Палестинский вопрос глазами КНР

12-15 апреля 2017 г. с визитом в Пекине находился министр иностранных дел Палестинской национальной администрации (ПНА) Р.аль-Малики. Он прибыл в Китай для обсуждения вопросов региональной и международной повестки дня с особым акцентом на ситуации в Сирии и перспективах палестино-израильского урегулирования. В частности, как заявил представитель Палестины на одной из состоявшихся в Китае пресс-конференций, местная администрация рассматривает возможность восстановления диалога с Израилем, что будет обсуждаться на предстоящих переговорах между главой ПНА М.Аббасом и президентом США Д.Трампом. Вместе с тем, как полагают сегодня в палестинской администрации, китайские власти также могли бы прилагать больше усилий для разрешения ближневосточных проблем.

13 апреля 2017 г. была организована встреча Р.аль-Малики и министра иностранных дел Китая Ван И. В ходе переговоров глава китайского внешнеполитического ведомства отметил, что КНР намерена поддерживать любые усилия, способствующие мирному процессу. При этом отсутствие палестинского государства было названо «исторической несправедливостью». В этой связи Ван И подтвердил приверженность страны необходимости формирования независимого палестинского государства в границах 1967 г. со столицей в Восточном Иерусалиме. Несмотря на то, что одним из наиболее острых вопросов для Ближнего Востока в последнее время стала Сирия, по словам главы МИД Китая, именно палестино-израильский конфликт представляет собой центральную для региона тему.

В качестве основы для мирного урегулирования китайской стороной, как и многими другими государствами, вовлеченными сегодня в процесс разрешения противоречий, была вновь названа «Арабская мирная инициатива» 2002 г. Указанный проект интересует КНР в свете возможности задействовать в набирающих силу процессах максимальное число государств с возможностью последующего расширения двустороннего взаимодействия с ними.  Поселенческая активность Израиля была отнесена к факторам, негативно влияющим на возможность примирения, как следствие, Пекин высказался за ее прекращение. Более того, дипломат указал на необходимость выполнения декабрьской резолюции Совета Безопасности ООН № 2334, согласно которой израильские поселения противоречат нормам международного права. Интересно, что за приверженность принципу «двух государств для двух народов» в близком для палестинского руководства ключе, Пекин получил и своего рода ответную признательность. Ее Р.аль-Малики выразил посредством заявления о том, что Палестина рассматривает Тайвань неотъемлемой частью КНР. 14 апреля 2017 г. в Пекине состоялась встреча представителя Палестины с заместителем председателя КНР Л.Юаньчао, в рамках которой стороны договорились расширить свое практическое взаимодействие и подтвердили упомянутые выше договоренности, касающиеся ситуации на палестино-израильском треке.

Необходимо отметить, что в своих заявлениях, как утверждает китайское внешнеполитическое ведомство, власти руководствуются не геополитическими соображениями, а стремлением к созданию атмосферы равенства и справедливости в регионе. Впрочем, действия КНР на ближневосточном направлении мало напоминают политику «честного брокера», скорее, свидетельствуя об обратном. С одной стороны, в прошлом месяце с аналогичным визитом Китай посетил глава израильского правительства Б.Нетаньяху, прибывший в Пекин для празднования 25-летнего юбилея межгосударственных отношений. В ходе встреч премьер-министра с китайскими контрпартенарми основной темой оказалась экономическая и инновационная проблематика, в результате чего вокруг визита удалось сформировать позитивный информационный фон.

С другой стороны, Пекин делает попытки распространения стратегии «Один пояс и один путь» на арабские страны региона, важность которых для КНР определяется также их ролью на мировом энергетическом рынке. Данное обстоятельство неизбежно приводит Пекин к необходимости выбирать между Израилем с потенциалом развития высоких технологий и арабскими странами, представляющими собой привлекательные рынки сбыта готовой продукции. Наконец, нельзя забывать и о США. В китайско-американских отношениях сегодня на первое место выходит вопрос Северной Кореи, помогая решать который Пекин надеется на получение от Вашингтона экономических преференций. В этой связи в вопросах, затрагивающих палестино-израильское урегулирование, КНР стремиться следовать уже обозначенному курсу без его резких изменений до тех пор, пока не станет яснее внешнеполитическая линия новой американской администрации. Не зря Ван И не упомянул каким именно планам  примирения сторон будет содействовать КНР, а в качестве основы урегулирования назвал давно известную и широко поддерживаемую «Арабскую мирную инициативу».

Таким образом, нынешняя роль Китая на Ближнем Востоке сводится преимущественно к решению вопросов торгово-экономического, энергетического и  инновационного взаимодействия. Стремление повысить политическое влияние будет неизбежно негативно сказываться на реализации указанных задач. При этом страна столкнется не только с экономическими потерями, но и возрастанием террористической угрозы. Однако возможности снизить свою вовлеченность в региональные процессы у КНР, как и у других государств, проявляющих интерес к ближневосточной повестке дня, в текущих условиях также нет. Израиль и ПНА продолжают призывать всех возможных посредников к более активным действиям. Впрочем, объясняется это не столько готовностью положить конец застарелому конфликту, сколько стремлением продемонстрировать уязвимость партнеров, которые для достижения успехов в собственной геополитической борьбе пытаются навязать выгодные им основы урегулирования, зачастую  не принимая во внимание региональные реалии.

52.18MB | MySQL:103 | 0,629sec