Официальные результаты конституционного референдума и перспективы политического процесса в Турции

27 апреля 2017 года в так называемой «Официальной газете» были опубликованы официальные результаты всенародного голосования 16 апреля в Турции по вопросу внесения изменений в действующую Конституцию страны образца 1982 года. Невзирая на то, что исход голосования, в пользу, разумеется, президента Р.Т.Эрдогана и правящей Партии справедливости и развития, стал известен практически в день голосования, имеет смысл всё же привести окончательные цифры, утвержденные Высшей избирательной комиссией страны.

Итак, разбивка результата выглядит следующим образом:

  1. Голосование внутри страны: из 55.319.222 зарегистрированных избирателей проголосовало 48.374.576 человек. При этом действительными оказалось 47.528.949 бюллетеней, признано недействительными – 845.627 шт. Уровень явки избирателей – 87,45%.
  2. Голосование за границей: из 2.972.676 зарегистрированных за границей избирателей проголосовало 1.325.682 человека. При этом действительными оказалось 1.309.821 бюллетеней, признано недействительными – 15.861 шт. Уровень явки избирателей – 44,60%.
  3. Голосование на таможенных пунктах при пересечении границы: из 2.972.676 зарегистрированных за границей избирателей проголосовало 98.597 человек. При этом действительными оказалось 97.834 бюллетеня, признано недействительными – 763 шт. Уровень явки избирателей – 3,32%.

Суммируя приведенные выше цифры, Высшая избирательная комиссия страны подводит следующий результат голосования.

Всего из 58.291.898 зарегистрированных избирателей в референдуме приняло участие 49.798.855 человек. Таким образом, явка избирателей составила 85,43%. При этом 48.936.604 бюллетеня было признано действительными, 862.251 голоса – недействительными. Из признанных действительными бюллетеней: 25.157.463 голоса было «за», 23.779.141 голос – «против». В процентном соотношении окончательный результат выглядит следующим образом: «за» — 51,41%, «против» — 48,59%.

Момент публикации в «Официальной газете» и является окончательным результатом голосования в Турции, к которому прилагаются таблицы с детальным распределением голосов по провинциям страны. Впрочем, про них, как раз, более подробно говорить не имеет смысла, с учётом того, что география проголосовавших «за» и «против», как в стране, так и за её пределами, уже обсуждалась в публикациях Института Ближнего Востока.

Каким образом будет дальше развиваться политический процесс в Турции, с учётом того, что руководство страны неоднократно заявляло о том, что не все конституционные поправки немедленно вступят в силу, а практического внедрения большинства из них будет отводится переходный период вплоть до следующих президентских и парламентских выборов, намеченных на 2019 год?

Как мы уже предсказывали на сайте ИБВ, после официального обнародования результатов голосования, немедленно началась реформа судебной системы страны, включая один из её главных органов – Высшего совета судей и прокуроров, который изменит свое название (будет исключено слово «высший»). И более того, изменится количество палат судейского органа (уменьшится с 3 до 2) и состав руководящего органа (уменьшится с 22 до 13). Возглавит ассамблею министр юстиции страны. В её состав также войдет заместитель министра. Кроме того, четыре члена будут назначаться президентом (при соблюдении, разумеется, регламента), три человека со стороны Высшего суда, один со стороны Государственного совета, и ещё три человека от Великого национального собрания (Меджлиса) Турции.

Опять же не будем сильно вдаваться в цифры, лишь обозначим главное – по сравнению с предыдущей системой многократно возрастает роль президента в назначении руководящего состава судейско-прокурорского совета. В настоящее время официально стартовала процедура обращения кандидатов на замещение вакантных позиций; обращения будут приниматься до 2 мая с тем, чтобы приступить к выполнению своих обязанностей в 40-дневный период времени. Короткий срок не должен здесь смущать, ибо не вызывает сомнений, что все «ходы» в этой партии были заранее обсуждены и расписаны.

Кроме того, окончательно решается вопрос ликвидации военного судопроизводства в мирное время. В четырехмесячный срок весь военный судебный корпус должен быть перемещен в аналогичные гражданские структуры. Разумеется, в указанный же срок состоится полная передача дел и делопроизводства.

Ну и главное, премьер-министр Бинали Йылдырым уже сделал, на 100% ожидаемое заявление о том, что президент страны приглашен в качестве «основателя – генерального секретаря» Партии справедливости и развития. Было это ровно день спустя после референдума: после очередного заседания Кабинета министров страны. Как сообщается турецкими СМИ, президент Р.Т.Эрдоган выразил удовлетворение от прозвучавшего приглашения, но и этим не ограничился, наметив «дорожную карту» развития Партии справедливости и развития на ближайший трехлетний период.

Итак, трехлетний период будет разбит на три этапа, по году каждый: в 2017 году ПСР ожидают кадровые и структурные перестановки, 2018 год станет годом практического внедрения ( овых структур, по-видимому), 2019 год – год выборов. При этом кадровые перестановки будут производиться на основе эффективности каждого из руководителей (включая глав муниципалитетов) на своем посту. Как отметил Р.Т.Эрдоган, ему нужны кадры «работающие в поле».

И, в очередной раз подтверждая свою репутацию «не отдыхающего ни на минуту лидера», президент Р.Т.Эрдоган «назначил» проведение очередного Конгресса ПСР вместо запланированного срока (2018 год) на 21 мая 2017 года.

Таким образом, можно констатировать как факт, что президент Р.Т.Эрдоган, лишь только заручившийся итогами конституционного референдума, моментально приступает к кардинальным реформам как политической системы страны, так и к внутрипартийным изменениям.

52.2MB | MySQL:103 | 0,623sec