О состоянии и ближайших перспективах развития ВВС Ирака. Часть 2

Транспортные самолеты, многоцелевые самолеты, штабные, разъездные, разведчики и целеуказатели

В первой части нашего обзора мы рассмотрели боевую составляющую ВВС Ирака. Она, в основном, представлена сейчас классом истребительно-бомбардировочной и штурмовой авиации и сосредоточена на нанесении ракетно-бомбовых и штурмовых ударов по заранее выявленным целям террористических групп.  Эти удары проводятся во взаимодействии и под контролем штаба т.н. международной коалиции, то есть, под контролем авиационной компоненты Центрального командования ВС США (U.S. CENTCOM) и носят довольно ограниченный характер, что объясняется недостаточным количеством подготовленных экипажей, трудностями с текущим обслуживанием авиационной техники, ее обеспечением современными авиационными средствами поражения, прежде всего корректируемыми бомбами (КАБ) и управляемыми ракетами «воздух-земля», которые достаточно дороги, во-первых, а во-вторых, опять же требуют определенных навыков их применения.  Кроме того, основные объекты инфраструктуры ВВС Ирака, авиационные базы 1-го класса, прежде всего, были достаточно сильно повреждены во время войны 2003 г., затем долгое время оставались заброшены или использовались оккупационными силами, которые при эвакуации также постарались вывезти с собой все, до «последнего гвоздя».

Некогда одни из лучших в регионе аэродромы, оборудованные по последнему слову техники, сооружавшиеся при помощи немецких и югославских строителей, спроектировавших и построивших многочисленные бетонные арочные укрытия, подземные капониры и стоянки, взлетные полосы, длиной до 3 000 метров, централизованные системы заправок, кислородные станции, арсеналы и ремонтные комплексы, все то, без чего немыслимо базирование и обслуживание современной боевой авиации, а ВВС Ирака были до середины 2000-х гг. одними из самых многочисленных и хорошо оснащенных среди арабских стран, — все это являет ныне, увы, лишь жалкую тень былого могущества.

Усилиями Главного штаба ВВС, офицеров и инженерного персонала ситуация несколько улучшилась в период 2014-2016 гг. что позволило размещать прибывающую авиатехнику в более-менее сносных условиях, а также, обеспечить ее боевое применение.

Обширная протяженность страны и географическая удаленность ряда крупных населенных пунктов, административных и экономических центров, необходимость оперативной переброски подкреплений и боеприпасов к многочисленным районам соприкосновения с террористами, потребность в эвакуации раненных и мирных жителей, беженцев, обуславливает наличие в ВВС Ирака военно-транспортной составляющей.

Основу ее флота на сегодня составляют турбовинтовые военно-транспортные самолеты Lockheed С-130 «Геркулес», производства США. 9 машин этого класса используются в Ираке, 3 С-130 Е, служивших ранее в ВВС США, и 6 новых С 130 J «Супер Геркулес», ремоторизованной и модернизированной версии этого самолета-ветерана. 27 октября 2016 г. в отчете, опубликованном Пентагоном по программе «Дополнительный оборонный параграф» (Excess Defense Article (EDA) было заявлено о решении от 8 июля 2016 г. о передаче Ираку еще одного С-130 Н из авиации Национальной гвардии, служившего в 192-й военно-транспортной эскадрилье High Rollers, авиабаза Рено-Тахо. Еще два таких же самолета зарезервированы для Ирака, все они поставляются безвозмездно, однако заказчик оплачивает стоимость их доработки, модернизации, если требуется, и, естественно, запасные части и закупаемые расходные материалы, масла и пр. Все иракские «Геркулесы» состоят на вооружении 23-й военно-транспортной эскадрильи и приписаны к авиабазе «Талил».

12 апреля 2017 года Государственный департамент США объявил о предварительном одобрении поставки Ираку в рамках т.н. «военной экспортной поставки», (Foreign Military Sale) по линии Агентства по сотрудничеству в области обороны и безопасности (DSCA(, технической и логистической поддержки, обучения, ремонта и сопровождения на ранее поставленную авиационную технику пр-ва США, общей стоимость свыше 1 млрд долларов США.

Соглашение рассчитано на 5 лет и относится к самолетам Cessna С-172, С-208 и учебно-тренировочным Raytheon Т-6 Texan.

«Цессна» С -172 и «Цессна» С -208 «Караван», 12 и 5 едениц, соотвественно, и 15 Т-6 Texan являются основными легкими многоцелевыми самолетами в ВВС Ирака, предназначенными для решения двух основных задач: первоначальной летной подготовки пилотов на американские типы самолетов и для решения задач воздушной разведки, целеуказания, связи и, в отдельных случаях, для нанесения штурмовых ударов с помощью авиабомб, неуправляемых реактивных снарядов и ПТУР «Хеллфайер». Выполнение подобных миссий связано с повышенным риском, так, как минимум 2 «Цессны» С-208 «Караван» были сбиты огнем с земли при попытке атаковать цели в районах, удерживаемых террористами, а их экипажи погибли.

Сопровождением и обслуживанием иракского парка многоцелевых легких самолетов займется компания Spartan College из Тузлы, штат Оклахома. В ней будет задействовано порядка 50-55 различных специалистов из США.

В сентябре 2009 г. украинская компания «Прогресс», входившая в «Укрспецэкспорт» заключила контракт на поставку в Ирак 6 легких военно-транспортных самолетов Ан-32Б. Как и все, что было и есть связано с военно-техническим сотрудничеством между Ираком и Украиной, эта история до сих пор являет собой пример бесконечных споров, проблем, конфликтов и неурядиц, когда иракская сторона уже пожалела, как минимум, несколько раз, что связалась с Украиной. Проблема состоит не в самолете, хорошо себя зарекомендовавшим в местных условиях, а в том, с кем приходится иметь дело. Ан-32Б состоят на вооружении 33-й военно-транспортной эскадрильи ВВС Ирака, сформированной в марте 2013 г. В 2014 г. они были дооборудованы устройствами для наружной подвески бомб, балочными держателями БДЗ-34 и прицелами НКПБ -7, что позволяет им наносить удары 500 (до 250 кг) фунтовыми китайскими авиабомбами. О нескольких таких операциях в районе западнее Мосула сообщалось в местных СМИ.

В ВВС Ирака имеется также незначительное количество поршневых учебно-тренировочных самолетов (они же легкие штурмовики) сербского производства «Утва Ласта 95», один из них был потерян 10 апреля на юге страны, во время выполнения учебного полета с авиабазы «Имам Али».

Бюджетные ограничения, вызванные снижением цен на нефть, а также системные проблемы в ВВС Ирака по всей видимости будут основными факторами, способствующими сохранению этой части военно-воздушных сил в таком же состоянии на ближайшую перспективу. Хотя определенные проработки и ведутся, например, в отношении легких транспортников С-27 J «Спартан», и в отношении тех же Ан-32Б, надежных и неприхотливых машин, численный и качественный состав военно-транспортной, учебной и многоцелевой авиации в текущем году, скорее всего, не претерпит существенных изменений.

52.28MB | MySQL:103 | 0,474sec