Турция: обзор отчёта SETAV, посвященного сирийским курдам. Часть 17

В середине 2016 года Фондом политических, экономических и социологических исследований (SETAV) был опубликован отчёт под заголовком «Организация Рабочей партии Курдистана в Сирии – Партия демократическиого союза (ПДС) – Отряды народной самообороны (ОНС)». Продолжаем рассмотрение раздела, который называется «Военные связи Отрядов народной самообороны (ОНС)», с вопроса, касающегося активности США в Сирии и военной помощи, оказываемой американцами сирийским курдам.

Как уже было сообщено в предыдущем материале, США по состоянию на конец 2016 года располагали двумя военными базами на севере Сирии. Кроме того, как указывают авторы отчёта, помощь  сирийским курдам оружием и боеприпасами в последнее время вновь оказалась на повестке дня. Так, согласно данным издания New York Times, США осуществила в адрес ОНС / СДС («Сил демократической Сирии») к настоящему моменту приблизительно 350 отгрузок. Кроме этого, в Тель-Абьяде произошли существенные изменения. В сентябре 2016 года в некоторых городах, находящихся под контролем ПДС / ОНС сторонники ОНС вывесили американские флаги. Как пишут авторы отчёта, этот шаг следует расценивать как средство защиты против операций со стороны Турции. В этой связи, как сообщается в отчёте, не последовало удовлетворительных разъяснений (правда, непонятно, с чьей стороны подобные объяснения могли бы последовать – США, чьи флаги вывешены не ими?-авт.). Президент Турции  Р.Т.Эрдоган, в ходе своего визита в США, с целью участия в заседании Генеральной Ассамблеи ООН, подверг жесткой критике американские поставки оружия и боеприпасов в окрестности Айн-эль-Араба (Кобани).

Тот факт, что США в борьбе с «Исламским государством» (ИГ, запрещено в России) были склонны поддержать «не собственных союзников и структуры умеренной оппозиции», а скорее «террористические организации», как указывают авторы документа, неизбежно повлияет на турецко-американские отношения.

После того, как Россия начала бомбардировки отдельных точек в Сирии, как отмечается в отчёте, ПДС попыталась развитие этой ситуации развернуть себе на пользу. При этом указывается на то, что контакты между ПДС и Москвой начались, по всей видимости, ещё до бомбардировок и с их началом лишь активизировались. Тогда и прозвучала мысль ПДС о возможности открытия офиса в Москве. Далее последовали встреча между лидером ПДС Салихом Муслимом  и «ответственным за ближневосточные отношения России», помощником министра иностранных дел Михаилом Богдановым и, потом уже, в Москве между Богдановым и представителями кантона Кобани (включая сопредседателя ПДС Асию Абдуллу).

На сотрудничество между ПДС и Россией указывают и другие свидетельства. В результате нанесения российских бомбовых ударов по ряду позиция оппозиционеров к востоку от Африна, было отмечено продвижение ПДС в четырех населенных пунктах. Также фактором, укрепляющим отношения между Москвой и ПДС, авторы отчёта называют российские поставки приблизительно в объеме 5 тонн легких вооружений. И, наконец, 10 февраля 2016 года состоялось открытие офиса ПДС в Москве, при участие депутата турецкой прокурдской Партии демократии народов Фелекнаса Уджа. Представителем в Москве был назначен некий Абдусалам Али.

ОНС, как указывают авторы отчёта, поставили перед собой задачу по формированию единого географического пояса вдоль границы с Турцией, из контролируемого ими Африна и из района, находящегося под контролем ИГ, включая Аль-Баб, Манбидж, Раи и Джараблус. Кроме того, ОНС, действуя совместно с Отрядами народной обороны, взяв Синджар на линии Ярубие – Рабиа, попытались усилить своё влияние и в Ираке. Однако, военный потенциал, по замечанию авторов документа, оказался весьма ограниченным и далеким от заявленных ими целей. ОНС, со своей главной базой в Джезире, продолжили делить сферы влияния, в частности, в Хасеке с силами Б. Асада, «шабихой» и шиитской милицией. Однако, как отмечается в отчёте, на этой территории проживает немалое арабское население, прежде всего, племя Шаммар. И снова в Африне, Кобани и в Джезире наблюдается повышенная активность с формированием оппозиционных курдов, представляемых сирийским Курдским национальным конгрессом. ПДС при этом депортировало в Ирак и в Турцию сначала арабскую и туркоманскую оппозицию, а потом «сотни тысяч» (так в тексте-авт.) оппозиционных курдов. Эти курды при поддержке руководства Иракского Курдистана – Демократической партии Курдистана – организовались и продолжили вооруженную борьбу с ПДС.

Другой стороной вопроса, как указывают авторы документа, является достаточность военного потенциала ПДС. Подавляющее большинство сил ОНС составляют «малообразованные, не имеющие военного опыта молодые люди в возрасте от 16 до 20 лет». В результате расширения сферы своего влияния на севере Сирии, ОНС столкнулись с непростой ситуацией, когда у них явно не хватало «штыков» для размещения на вновь занимаемых территориях, результатом чего стало внедрение практики принудительного рекрутирования. Как указывается в документе, на примере осады Айн-эль-Араба видно, что при отсутствии поддержки США с воздуха, силы самих ОНС, с военной точки зрения, оказываются весьма ограниченными. Отдельно, авторы отчёта замечают, что военная слабость ОНС снова стала понятна, после последних нападений ИГ в Тель-Абьяде и после легкого вхождения сторонников в центр Айн-эль-Араба.

62.81MB | MySQL:102 | 0,583sec