Двухместный пакистано-китайский истребитель JF-17 «Гром»

По данным СМИ КНР, 27.04.2017 на аэродроме Чэндусского авиапромышленного предприятия (пров.Сычуань, г.Чэнду, р-он Цинян) совершил первый испытательный полет опытный образец двухместного легкого одномоторного истребителя JF-17B «Гром» (производственное обозначение FC-1B «Злой Дракон», по другим данным FC-2).  Известно, что истребитель JF-17 «Гром» является примером эффективного китайско-пакистанского военно-технического сотрудничества. Также на сборочном стапеле находятся еще два корпуса JF-17B, которые после установки всего оборудования будут переданы на испытания пилотам ВВС Пакистана.

Программа строительства одноместного варианта JF-17 для ВВС Пакистана выполнена почти на 30% – в строевые части поставлено около 80 самолетов и в этой связи необходимо принятие на вооружение двухместной модификации, которая позволит повысить уровень подготовки молодых пилотов JF-17, а также провести переучивание личного состава с других типов истребителей. Первая эскадрилья двухместных учебно-боевых истребителей JF-17B поступит в распоряжение инструкторов авиабазы Мушаф, где дислоцировано летное училище ВВС Пакистана.

Конечно, кроме учебно-боевых задач двухместный вариант JF-17 позволит выполнять более широкий спектр боевых задач за счет размещения в кабине дополнительного прицельно-навигационного оборудования для второго пилота-штурмана.  Вероятно, на месте второго пилота установлен широкоформатный жидкокристаллический экран, скопированный китайскими специалистами с продукта американской компании L-3, который устанавливается на малозаметные истребители F-35.

Анализ фотоснимков показывает, что на первом летном образце JF-17B отсутствуют направляющие для ракетно-бомбового вооружения под крыльями и центральной частью фюзеляжа, а также отсутствует штанга системы дозаправки в воздухе. Из внешних нововведений заметны новые фары на передней стойке шасси, изготовленные из диодных модулей. В результате увеличения длины кабины конструкторам Чэндусского авиастроительного предприятия пришлось изменить форму топливного бака, который теперь размещен под полукруглым «горбом» в верхней части корпуса.

Для упрощения конструкции, снижения стоимости и повышения надежности китайские конструкторы выполнили остекление кабины пилотов литым и откидным, которое фиксируется на пять замков. Форма остекления позволяет утверждать, что пилотам обеспечен хороший обзор в большинстве ракурсов.

По данным китайских источников, двухместный JF-17В обладает увеличенными размерами по сравнению с одноместным вариантом, а именно: длина самолета составляет 14,5 м (на 0,2 м больше), высота 4,6 м (меньше на 0,3 м), размах крыла достигает 9,5 м (больше на 0,6 м). Кроме того, при максимальном взлетном весе 9100 кг максимальный вес боевой нагрузки увеличен с 3600 до 4500 кг. Практический потолок составляет 16500 м, а максимальная дальность полета без дозаправки 2500 км.

Как отмечают китайские специалисты, для обеспечения подобных характеристик на двухместный истребитель, вероятно, установили турбореактивный двигатель М88-2 производства французской компании Safran Aircraft Engines, которая поставила небольшую партию данных моторов в КНР еще в начале 2000-х гг. Благодаря уменьшенному весу двигателя М88-2 (850 кг) по сравнению с российским РД-93 (1125 кг) китайским конструкторам удалось добиться увеличения тяговооруженности самолета.

Кроме того, французский двигатель отличается большей топливной экономичностью,  сниженным выбросом вредных веществ в атмосферу, а также позволяет снизить тепловую заметность истребителя. Западные специалисты отмечают, что продажа китайским специалистам французского двигателя, который благодаря своим размерам и крепежным элементам может быть легко заменен на новейший М88-4 (устанавливается на истребители «Рафаль), серьезно подрывает систему европейских санкций в отношении поставок в Поднебесную технологий/продукции военного и двойного назначения.

Известно, что китайским двигателестроителям очень сложно создать компактный, мощный и надежный двигатель для истребителя, поставляемого на экспорт. Выбор основы для конструирования собственных двигателей ограничен российским РД-93 и французским М88-2. Наибольший интерес для китайских специалистов представляют недоступные им британские EJ-200 и американские F414-GE-400, которые устанавливают на истребители «Еврофайтер Тайфун» и F-16 соответственно. При этом можно предположить, что офицеры военной разведки КНР предпринимают попытки получить образцы названных двигателей. Причина пристального внимания к продукции британских и американских производителей турбореактивных двигателей для боевых самолетов заключается в их значительной мощности и надежности.

В то же время российские специалисты уже создали и провели испытания двигателя РД-93МК, который обладает максимальной мощностью 9500 кгс/кв.см. При условии приобретения китайской стороной партии новых российских двигателей, вполне вероятно получение новых заказов на самолет как от Пакистана, так и от других государств, проявляющих интерес к данному истребителю. Действительно, именно РД-93МК может обеспечить улучшение боевых возможностей JF-17 и JF-17B.

Пакистанские специалисты отмечают, что новому истребителю в ходе тестовых полетов необходимо подтвердить скоростные характеристики, а именно максимальную скорость в 1958 км/ч и величину радиуса боевого патрулирования в 1351 км. Конечно, пакистанские летчики считают, что в сравнении с индийскими Су-30МКИ и F-16 разных модификаций JF-17 достаточно тихоходная машина, которая не может адекватно противостоять индийским визави в воздушном бою.

В этой связи специалисты 14-го НИИ Китайской электронной научно-промышленной группы компаний разработали и предлагают применять более современную радиолокационную станцию (РЛС) с активной фазированной антенной решеткой KLJ-7A (Х-диапазон), которая обладает следующими тактико-техническими характеристиками:

– обнаружение до 40 воздушных целей (с площадью отражаемой поверхности до 5 кв.м.) на максимальном удалении до 130 км (по другим данным до 105 км);

– обнаружение наземных целей на дальности до 85 км;

– одновременное сопровождение от 10 до 15 наиболее опасных целей;

– одновременный обстрел от 2 до 4 наиболее опасных целей;

– 5 режимов работы «воздух-воздух»;

– 6 режимов работы «воздух-земля»;

– 2 режима работа «воздух-корабль».

Указанная РЛС позволяет применять ракеты класса «воздух-воздух» большой дальности SD-10 для борьбы с самолетами противника. Вес РЛС  KLJ-7А достигает 120 кг, т.е. китайская станция несколько легче американской AN/APG-63V(2) и российской «Жук-АЭ», однако это единственное ее преимущество перед РЛС российского производства. Благодаря развитию радиоэлектронной базы в КНР пилоты JF-17 могут вести обмен информацией по закрытому каналу связи стандарта 1553В.

При создании рассматриваемой РЛС китайские конструкторы  учитывали возможности американских станций AN/APG-77, AN/APG-81 и AN/APG-81, которые устанавливаются на истребители  F-22, F-16V и F-35. Кроме РЛС на двухместном варианте будет установлен контейнерный оптико-электронный комплекс WMD-III, позволяющий применять высокоточные корректируемые авиабомбы и ракеты «воздух-земля» в сложных метеоусловиях.

Важно, что китайские и пакистанские специалисты обладают достаточной квалификацией, позволяющей оперативно создавать новые модификации боевых самолетов. Следует отметить, что китайские специалисты уже разрабатывают варианты модернизации истребителя JF-17, на базе которого в перспективе планируется создание аналога американского малозаметного истребителя пятого поколения F-35.

52.31MB | MySQL:103 | 0,639sec