Перспективы отношений Турции с ЕС после конституционного референдума

Заявление президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана о проведении ещё одного референдума о продолжении взаимоотношений с Европейским союзом (ЕС) сразу после референдума по конституционным поправкам16 апреля, вероятно, привел к подготовке масштабных, альтернативных ответов со стороны ЕС.

Отношения между Турцией и некоторыми европейскими странами обострились после того, как в Нидерландах и Германии запретили несколько митингов в поддержку Р.Т.Эрдогана. В ходе этих мероприятий турецкие министры планировали выступить с агитацией в пользу конституционных изменений.

Теперь христианские демократы канцлера Ангелы Меркель, которые не могут позволить себе слишком мягкое отношение к Р.Т.Эрдогану, заговорили об ужесточении правил выдачи двойного гражданства — снова оказав услугу Р.Т.Эрдогану как внутри Турции, так и внутри той части турецкой диаспоры, которая «скучает по родине».

Несомненно, следует подчеркнуть некоторые основные факторы, позволяющих ЕС занять достаточно жесткую позицию. Так, например, Европейский союз и НАТО практически пришли к общим соглашениям о размещении своих морских сил в Эгейском море в зонах, признанных переходными для беженцев. Данная ситуация ощутимо укрепила позиции ЕС и по этой причине он сделал достаточно интересные и резкие политические заявления по результатам референдума, согласно которому 51,41 процента избирателей проголосовали «за» внесение поправок, 48,59 процента — «против».

На данном этапе беспрецедентно обостренных отношений президент Р.Т.Эрдоган и министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу несколько раз заявляли о возможности приостановления соглашения по беженцам между Турцией и ЕС. Более того, глава внешнеполитического ведомства Турции заявил, что Анкара настаивает на визовой либерализации с ЕС как условии заключенной с ним миграционной сделки. Он добавил, что после конституционного референдума 16 апреля Анкара направит в ЕС свои предложения по этому вопросу.

То, что переговорный процесс между Турцией и Европой находится в глубокой коме, всем известный факт. Популистские заявления ЕС давно уже не воздействуют ни на внутреннюю, ни на внешнюю политику Турции. Лучшим индикатором являются растущие антиевропейские настроения в турецком обществе, где консерваторы занимают более жесткую позицию по отношению к Европе, а либеральные оппозиционеры считают, что Европа их бросила. Нужно подчеркнуть, что, несмотря на официальные заявления турецкого правительства, по всем экономическим показателям местная экономика испытывает резкий спад прямых иностранных инвестиций (две трети из них идут из ЕС). Как отметил профессор Массачусетского технологического института Дарон Аджемоглы։ «Турецкая экономика может рухнуть в течение нескольких лет, если политики не покажут Западу, что турецкая экономика достойна доверия». По прогнозам профессора, в Турции может быть экономический кризис через год или два.

Если президент Р.Т.Эрдоган действительно хочет положить конец переговорам о вступлении в ЕС, ему достаточно утвердить восстановление смертной казни или призвать к референдуму, как он и предложил. При этом в последнее время в стране стало тенденцией возлагать ответственность принятия решений на народ Турции. Власти все чаще употребляют такие слова, как «воля народа», «решение за народом», даже в случае, когда, по последним данным, более 28 тысяч учителей отстранены от работы. Выбранное направление не только позволит властям Турции снять с себя ответственность за последствия разрыва отношений с Европой, но и подталкивает к этому саму Европу.

Интересно, что многие эксперты единодушны в том, что отношения между Турцией и ЕС далее будут только обострятся, в независимости от итогов референдума. В этом контексте остается только вопрос, в каком направлении ухудшения они будут двигаться.

Известный турецкий журналист и колумнист  Мелих  Алтынок считает, что после референдума в стране двусторонние отношения ЕС и Турции столкнутся  с серьезными проблемами, так как некоторые европейские страны «вмешивались во внутренние дела Турции, явно принимая сторону лагеря против конституционных реформ и даже пропагандировали голосовать против». М.Алтынок пишет, что сейчас в Турции все задаются вопросом «в то время, как Турция стремится стать членом ЕС уже полвека, каким образом будут продолжатся отношения Турции и ЕС после референдума, из-за чего так много мостов были сожжены?». «Конечно, каков бы не был бы результат референдума, очевидно, что ничего не будет так, как прежде. Это объясняется тем, что ни одно общество не может быть готовым вступить в союз, который явно вмешивается в их свободную волю и категорически отвергает их выбор, что является их честью», — добавляет колумнист.

«Столкнувшись с многочисленными угрозами, исходящими от террористических организаций, неудачной попытки государственного переворота, продолжающейся войны в Сирии, экономических и политических трудностей, нескольких выборов за короткий период, дальнейшая демократизация и политические реформы потеряли значимость в качестве приоритетных задач во внутренней политике Турции», — считает Эмрель Парлар Дал, доцент политических наук, преподаватель института Мармара.  «Слабая и неоднозначная реакция Европы на неудачную попытку государственного переворота 15 июля 2016 года создала негативную атмосферу среди политический элиты Турции. Наконец, что не менее важно, из-за внутренней борьбы за власть и политической неопределенности, программа реформ Турции застопорилась, в то время как ЕС как институт вступил в процесс деинституционализации», — полагает Эмрель Парлар Дал.

Многие представители аналитических кругов Турции считают, что Анкара никогда не была так изолирована как сейчас. Так, специалистка внешней политики Турции Ирем Кокер придерживается того мнения, что если 1990-х годах для Турции сравнительно было важным критика в свой адрес и хорошие отношения с Западом, то сегодняшняя власть Турции не предает значения этому. «Кажется об этом даже забыли», — добавляет Ирем Кокер

Колумнист, эксперт по внешней политики Турции, в частности по отношениям Турция-ЕС, Барчин Йинанч считает, что ЕС не желает первым положить конец процессу членства Турции, что явно не будет служить его интересам в среднесрочной или долгосрочной перспективе. Подтверждением тому являются заявления высокопоставленных чиновников ЕС после референдума в Турции, которые оставляют достаточно место для варьирования. Так еврокомиссар по политике соседства и переговорам по расширению Йоханнес Хан 2 мая заявил: «Всем ясно, что, по крайней мере, в настоящее время, Турция отходит от европейской перспективы, Мы должны увидеть, что можно сделать в будущем, чтобы пересмотреть возможное возобновление какого-то сотрудничество». В свою очередь глава дипломатии ЕС Федерика Могерини отметила: «Мы уважаем и признаем суверенное право любой страны, включая Турцию, определять ее систему правления, как Турция сделала в ходе референдума по изменениям в конституцию. Мы уважаем результаты референдума, хотя и признаем, что подаются или планируются подачи апелляции».

«Говорить о закрытии дверей перед Турцией может быть выгодным для популистских лидеров, строящих свою карьеру на страхах избирателей, которые считают, что строительство стен может быть панацеей от их собственных проблем. Но лидеры со здравым умом знают, что замораживание переговоров о вступлении Анкары в ЕС не будет магической формулой для снижения уровня безработицы и увеличения развития в Европе. Пока что популистские лидеры не захватили ЕС»-пишет Барчин Йинанч. По ее мнению, ЕС принял во внимание, что каждый второй гражданин Турции проголосовал против конституционных изменений, одобренных Р.Т.Эрдоганом, и это говорит о том, что «Турция больше чем Эрдоган». «Очевидно, так же, что далее будет все труднее удерживать Турцию под статусом кандидата»- добавляет Б.Йинанч.

Не второстепенную роль играет также вопрос о Таможенном союзе. Так, преподаватель факультета социальных и гуманитарных наук Стамбульского университета Билги Емре Гонен полагает, что на данном этапе самым актуальным вопросом является модернизация Таможенного союза. «Это крайне необходимо для обеих сторон, но больше для Турции. Если в этой сфере будут препятствия, то все может рухнуть в один момент. Это самая опасная ловушка, которую обе стороны должны избегать любой ценой».

Интересно, что некоторые представители проправительственных кругов возлагают ответственность за перезагрузку отношений с ЕС на оппозиционные партии, в частности, на Народно-республиканскую  партию (НРП).

Популярный турецкий журналист Шюкрю Кючюкшахин в своей статье «Первое, что нужно сделать — это усилить якорь ЕС» пишет, что установление стабильности в стране обязанность всех учреждений, особенно оппозиционной НРП, чьей задачей является инициирование нового процесса между ЕС и Турцией. Он считает, что лидеры НРП должны отправиться в Брюссель чтобы не допустить новых инцидентов в двусторонних отношениях. «Нет никаких сомнений в том, что электорат проголосовавший за НРП будет поддерживать такую инициативу».

52.28MB | MySQL:103 | 0,588sec