Оценки китайских специалистов модернизации ВВС ИРИ

В условиях нарастающего противостояния и гонки вооружений на Ближнем Востоке на предприятиях оборонно-промышленного комплекса Исламской Республики Иран (ИРИ) активно проводятся работы как по модернизации действующих образцов вооружений и военной техники, так и разрабатываются новые образцы ВВТ. Китайские специалисты отмечают, что наибольшее внимание иранских инженеров сосредоточено на конструировании новых типов ракет, систем противовоздушной обороны и самолетов, несколько меньше внимания уделяется разработкам новой бронетехники и другого ВВТ для подразделений СВ ВС ИРИ.

По словам министра обороны ИРИ бригадного генерала Хосейна Дехкана специалисты Иранской организации авиационной промышленности приступили к наземным испытаниям первого малозаметного одноместного истребителя нового поколения под обозначением Qaher-313, который был впервые продемонстрирован широкой общественности 1 февраля 2013 года. В настоящее время пилоты-испытатели выполняют тестовые разгоны и торможения на взлетно-посадочной полосе и проверяют функционирование систем самолета на стоянке.

По оценкам китайских специалистов, истребитель Qaher-313 оснащен двумя турбореактивными двигателями J85-GE-21 производства американской компании General Electric. Китайские аналитики отмечают, что иранские двигателестроители смогли скопировать американский двигатель и выпускают его под обозначением «Овж» («Зенит»). По данным американских специальных служб, иранская сторона регулярно предпринимает попытки приобретения оригинальных двигателей и сменно-запасных частей к ним в государствах, чьи ВВС эксплуатировали истребители типа F-5.

Кроме того, иранские специалисты рассматривают варианты установки российских двигателей РД-33 или американских F-404-GE-100.  По мнению китайских специалистов, российский двигатель слишком большой для корпуса F-5 и его иранских модификаций, а получить американский двигатель не представляется возможным в силу объективных причин.

Известно, что данные двигатели устанавливали на легкие истребители F-5Е (пр-во компании Northrop Grumman, США), которые практически выведены из эксплуатации в других странах мира. Только два государства до сих пор эксплуатируют оригинальные версии F-5Е – Тунис и Кения. Следует отметить, что этот истребитель был разработан на базе недорогого учебно-тренировочного самолета (УТС) ВВС США Т-38 Talon.

По данным китайских источников, иранские самолетостроители скопировали американский истребитель и наладили самостоятельный выпуск новых фюзеляжей на своей территории. Первая попытка скопировать американский истребитель была предпринята иранскими самолетостроителями еще в 1994 г. в рамках программы по созданию отечественного истребителя Azarakhsh («Молния»).

Китайские специалисты отмечают, что иранские специалисты попытались усилить крыло, разместить более мощную радиолокационную станцию и ракеты класса «воздух-воздух» с увеличенной дальностью пуска, однако отсутствие необходимой технической документации, инструментов и опыта в конструировании привели к остановке проекта.

Вторую попытку собственного производства истребителя, схожего по своим тактико-техническим характеристикам с американским F-5E, специалисты оборонно-промышленного комплекса ИРИ предприняли уже в начале 2000-х гг.

В результате проведенных работ иранские специалисты уже в 2008 г. представили  истребитель Saeqeh. Данный самолет оснащен двухкилевым хвостовым оперением, что позволяет повысить маневренность и устойчивость самолета.

Кроме того, самолет оснастили новой бортовой РЛС «Офог» («Горизонт»), которая является модернизированной версией американской станции AN/APG-159 и позволяет обнаруживать воздушные цели на дальности 64 км.

В 2015 году в Иране был представлен новый двухместный учебно-боевой самолет (УБС) «Симорг» («Феникс»), который создан на базе стандартного одноместного истребителя F-5E. Источником комплектующих для данного УБС являются истребители, выведенные на хранение.

Следует отметить, что все предпринятые ОПК ИРИ меры не позволяют ВВС данного государства сохранять боевую готовность на должном уровне в условиях высокой напряженности и высокой вероятности конфликта с аравийскими монархиями.

В этих условиях совершенно логично появление нового легкого одноместного малозаметного истребителя Qaher-313, который должен обеспечить безопасность государства в условиях гонки вооружений и многочисленных попыток Королевства Саудовской Аравии перекроить политическую карту региона. Конечно, для достижения первоначальной боевой готовности нового истребителя необходимо провести большое количество тестов, которые позволят подтвердить или опровергнуть заявления иранских инженеров о том, что они достигли уровня американского ОПК периода серийного выпуска первого малозаметного истребителя F-117. Китайские специалисты полагают, что Qaher-313 останется всего лишь демонстратором некоторых технологий и послужит основой для более адекватных разработок ОПК ИРИ.

По оценкам китайских специалистов, при установке более мощного чем J85-GE-21 двигателя иранский истребитель Qaher-313 вполне сможет поднять шесть ракет класса «воздух-воздух» типа «Гром-12» или две авиабомбы весом по 2000 фунтов, или четыре ракеты класса «воздух-земля» под обозначением «Бина» («Проницательная»), которые возможно размещать как во внутренних ракетных отсеках, так и на точках внешней подвески.

Для подготовки летчиков ВВС ИРИ официальный Тегеран намерен использовать новейший УТС под обозначением«Kowsar (другое обозначение Kosar), который по своим внешним очертаниям похож на легкий истребитель АТ-3 ВВС Тайваня.

С учетом собственных возможностей ОПК ИРИ и помощи китайских специалистов УТС Kowsar может иметь следующие тактико-технические характеристики:

– длина: 12,5 м;

– размах крыла: 10,5 м;

– чистый вес: около 4000 кг;

– нормальный взлетный вес: 5300 кг;

– максимальный взлетный вес: около 8000 кг;

– максимальная скорость: 905 км/ч;

– крейсерская скорость: 880 км/ч.

УТС Kowsar  располагает тремя точками внешней подвески. Так, центральная точка позволяет размещать подвесной топливный бак (ПТБ), авиабомбу или пушечный контейнер весом не более 910 кг, две точки подвески под крыльями позволяют размещать боеприпасы весом не более 640 кг на каждую. В случае размещения ПТБ дальность и продолжительность  полета УТС увеличиваются на одну треть.

По заявлениям представителей Командования ВС ИРИ, данный самолет предназначен как для подготовки будущих летчиков, так и для нанесения ракетно-бомбовых ударов по объектам вероятного противника.

Конечно, остаются открытыми вопросы о двигателе, реальной дальности и времени полета, а также бортовом радиоэлектронном оборудовании, которое позволит выполнять учебные полеты  и применять вооружение в условиях целенаправленных радиоэлектронных помех.

52.21MB | MySQL:103 | 0,548sec