ООН, который должен проходить исключительно на ливийской территории. Депутаты также предложили избрать нового главу правительства национального согласия (ПНС), вместо действующего премьера Ф. Сараджа, и заново сформировать президентский совет Ливии.

Ливийская национальная армия маршала Х. Хафтара после столкновений с вооруженными формированиями из Мисураты, лояльными ПНС, 5 апреля взяла под контроль крупную авиабазу Таманхинт, расположенную на юге страны вблизи Себха — главного города южного региона Феццан.

5 апреля король Марокко Мухаммед VI утвердил состав нового правительства страны. Кабинет министров возглавил один из руководителей умеренной исламистской Партии справедливости и развития (ПСР) Саад ад-Дин аль-Османи. Монарх подписал указ о назначении членов правительства, положив тем самым конец затянувшемуся с осени 2016г. политическому кризису в стране. Аль-Османи был назначен на пост премьер-министра 17 марта, после того, как этого кресла по решению Мухаммеда VI лишился лидер ПСР А. Бенкиран. Монарх принял это решение на основании того, что консультации, проводившиеся на протяжении пяти месяцев Бенкираном, «не привели к формированию правительственного большинства».

 

Приложение

 

 

О состоянии вооруженных сил Кувейта

 

 

Перманентно сложная военно-политическая обстановка в зоне Персидского залива, наращивание военной мощи Ираном, сохраняющаяся нестабильность в Ираке, наличие территориально-пограничных проблем с соседними государствами обусловливают повышенное внимание кувейтского руководства к вопросам обороны страны и повышения боевых возможностей национальных вооруженных сил.

Вооруженные силы Кувейта (15,5 тыс. человек) состоят из сухопутных войск, ВВС и ВМС. Помимо армии имеются Национальная гвардия (7,1 тыс. человек) и береговая охрана (500 человек). Резервный компонент насчитывает 23 тыс. человек. Статья 159 конституции эмирата гласит, что «только государство может создавать вооруженные силы и органы общественной безопасности в соответствии с законом».

Военный бюджет (в 2015 г. – 4,43 млрд долларов, 3,6% от ВВП) утверждается парламентом. В январе 2016г. парламент одобрил законопроект, по которому правительство получило полномочия ассигновать сумму, эквивалентную примерно 9,85 млрд долларов США на оборону из внебюджетных средств в течение 10 финансовых лет. Эти средства, в зависимости от финансовой ситуации страны, предполагается расходовать на закупку вооружения за рубежом, преимущественно истребителей, танков и средств ПВО. Данный шаг мотивирован правительством тем, что многие вооружения были приобретены более 20 лет назад, устарели, требуют замены и модернизации.

Верховным главнокомандующим ВС Кувейта является эмир. Имеется Совет национальной безопасности во главе с премьер-министром, который координирует действия всех госструктур в области безопасности и обороны, вырабатывает стратегию национальной безопасности. При главе правительства имеется Высший совет обороны. Практическое руководство вооруженными силами осуществляет министр обороны (гражданское лицо, представитель правящей династии), которому подчинены начальник генштаба и командующие видами ВС.

Конституция страны запрещает вести захватнические войны. Доктрина обороны и безопасности Кувейта базируется на двух основных принципах: закупке высокоэффективного оружия и двусторонних соглашениях о безопасности и обороне с США и их союзниками по НАТО. Руководство эмирата считает, что в случае внешней агрессии защитить страну смогут только США. Задачей же национальных ВС является «продержаться 4-5 дней до прибытия помощи извне».

Сухопутные войска (11,0 тыс. чел.) имеют в боевом составе 7 бригад, в том числе 3 бронетанковые (полностью укомплектованы личным составом две), батальон «коммандос». На вооружении состоит 293 танка, в т. ч. 218 М1А2 «Абрамс», 106 155-мм самоходных гаубиц, 27 РСЗО «Смерч», 118 ПТРК, 12 ЗРК ближнего действия, ПЗРК «Стингер», другая техника. Планируется замена танков «Абрамс» на более новые их модификации. В ФРГ заказаны 12 машин радиационной и химической разведки «Фукс».

На вооружении ВВС (2500 человек) состоят 39 боевых самолетов F/A-18C/D «Хорнет», 36 учебно-боевых и учебных самолетов, 6 транспортных самолетов, 3 самолета-заправщика, 16 боевых (АН-64D «Апач») и 26 многоцелевых и транспортных вертолетов. Закуплено 3 американских тяжелых транспортных самолета С-17 «Глоубмастер» и 3 средних С-130J «Супер Геркулес». Планируется замена самолетов F/A-18С/D на более современные их модификации. С Италией подписан контракт на приобретение 28 многоцелевых истребителей «Еврофайтер» (поставка с 2019г.).

В состав ВВС входят подразделения ПВО. Их основу составляют закупленные в США ЗРК «Пэтриот» РАС-2/3 (5 батарей, 40 пусковых установок, до 290 ракет). Имеется также 5 батарей ЗРК «Усовершенствованный Хок». В 2014г. в США дополнительно закуплены две батареи «Пэтриот» РАС-3 (поставка с 2018г.). Дополнительно будут поставлены и 218 ЗУР для этого комплекса. Эмират участвует в создании совместной сети раннего радиолокационного предупреждения, как компонента объединенной командно-управляющей системы оборонительных сил ССАГПЗ. Кувейт является участником создаваемой американцами региональной системы ПРО в зоне Персидского залива.

Корабельный состав ВМС (2000 человек, главная военно-морская база Рас-эль-Калая) представлен 48 боевыми катерами (вместе с Береговой охраной), в том числе 10 ракетными, и судном снабжения. В интересах флота могут действовать 4 вертолета «Супер Пума», оснащенные противокорабельными ракетами «Экзосет», и истребители F/A-18. Намечено приобрести 3 минных тральщика и 2 судна снабжения.

Военное строительство в стране осуществляется на основе долгосрочных планов, разрабатываемых при участии американских военных специалистов. Совершенствуется система обязательной военной службы, проводятся изменения в организационно-штатной структуре частей и подразделений, личным составом осваиваются новые системы оружия и военной техники, продолжаются закупки современных вооружений за рубежом и модернизация техники, состоящей на вооружении. Большое внимание уделяется развитию и модернизации системы связи и разведки, совершенствованию оперативного оборудования территории страны: сооружаются военные городки, стационарные пункты управления, прокладываются новые линии связи, совершенствуются действующие военные объекты.

К слабым сторонам кувейтских вооруженных сил следует отнести значительный некомплект личного состава, в результате чего много техники, в том числе авиационной, простаивает. Ощущается нехватка полевой артиллерии и средств ПВО в сухопутных войсках, все еще недостаточно развита ремонтная база, сильной остается зависимость от иностранных технических специалистов. В стране отсутствует военная промышленность.

Кувейт остается одним из крупнейших импортеров продукции военного назначения в ближневосточном регионе. Так, в период с 2011 г. по 2015 г. эмират закупил вооружения и военной техники на сумму более 8,7 млрд долларов.

Ведущим военным партнером Кувейта остаются Соединенные Штаты. Американо-кувейтское сотрудничество включает в себя регулярные встречи военных руководителей двух стран, проведение совместных учений, доступ кораблям и самолетам ВС США на военные объекты страны, оказание содействия в подготовке кувейтских военных кадров, поставки вооружения и военной техники, помощь в создании и модернизации военных объектов Кувейта. Действует американо-кувейтская группа по вопросам обороны. В настоящее время на территории Кувейта размещено около 13 тыс. американских военнослужащих.

В последние годы расширились масштабы военных закупок во Франции и Италии. В частности, с Францией в 2015г. подписано пакетное соглашение на сумму 2,5 млрд евро на приобретение 24 вертолетов «Каракал» (начало поставок – 2019г.) и модернизацию ранее поставленных ракетных катеров.

Кувейт является членом, созданной в 2014г. международной коалиции во главе с США по борьбе с «Исламским государством» (ИГ, запрещено в РФ), оказывая ей финансовую помощь и материально-техническое обеспечение. Участия в военных действиях против боевиков ИГ в Сирии и Ираке Кувейт не принимает. С 2015г. эмират участвует и в арабской коалиции во главе с Саудовской Аравией в войне против повстанцев-хоуситов в Йемене, направив в эту страну 4 истребителя F/А-18. В феврале 2016г. Кувейт и НАТО подписали соглашение об упрощении транзита войск и техники через территорию эмирата. В январе 2017г. в Кувейте открылся первый в арабских странах региональный центр НАТО. Эмират участвует в объединенных вооруженных силах стран-членов ССАГПЗ. ВС Кувейта принимают участие в совместных учениях армий аравийских монархий.

Министерство обороны Кувейта испытывает большие трудности в деле набора людей для службы в армии. Граждане эмирата неохотно идут на военную службу, сказывается и общая малочисленность населения. Офицерские кадры готовятся в военном и Объединенном командно-штабном колледжах, а также за рубежом – в США, Великобритании, Франции, Австралии, Германии, арабских странах.

Кувейтская армия не играет заметной роли в политической жизни эмирата. Высшие армейские офицеры не представляют самостоятельную группу в правящей элите Кувейта и не играют самостоятельной политической роли.

В целом малочисленные кувейтские ВС силы не в состоянии самостоятельно решать задачи по защите суверенитета и территориальной целостности страны, что обусловливает долгосрочную зависимость эмирата в вопросах национальной обороны от иностранной (американской) военной помощи. Как отмечают эксперты из США, армия Кувейта «способна действовать эффективно лишь как часть большого целого».

52.28MB | MySQL:103 | 0,506sec