МВФ: негативный сценарий для Алжира

В своем апрельском докладе Международный валютный Фонд (МВФ), опубликованном в Вашингтоне («Глобальные экономические перспективы»), указывает на ухудшение экономико-финансовой ситуации в Алжире с сохранением этой тенденции на следующий год.

Так, эксперты данной организации обращают особое внимание на то, что снижение доходов страны от экспорта нефти и газа привело к заметной корректировке национального бюджета.

А это, в свою очередь, вызвало рост инфляции, снижение показателей экономического роста и ВВП, а также дальнейшее увеличение уровня безработицы, особенно среди молодежи.

Данные безработицы в Алжире, согласно прогнозам МВФ, составят в 2018 году 13.2 процента по сравнению с 11.7 процента в 2017 году и 10.5 процентами в 2016 году.

Следует заметить, что в результате МВФ скорректировал свои прежние прогнозы, которые были гораздо более оптимистичными для АНДР. Так, если в его январском докладе говорилось о том, что показатели экономического роста снизятся с 4.2 процента в 2016 году до 2.9 процента в 2017 году, то теперь прогноз дается на уровне 1.4 процента на текущий горд и 0.6 процента – на следующий.

МВФ также пересмотрел в сторону повышения свой прогноз по инфляции: если в предыдущих докладах утверждалось об ожидании соответствующих показателей в 2017 году на уровне 5.9 процента, то теперь – 6.4 процента, хотя на 2018 год Фонд ожидает возвращения их к 5 процентам (ранее они варьировались в размере 4.3 – 4.8 процента).

Одновременно, согласно прогнозу его экспертов, Алжир продолжит демонстрировать снижение показателей внешней торговли. Если в 2016 году ВВП снизился на 16.4 процента от уровня 2015 года, то теперь, согласно выводам специалистов МВФ, в 2017 году соответствующие данные снизятся дополнительно на 12.3 процента, а в 2018 году – еще на 10.2 процента.

Следует напомнить, что в марте прошлого года миссия МВФ осуществляла аудит положения дел алжирской экономики, проведенный в рамках его обычных консультаций со своими членами и тогда его представители посоветовали руководству АНДР избежать «слишком сильного» сокращения государственных финансов, чтобы уменьшить риск «очень сильного замедления экономического роста».

Особое место эксперты МВФ уделили нынешним алжирским реформам в секторе экономики и финансов. Приветствуя корректировку бюджетно-налоговой политики, начатой властями в условиях снижения доходов от продажи энергоресурсов, они предупредили, что осуществление «слишком жесткого курса по ограничению расходов нанесет удар по экономическому росту и занятости населения.

Сейчас они рекомендуют алжирскому руководству отказаться от нынешних торговых ограничений на доступ на свою территорию товаров иностранных производителей (данная мера, как заявляют представители правящего режима АНДР, должны снизить отток денежных средств из Алжира за рубеж и привести к снижению инфляции).

По их мнению, «относительно низкий уровень государственного долга страны позволяет осуществлять более прогрессивную политику в отношении государственных финансов и планирования бюджета на среднесрочную перспективу».

«Прогрессивность» же, согласно утверждениям экспертов МВФ, заключается в «рассмотрении возможности обратиться к внешней задолженности (иными словами, взять у Фонда дорогостоящий в плане последующих выплат-авт.) кредит и операциям по приватизации, чтобы постепенно и более продуктивно сбалансировать государственные финансы».

Кроме того, МВФ, в частности, рекомендовала создать «живую систему поддержки лицам, находящимся в неблагоприятном положении», заменив нынешнее субсидирование», а также продолжить усилия в направлении «выравнивания реальной стоимости динара соответственно состоянию экономики и превращения его в действительно конвертируемую денежную единицу» с отменой ограничений на оборот иностранной валюты внутри страны, повышения налогов и оптимизации налоговых льгот, стимулирования иностранных инвестиций, и, наконец, «усиления корпоративного управления и увеличения его прозрачности».

Примечательно, что при этом МВФ призывает начать подобные преобразования «незамедлительно», поскольку «требуется некоторое время, чтобы такие структурные реформы дали ожидаемый эффект».

В целом же подобные установки со стороны Фонда в адрес Алжира можно считать скорее политическими, нежели экономическими.

Примечательно, что в своих данных он оперирует, исходя из официальной информации алжирских властей, не затрагивая материалов негосударственных исследований, и создается впечатление, что он искусственно «играет» ей в сторону постепенного понижения, ставя руководство АНДР перед фактом неуклонно надвигающейся экономической катастрофы.

Так, говоря о росте безработицы, специалисты МВФ не учитывают данные независимых экспертов, согласно которым уже сейчас показатели безработицы в стране находятся на уровне порядка 25 процентов, причем среди молодежи они еще выше.

При этом МВФ учитывает лишь данные по зарегистрированным безработным, не затрагивая в своих выводам представителей «пограничной категории» (например, временно или частично занятых граждан). С их учетом пропорции граждан, испытывающих затруднения с поиском работы, могут доходить до 40 процентов.

При общем же анализе документа МВФ становится очевидным, что его специалисты отнюдь не предлагают какой-то реальной модели для выхода Алжира из кризиса, кроме, по сути, лоббистских предложений со стороны иностранных банков и компаний в плане реализации в Алжире своих интересов по извлечению прибыли.

В частности, это относится к предложениям «взять» деньги за рубежом и максимально благоприятствовать иностранным инвесторам, в том числе и с указанием на необходимость проведения приватизации в стране.

В последнем случае явно содержится «прозрачный» намек на необходимость распродажи Алжиром «по пока еще сравнительно высоким ценам» объектов энергетической отрасли и в частности, государственной компании Sonatrach, чему с точки зрения американских и европейских бизнесменов максимально благоприятствует нынешняя экономическая ситуация.

Но, несмотря на ухудшающееся положение, алжирское руководство навряд ли станет (во всяком случае, в ближайшие два года) выполнять такие рекомендации МВФ, ведь в этом случае они своими же руками ограничат суверенитет страны.

Тем более, что на ближайшую перспективу даже при произошедшем почти двукратном снижении алжирскихзолотовалютных резервов ситуация не является катастрофичной.

Вместе с тем, необходимо указать на отчасти справедливые опасения экспертов МВФ, указывающих Алжиру на дефицит времени для запуска реформ.

Ведь в своих действиях лидеры АНДР, судя по всему, практически не учитывают этот важнейший ресурс, полагаясь на то, что в любой момент произойдет серьезное повышение цен на энергоносители и ситуация решится сама собой.

Соответственно, почти все их действия принимаются ситуативно, а значит, изначально ущербно, вне стратегического планирования не только на среднесрочную, но и даже ближайшую перспективу, что серьезно затрудняет возможности для постепенно обостряющихся проблем.

52.21MB | MySQL:103 | 0,465sec