О международном сотрудничестве с Ираном в авиационной отрасли

«Все они занимали определённое место в авиации, выдержав безжалостную конкуренцию и пройдя жёсткий отбор, отсекающий менее способных. В результате такого отбора остаются лишь самые незаурядные. И образуется своеобразное сообщество смекалистых…» Артур Хейли

 

В середине апреля департамент казначейства США Office Of Foreign Asset Control (OFAC), наконец, выдал разрешение на поставку в Иран двухсот новых самолетов. Сто из них по контракту с Airbus стоимостью $ 20 млрд., три из которых были уже поставлены в Ирана к Наврузу 1396 иранского года, восемьдесят штук с американским Boeing на $16,5 млрд. и 20 турбовинтовых самолетов франко-итальянского ATR на $ 0,576 млрд. [i]

Тем самым, была, наконец, поставлена точка в длившейся несколько лет интриге по закупке Ираном новых самолетов и  допустимости этого с учетом санкционного законодательства США. После этого акта американской администрации получила право на реализацию одна из приоритетных программ президента Х.Роухани (кандидат в президенты на 2-й срок на предстоящих в мае новых выборах) по полному обновлению воздушного флота ИРИ. Кроме этого подобное развитие событий, несмотря на опасения в давлении со стороны президента Д.Трампа, по сути, сводит на нет попытки других авиапроизводителей закрепиться в этом прибыльном сегменте недавно открывшегося рынка Ирана.

Для анализа сложившейся ситуации вернемся немного назад, а именно, в день 28 января 2016 г. Только что вступил в силу исторический СКПД – «ядерная сделка» и окрыленный успехом Х.Роухани приехал в Париж, где  участвовал с президентом Франции Француа Олландом в подписании контракта на поставку 118 самолетов Airbus.

Дело в том, что воздушный флот ИРИ насчитывает в настоящее время 266 авиалайнеров (вместе с новыми Airbus), из которых 110 требуют ремонта. Большинство действующих самолетов в количестве 156 штук старше 23 лет, т.е. практически исчерпали свой летный ресурс. По количеству мест для пассажиров в ИРИ имеется 26 626 мест и 18 681 из них в нерабочем состоянии[ii]. При этом перевозки только за 7 месяцев прошлого года увеличились в стране на 15%[iii]. В октябре прошлого года министр дорог и городского строительства ИРИ заявил: «В ближайшие 10 лет, до 2025 г. авиапарк страны должен быть пополнен 400 пассажирскими самолетами, что потребует более 20 млрд. долл. США»[iv].

Жестокая конкуренция Airbus и Boeing на мировом авиарынке привела к тому, что последний, несмотря на антииранские санкции США, не смог упустить столь привлекательный рынок. Тем более основу воздушного флота ИРИ по-прежнему представляют самолеты этой компании, поставленные до 1979 г. во времена шаха Р.Пехлеви. Отметим, что Boeing продал в прошлом году только 668 самолетов, на сумму 96 млрд.$, что явилось наихудшим результатом за последние 6 лет. Укрепление доллара в 2016 г. позволило Airbus обойти конкурента с количеством 680 штук[v]. Поэтому в июне 2016 г. в Тегеран приехала делегация Boeing и подписала протокол на 100 самолетов. После избрания нового президента США и принятия палатой представителей законопроекта по запрету финансирования этих сделок банками США  переговоры с западными авиакомпаниями были прерваны. Airbus, Boeing и Bombardier не участвовали даже в 8-м международном авиасалоне на о.Киш в ноябре 2016г. В свою очередь Airbus и другие претенденты на иранский рынок не могли осуществлять продажи без разрешения федерального казначейства США, т.к. используют американских комплектующие и технологии в производстве. В частности, это относилось к такой его популярной модели, как широкофюзеляжный А-380.

Возникшую паузу иранские авиакомпании тут же заполнили переговорами с ПАО «Компания «Сухой» о закупке самолетов «Суперджет» (SSJ-100). Напомним, что предыдущая попытка проникнуть на иранский авиарынок с этой ближне-среднемагистральной моделью на 100 мест и на 60% состоящей из импортных частей, была предпринята Минпромторгом РФ в ноябре 2015 г. в рамках визита президента РФ Путина В.В. в Тегеран. По аналогии с этим, т.е. в период опасений иранцев по поводу возможного давления президента США Д.Трампа на Boeing, в конце марта с.г. в ходе визита президента ИРИ в Москву 27-28 марта с.г. был подписан протокол  между частными компаниями (даже не контракт) о продаже 12 самолетов «Суперджет». Как представляется, это уже неслучайное совпадение, т.к. произошло за неделю до принципиального решения OFAC и за несколько дней до визита в Тегеран делегации Boeing. В этот раз представители Boeing предложил купить ИРИ самолет «Боинг-777», от которого отказалась компания Turkish Airways. Тем самым, ИРИ может получить первый «Боинг»  уже в июне с.г. т.е. раньше на 11 месяцев, чем запланировано в графике поставок по соглашению на 10 лет[vi].

Финансирование этих сделок Тегеран планирует осуществлять в т.ч. из золотовалютных резервов страны, замороженных после исламской революции 1979 г. в западных банках. Так, 11 марта с.г. Deutche Bank выдал предписание на разблокировку этих средств на $100 млн США.  Любопытно заметить, что как раз в эти сроки национальный перевозчик Iran Air внес предоплату в $ 80 млн за 13 самолетов ATR 72-600[vii].

О попытках России навязать свои гражданские самолеты свидетельствует и более давняя история с проектом российско-украинского авиапрома поставлять и собирать в Иране в 90-е годы прошлого века самолет Ан-140 или собранный там позже Iran-140. Известно также, что после имевшихся многочисленных крушений и аварий простые иранцы называют эти самолеты «летающими гробами». В 2013 Министерство дорог и городского строительства ИРИ вынуждено было под давлением общественности снять все модели из РФ и Украины с внутренних рейсов[viii]. Таким образом, шансы гражданских авиалайнеров из России быть купленными в Ираном минимальны.

В дополнении следует отметить, что указанные контракты мировых авиагигантов с ИРИ повлекут за собой дальнейшее проникновение западного капитала в смежные отрасли, развитие сервисной и аэродромной инфраструктуры, производство и распределение запчастей, авиатоплива, туристический бизнес и т.д. Первые консультации с Airbus по выпуску его комплектующих на иранских предприятиях, где ранее производился Ан-140, уже имели место[ix]. В ИРИ имеется также много миллиардная инвестпрограмма по строительству и модернизации аэропортов. Так недавно, правительство приняло проект пассажирского терминала Шахида Хашеми в международный аэропорту Мешхеда.  Общая стоимость проекта 1-й очереди с участием частного капитала по лицензионным договорам составляет $300 млн  из расчета на 4 млн прибытий[x].

На примере указанных коллизий авиабизнеса с соседним Ираном, можно сделать вывод о том, что РФ для ИРИ, как и ИРИ для РФ  в современной реальности (однотипные экономики) вряд ли будет представлять серьезного торгового партнера. Кроме этого каждая из сторон будет стремиться воспользоваться другой, как «разменной монетой» перед Западом. А в авиационной сфере нашей стране можно рассчитывать разве, что на продажу  специальной авиации (амфибии, для МЧС и вертолеты) или лизинг некоторых авиалайнеров по льготной цене.

В отношении более глобальных аспектов двухстороннего сотрудничества, России необходимо срочно использовать свои военно-политические преимущества в отношениях с Ираном, сконцентрировавшись на оставшихся незанятыми нишах иранского рынка, где она еще конкурентоспособна (атомная энергетика, нефтедобыча, НИОКР, транспортные проекты, военное сотрудничество), и не распылять свои скромные ресурсы на другие области как раньше.

 

[i] 13.04.17 из статьи газеты «Эктесаде донья»

[ii] 26.03.17 из авиаобзора, электронного агентства бартаринха

[iii] 17.11.16 из обзора газеты «Эктесаде донья»

[iv] 12.10.16 из министерства дорог и городского строительства агентство, МЕХР

[v] 8.01.17 со ссылкой на Рейтерс, газ-та «Эктесаде донья»

[vi] 13.04.17 из интервью замминистра дорог и городского хозяйства, газета «Эктесаде донья»

[vii] ссылкой на Хабаронлайн, э.аг-во бартаринха

[viii] См. http://www.iras.ir/,  https://inosmi.ru/russia/20130902/212523495.html

[ix] 5.12.16 из штаба по технологиям и НИОКР в авиаотрасле, агентство ИСНА

[x] 1.03.17 из пресс-службы правительства ИРИ, э.аг-во бартаринха

24.68MB | MySQL:60 | 0,569sec