Оман: проблемы национальной безопасности

Султанат Оман – арабское государство в Юго-Западной Азии на юго-востоке Аравийского полуострова. Оман расположен на перекрестке важнейших транспортных путей в северо-западной зоне Индийского океана у входа в Персидский залив в самой узкой части входа в него – Ормузского пролива — главной морской артерии, через которую осуществляются поставки аравийской, иранской и иракской нефти. Страна также находится в регионе богатейших мировых запасов нефти и природного газа. Все это предопределяет важность географического и военно-стратегического положения султаната.

По вероисповеданию большая часть населения Омана (ок. 75%) относится к ибадитам (умеренной ветви хариджизма). Ибадизм отличается одновременно как консервативностью, так и толерантностью. Остальные 25% населения относятся в основном к суннитам и индуистам.

В последние десятилетия Оман развивается в условиях внутриполитической стабильности. Реформы, проводимые по инициативе и под руководством главы государства (с августа 1970 г.) султана Кабуса, способствовали укреплению единства страны, ее динамичному развитию, привели к заметным позитивным сдвигам в экономической и социальной сферах. Прочным является и внешнеполитическое положение султаната.

На сегодняшний день основным внешним фактором, определяющим политику руководства Омана в области национальной безопасности и обороны, является сложная, нестабильная военно-политическая обстановка в зоне Персидского залива. Внутри страны – это стремление правящего режима сохранить стабильность общественно-политической и экономической ситуации в Омане. В перспективе (примерно через 15-20 лет) важнейшим для государства станет вопрос о наследнике престола.

Обнаруженные в конце 60-х гг. прошлого века товарные запасы нефти способствовали вхождению Омана в систему мирового рынка и социальному прогрессу оманского общества. И сегодняшнее в целом благополучное внутриполитическое и экономическое положение страны в значительной степени базируется на деятельности национального нефтяного сектора, который дает 40% годового валового национального продукта и 75% экспорта (до 40 млн т ежегодно).

Вместе с тем, Оман, в отличие от своих соседей, не обладает крупными запасами «черного золота». Оценочно, запасы нефти в стране составляют 5,7 млрд баррелей, Этого при сохранении нынешних темпов ее добычи (40-45 млн т в год) должно хватить примерно на 15-20 лет. Для сравнения отметим, что для Кувейта этот срок оценивается в 130 лет, ОАЕ – 120 лет, Саудовской Аравии – 90 лет. Однако главное отличие нефтяной промышленности Омана заключается в значительно более сложных геологических условиях добычи нефти. Возможность обнаружения на территории султаната новых крупных нефтяных месторождений существующими ныне техническими способами и возможностями специалистами пока исключается.

Исчерпание запасов нефти будет способствовать резкому ухудшению экономического положения страны, сокращению числа реализуемых правительством программ в социальной сфере, снижению уровня жизни значительной части ее населения.

В этих условиях руководство страны во многом рассчитывает на развитие газовой отрасли. Запасы природного газа в Омане оцениваются в 846,6 триллионов куб. м. и их должно хватить примерно на 60 лет.

Не обошла Оман стороной и общая для всех аравийских монархий проблема иностранной рабочей силы. Хотя следует отметить, что в султанате она не стоит так остро, как в других странах ССАГПЗ. В настоящее время в Омане находится примерно 500 тыс. иностранных работников. Они представлены главным образом выходцами из Индии, Пакистана, Бангладеш. Периодически власти проводят кампании по депортации из страны нелегальных иммигрантов.

В настоящее время в стране последовательно проводится курс на «оманизацию». В первую очередь, он касается структур государственного аппарата (кроме армии), который к концу 2003 г. намечалось укомплектовать только оманцами. Однако реализация программы «оманизации» идет с большими трудностями, особенно в части замещения местными жителями специалистов высокой квалификации. Особенно это проявляется в частном секторе, где оманцы, по различным оценкам, составляют всего от 10 до 25 процентов от общего числа занятых.

Одна из обостряющихся проблем современного Омана – быстрый рост численности населения страны. За период с 1970 г. по 2004 г. оно увеличилось с примерно 1 млн до 2,72 млн человек. Оценочно, в 2004 г. прирост населения в султанате составит 3,35%.

Высокие темпы прироста населения все более остро ставят проблему обеспечения занятости населения, в первую очередь молодежи, выпускников средних школ. И хотя официально в стране не публикуются данные о безработице, тем не менее, она существует.

Пока же материальное благосостояние, высокий в целом жизненный уровень и современное материально-техническое обеспечение оманцев способствуют стабильности государственной власти и безопасности правящего режима.

Вместе с тем, поддержание достигнутого в целом высокого уровня жизни значительной части оманцев требует предельного напряжения сил. Причем порой властям приходится даже обращаться к финансовым резервам, предназначенным для использования в случаях крайней необходимости и для стабилизации ситуации в постнефтяной период.

Немаловажное значение для стабильности внутриполитического положения страны имеет присущая ибадитам традиция религиозной терпимости. Тем не менее, в последнее время в Омане отмечается нарастание радикальных исламских настроений.

Особую роль в деле укрепления оманской государственности и достижения общенационального согласия принадлежит султану Кабусу. В короткий исторический срок он воссоединил Оман в рамках единого государства, сумел умиротворить суннитский Дофар, начать реформирование экономики и общества. В настоящее время в стране нет реальных сил, представляющих угрозу правящему режиму и безопасности страны. Подавляющее большинство подданных султана не готово выступать против нынешней власти. К тому же политическая оппозиция в Омане по-прежнему очень слаба. В этих условиях Кабус полностью контролирует положение дел в обществе и государстве.

В 1991 г. после окончания войны в зоне Персидского залива Кабус начал осуществлять реорганизацию структуры государственного устройства, направленную на некоторое расширение политических прав населения страны. Основным шагом в этом деле утверждение султаном в 1996 г. Основного статута (конституции) государства. Он, в частности, предусматривает преобразование существовавшего ранее Совета шуры в представительный консультативный орган – Совет Омана, состоящий из двух палат: Консультативного совета (КС) и Государственного совета (ГС).

Члены ГС (41 чел.) назначаются султаном. По своей численности он не должен превышать Консультативный совет. Комплектуется Госсовет из опытных специалистов в отставке – бывших министров, их заместителей, офицеров, послов и т. д. В состав Государственного совета введено несколько женщин. Задачей ГС является разработка рекомендаций султану и правительству при тесном взаимодействии с Консультативным советом.

Члены Консультативного совета (82 чел.) избираются на три года, при этом султан окончательно определяет его состав из числа избранных претендентов на депутатские кресла. КС не имеет права законодательной инициативы и может только обсуждать и предлагать поправки к законам, представленным на его обсуждение султанским правительством, а также имеет право рекомендовать пересматривать действующие законы, относящиеся к социально-экономической сфере. Члены Совета могут делать запросы правительству, участвовать в разработке планов развития страны. В то же время КС лишен возможности участвовать в решении вопросов внешней политики, определении направлений внешнеэкономического сотрудничества, заниматься вопросами военного строительства и обеспечения государственной безопасности. Как правило, в состав Консультативного совета входят старейшины племен, видные бизнесмены и интеллектуалы.

Последние выборы в КС прошли в 2003 г. Примечательно, что в ходе выборной кампании кандидатам в члены совета не разрешалось использовать СМИ (которые полностью контролируются властями), а в голосовании приняли участие лишь 25% избирателей. Эксперты объясняют последнее тем, что большинство оманцев еще не почувствовали, что они имеют право голоса.

Конституция 1996 г. гарантирует свободу печати, религиозную терпимость, равенство перед законом независимо от расы и национальности.

В целом принятие конституции стало важным шагом на пути преобразования политической системы оманского государства и формирования правовой системы оманского общества.

Главной особенностью изменений, происходящих в политической сфере Омана, является сохранение в неприкосновенном виде фактического самодержавного характера власти султана. На сегодняшний день в стране имеет место сверхцентрализация власти в руках одного человека – султана Кабуса. При этом монарх не склонен отказываться от своих многочисленных властных прав и полномочий и категорически отвергает возможность какого-либо диалога по данному вопросу.

Более того, в отличие от других аравийских монархий, оманский султан не желает делегировать часть властных полномочий своим родственникам. На сегодняшний день Кабус является не только главой государства и верховным главнокомандующим вооруженными силами страны, но и занимает посты премьер-министра, министра обороны, иностранных дел и финансов, а также возглавляет Центральный банк.

Родственники же султана довольствуются далеко не самыми значительными государственными постами: Сувейни (сын одного из братьев деда по отцовской линии) – специальный представитель султана, Фахд (двоюродный брат) – заместитель премьер-министра по делам кабинета министров, Хайшим (двоюродный брат) – министр национального наследия и культуры, Шабиб (дядя) – специальный советник султана по вопросам окружающей среды.

Сверхконцентрация власти в руках султана Кабуса превратила его в ключевую фигуру, от которой в значительной степени зависит стабильность и безопасность правящего режима. Кроме того, это делает исключительно важным вопрос о престолонаследии. Кабус (1930 г. рождения) холост и бездетен. И если в других аравийских монархиях наследник трона известен, то оманский султан его не называет.

По конституции 1996 г. (Ст. 5) престол должен наследоваться по мужской линии потомками Сейда Турки бин Саида бин Султана из правящей династии Аль Бу Саидов (пра-пра-прадеда Кабуса). Кандидатура нового монарха должна быть определена в течение трех дней после того, как трон останется вакантным. Причем наследного принца выберет Совет правящего семейства (ст. 6). В числе возможных претендентов на престол рассматриваются два дяди султана, трое его двоюродных братьев. Отметим, что существование нескольких кандидатур на занятие трона всегда несет в себе опасность возникновения естественного для данной ситуации соперничества.

Для обеспечения возможной большей бесконфликтности при смене власти в декабре 1996 г. декретом султана создан Совет обороны (СО). В его состав входят министр по делам дворцовой канцелярии, главнокомандующий вооруженными силами, начальник генерального штаба ВС, главный инспектор полиции и таможни, три командующих видами вооруженных сил, начальник штаба султанской гвардии, руководитель аппарата внутренней безопасности. В случае вакантности престола и при отсутствии согласия среди членов правящей династии по кандидатуре наследника СО возьмет на себя проведение в жизнь послания султана Совету правящего семейства и назначит нового главу государства.

Сам же султан Кабус следующим образом описывает процесс передачи власти: «Когда я умру, соберется моя семья. Если они не смогут выбрать кандидата, решение будет за Советом обороны, которое будет основываться на имени или именах, предложенных предыдущим султаном. Я уже записал два имени в завещании и отправил их в запечатанных конвертах в два разных региона».

Ряд экспертов полагает, что Кабус еще может открыто назвать имя своего преемника. Пока же он не решается сделать это, как считается, главным образом из-за боязни того, что официально объявленный наследный принц может сделать с ним то же, что Кабус сделал со своим отцом в 1970 году.

В целом отсутствие официального наследника престола по мере старения нынешнего главы государства может все больше осложнять ситуацию в стране, негативно отражаясь на ее политической стабильности.

Внешнеполитический курс современного Омана характеризуется прагматизмом, гибкостью и осторожностью. Руководство страны тщательно анализирует возможные последствия того или иного шага. Внешнеполитические акции предпринимаются лишь после того, как в Маскате убедятся в их непременном успехе. Оман предпочитает, по возможности, не вмешиваться в региональные и межарабские разногласия, заинтересован в обеспечении внешней стабильности для проведения внутренних реформ. Динамичная внешняя политика Омана способствует повышению его роли в региональных и международных отношениях.

Оман активно участвует в деятельности Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, выступает за дальнейшее развитие интеграционных процессов в рамках этой организации. Маскат поддерживает решения ССАГПЗ по основным региональным и международным проблемам, выступает за создание надежной системы региональной безопасности в зоне Персидского залива, за исключение возможности возникновения здесь вооруженных конфликтов. Вместе с тем, Оман не желает установления саудовской гегемонии в Совет сотрудничества.

В целом Оман рассматривает свое участие в ССАГПЗ как один из очень важных элементов расширения взаимодействия между аравийскими монархиями в политической и экономической областях, в сфере обеспечения внешней и внутренней безопасности правящих монархических режимов.

После войны в Заливе 1991 г. оманское руководство поставило перед собой задачу полностью урегулировать погранично-территориальные споры с соседними государствами и демаркировать границы с ними. При этом султан Кабус отказался от силовых подходов к решению проблем, связанных их решением, агрессивности в отношении соседних государств.

Еще в марте 1990 г. с Саудовской Аравией был подписан договор о порядке урегулирования пограничных споров и демаркации границы. В 1992 г. произошло окончательное утверждение пограничных карт двумя странами, составленными на основе соглашения 1990 года. В 1995 г. с Саудовской Аравией подписывается соглашение, в котором зафиксирована необходимость решения всех существующих между двумя странами вопросов политическими методами. В 1990-е гг. Оман активно посредничал в деле нормализации саудовско-иранских отношений.

В октябре 1992 г. подписывается йеменско-оманское соглашение по пограничным вопросам, по которому стороны договорились об отказе от взаимных претензий по территориальным проблемам и проведении демаркации границы. Причем Оман пошел на территориальные уступки Йемену. В 1996 г. завершена демаркация омано-йеменской границы. В настоящее время оманско-йеменские отношения развиваются в позитивном русле. Между двумя государствами поддерживаются экономические связи, реализуются совместные инвестиционные проекты в пограничных провинциях. В то же время с йеменской территории в Оман продолжают проникать группы исламских экстремистов, которые имеют лагеря в ЙР на территориях, подконтрольных некоторым племенам. Это вносит определенную напряженность в двусторонние отношения.

Оман в 1995 г. выразил готовность принять компромиссное решение по территориальным разногласиям с эмиратом Шарджа (ОАЭ) и заключить всеобъемлющее соглашение по территориально-пограничным вопросам с ОАЭ, а в мае 1999 г. соглашение о порядке окончательной демаркации оманско-эмиратской границы было подписано.

В целом, несмотря на положительные результаты, достигнутые в урегулировании отношений с соседями, у Омана сохраняется определенная настороженность по отношению к Йемену и ОАЭ. Вместе с тем, возникновение пограничных вооруженных конфликтов с соседними государствами вряд ли будет иметь место.

По оценке экспертов, сохраняющиеся элементы настороженности и недоверия с соседними арабскими государствами способствуют подчеркнутой близости отношений между Оманом и Ираном, что вызывает недовольство у некоторых членов ССАГПЗ, прежде всего ОАЭ. В ноябре 1998 г. Иран и Оман подписали соглашение о военном сотрудничестве. Стремление султана Кабуса к расширению связей с Тегераном обусловливается и тем, что именно Оман и Иран контролируют Ормузский пролив – водный коридор, через который проходит основная часть экспорта нефти из стран Залива. Здесь же отметим, что, предоставляя свою территорию и объекты военной инфраструктуры для использования вооруженными силами США и Великобритании, оманское руководство предусмотрело отказ от своих обязательств в случае, если военные действия будут вестись против Ирана.

Оман после войны 1991 г. пытался отмежеваться от жесткого антииракского курса, но в то же время требовал от Багдада полного выполнения требований соответствующих резолюций СБ ООН, считая, что только в этом случае можно будет отменить введенные против Ирака санкции. В феврале 1998 г. оманское руководство предоставило свои базы для авиации США, готовившейся нанести удары по Ираку, а в декабре 1998 г. американские стратегические бомбардировщики В-1В, участвовавшие в операции “Лис пустыни”, наносили удары по Ираку с оманской базы Марказ-Тамарид. Однако в 1999 г. Оман официально отказался содействовать усилиям США по свержению багдадского режима, заявив, что страна соблюдает принципы невмешательства во внутренние дела других государств. Тем не менее, в ходе подготовки и поведения США военной операции против Ирака в 2003 г. на территории Омана была размещена группировка американских ВВС, в т. ч. стратегические бомбардировщики В-1В и самолеты ДРЛО Е-3 АВАКС. В настоящее время Оман выступает за скорейшую нормализацию обстановки в Ираке и поддерживает усилия временного иракского правительства по восстановлению страны.

В первой половине 90-х гг. начали налаживаться отношения Омана с Израилем. В 1994 г. тогдашний израильский премьер-министр И. Рабин нанес визит в султанат. В Маскате была открыта секция по защите израильских интересов, а оманское торговое представительство действовало в Израиле. Оман, наряду с Катаром, стал местом встреч между арабскими и израильскими представителями. В 1997 г. по рекомендации ЛАГ в знак протеста против возобновления строительства еврейских поселений в районе Иерусалима Оман заморозил отношения с Израилем. В настоящее время оманское руководство в целом придерживается общеарабской позиции по ближневосточному урегулированию, выступает за создание независимого палестинского государства, освобождение всех оккупированных Израилем в 1967 г. арабских территорий.

На современном этапе наиболее глубокие и стабильные отношения Оман поддерживает с Великобританией, которая остается ведущим партнером султаната в политической, торговой и военно-технической областях. При этом Лондон старается препятствовать развитию отношений Омана с другими государствами. Особенно это касается военно-технической сферы.

В последние годы происходит заметный рост активности и масштабов омано-американского сотрудничества, начало которому было положено еще во второй половине 70-х годов прошлого века. В 1975 г. султан Кабус совершил свой первый визит в Вашингтон. В 1980 г. Оман подписывает соглашение о военном и экономическом сотрудничестве с США, по которому американские вооруженные силы получили право пользоваться базами на территории султаната (продлевается каждые пять лет). Так, американцы получили право использовать военно-воздушные Масира, Марказ-Тамарид, Эль-Хасиб, пункты базирования ВМС в Маскате, Райсуте и Сиди Лехза. Причем база Масира и порт Матра фактически поступили в их постоянное пользование, а остальные – в случае чрезвычайных обстоятельств. По условиям соглашения США получили право направлять в Оман контингент военнослужащих для проведения работ по расширению и модернизации военных объектов. Все перечисленные объекты предназначались в качестве баз передового базирования и обслуживания деятельности ВВС и ВМС США. В 1981 г. Оман заключил соглашение с США о расширении двустороннего военно-политического сотрудничества. По нему султанат дал согласие на увеличение количества единиц размещаемой на его территории американской военной техники, а США обязались оказывать Оману военную помощь.

Осенью 2001 г. Оман осудил теракты в Нью-Йорке и Вашингтоне и предоставил свою территорию для действий американских войск против режима талибов в Афганистане. В то же время в стране прошли демонстрации, участники которых протестовали против тесного сотрудничества правительства страны с США.

Соединенные Штаты считаются важнейшим стратегическим партнером Омана. В Маскате выступают за сохранение американского военного присутствия в регионе Персидского залива. Тесные военно-политические отношения с США и Великобританией, в целом прозападная внешнеполитическая ориентация страны, остаются краеугольным камнем международной политики султаната, определяют его приоритеты в области национальной безопасности и обороны.

Вооруженные силы Омана состоят из сухопутных войск, военно-воздушных сил, военно-морских сил и султанской гвардии. Они насчитывают 41,7 тыс. человек. Военный бюджет в 2003 г. составил 2,5 млрд долларов. Помимо вооруженных сил в Омане имеются военизированные формирования племенной гвардии, полиция береговой охраны и полицейское авиакрыло.

Повышение боеспособности и боевой мощи ВС осуществляется путем их оснащения современными образцами оружия и военной техники, улучшением качества подготовки всех категорий личного состава. В то же время оманское руководство никогда не ставило и не ставит перед собой задачу создания таких вооруженных сил, которые могли бы вести широкомасштабные боевые действия. Основной упор в военном строительстве делается на создание системы обороны, основанной на мобильных силах, оснащенных бронетехникой, средствами ПВО, а также на сбалансированных по своему боевому составу ВВС и ВМС. К тому же приобретение военной техники за рубежом и наращивание военной мощи сдерживается ограниченными финансовыми возможностями страны. Слабой остается ремонтная база оружия и военной техники, а оманская армия по-прежнему в очень сильной степени зависит от иностранных военных специалистов, особенно в деле эксплуатации и обслуживания вооружения. В войсках организована регулярная и довольно качественная боевая подготовка.

Главными партнерами Омана в сфере военно-технического сотрудничества являются Великобритания, США, Франция, а также Иордания, Пакистан, Саудовская Аравия, ЮАР и ряд стран Запада. В период с 1991 г. по 2001 г. Оман заключил контракты на приобретение вооружения и военной техники за рубежом на сумму 1,3 млрд дол, в т. ч. со странами Западной Европы – на 1,2 млрд долларов. За этот же период в страну поступило вооружений на сумму 1,6 млрд долларов, в т. ч. из США – на 0,1 млрд, стран Западной Европы – на 1,3 млрд и других стран – на 0,2 млрд долларов.

В оманских ВС работает 280 британских инструкторов. В частности, инструкторы из английского спецназа ВВС SAS обучают военнослужащих оманских спецвойск. В Великобритании готовятся военные кадры различного профиля для оманской армии. В сентябре-октябре 2001 г. на территории султаната прошло крупнейшее совместное англо-оманское учение «Быстрый меч-2», в котором приняли участие 37 тыс. военнослужащих (23 тыс. британских, 14 тыс. оманских), до 500 единиц бронетанковой техники, 156 самолетов, т. ч. 40 оманских, 27 боевых кораблей, катеров и вспомогательных судов. Целью мероприятия была отработка взаимодействия армий двух стран, включая действия по защите нефтяных месторождений, повышение уровня подготовки различных категорий личного состава. По итогам учений оманское командование проводит мероприятия по совершенствованию системы управления войсками. До настоящего времени Великобритания остается ведущим поставщиком оружия для оманской армии. Англичане оказывают содействие в ремонте и модернизации вооружения и военной техники.

Регулярные военные контакты поддерживаются с Францией. В 2000 г. с французскими компаниями подписаны контракты на поставки ЗУР и бронемашин. Франция оказывает содействие в подготовке офицерских кадров.

Все больший размах в последнее время приобретает военное сотрудничество с США. Американцы помогают в подготовке военных кадров. В случае принятия руководством султаната окончательного решения о закупке партии самолетов F-16 (12-16 ед.), произойдет крупный прорыв США на оманский военный рынок. На территории султаната размещено 540 американских военнослужащих (сухопутные войска — 270, ВВС – 210 и ВМС – 60 человек).

Оман активно работает по укреплению военного сотрудничества в рамках ССАГПЗ, принимает участие в ежегодных совместных учениях ВС стран “аравийской шестерки”: “Щит полуострова (сухопутные войска), “Сокол полуострова” (ВВС) и “Взаимодействие” (ВМС).

В последние годы руководством Омана заявляет о намерении диверсифицировать источники приобретения вооружения и военной техники. В частности, в случае дальнейшего улучшения финансовой ситуации, намечено закупить противолодочные вертолеты, БМП, РСЗО, ПЗРК, другую военную технику. Это может дать России шанс проникнуть на оманский рынок вооружений.

На сегодняшний день вооруженные силы Омана по своей численности, боеспособности и техническому оснащению в состоянии вести боевые действия лишь ограниченного масштаба и не способны самостоятельно решать в полном объеме задачи по защите независимости и территориальной целостности страны.

В целом в настоящее время не существует непосредственной угрозы правящей в Омане династии. Сохраняющиеся высокие цены на нефть благоприятно сказываются на экономическом положении страны, позволяют властям поддерживать материальное благосостояние большинства оманцев на достаточно высоком уровне. А именно это лежит в основе стабильности государственной власти и безопасности режима султана Кабуса. Однако прогнозируемое скорое исчерпание запасов нефти может привести к значительному ухудшению экономического положения Омана, самым негативным образом отразиться на социальной сфере. И пока трудно говорить о том, насколько эффективными окажутся меры, принимаемые властями по подготовке страны к существованию в постнефтяном периоде. Правительство также продолжит курс на проведение экономических и ограниченных политических реформ с целью постепенной модернизации оманского общества. Определенные сложности в будущем могут возникнуть при решении вопроса о наследнике престола.

В вопросах обеспечения внешней безопасности государства руководство Омана на современном этапе и на обозримую перспективу основное внимание будет уделять поддержанию тесных военно-политических отношений с США, Великобританией и другими ведущими странами Запада, что рассматривается в Маскате в качестве надежной гарантии защиты страны, ее суверенитета и территориальной целостности от посягательств извне. Одновременно важное значение будет придаваться развитию и расширению союзнических отношений со странами ССАГПЗ, в т. ч. в военной области.

29.22MB | MySQL:67 | 0,784sec