К реальным итогам переговоров Ф.Сараджа с Х.Хафтаром

Единый кабинет министров будет сформирован в Ливии, а также в стране пройдут выборы главы государства и в новый парламент. Об этом, как передает новостной портал «Эфригейтньюс» (Afrigatenews), договорились глава заседающего в Триполи правительства национального согласия (ПНС) Фаиз Сарадж и командующий Ливийской национальной армией (ЛНА) фельдмаршал Халифа Хафтар на прямых переговорах в столице Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) Абу-Даби. В частности, соглашение предусматривает создание консенсусного кабинета единства, который будет действовать независимо от функционирующего в настоящее время Президентского совета. Этот орган под руководством Ф.Сараджа, который выполняет роль главы государства, будет реструктурирован в новую руководящую структуру — Президентский госсовет, в которую войдут спикер Палаты представителей (ПП, избранный постоянный парламент), глава кабмина и командующий вооруженными силами. Также условлено начать процесс отмены 8-й статьи Ливийского политического соглашения (подписано в марокканском городке Схират близ Рабата в декабре 2015 года), согласно которой все руководство силовыми структурами и армией отходило ПНС. В этом контексте предполагается приступить к формированию единых вооруженных сил и выработке стратегии их поддержки, а роль главнокомандующего передать госсовету. Стороны для завершения сделки договорились открыть каналы связи и сформировать рабочие группы для проработки деталей. Как только она вступит в силу, через шесть месяцев и не позднее начала 2018 года в стране должны быть организованы досрочные президентские и парламентские выборы. По соглашению, его участники условились распустить все нерегулярные вооруженные формирования, а также вести совместную борьбу с терроризмом. Кроме того, в нем прописан отказ от любого вмешательства извне во внутриливийские дела. Некоторые эксперты поспешили объявить эти, прямо скажем, очень пунктирные договоренности чуть ли не прорывом в решении внутриливийского кризиса. В реальности же мы бы обозначили их как «декларацию о намерениях», и не более того. Главным итогом этих консультаций явился сам факт личной встречи Х.Хафтара с Ф.Сараджем и попытки договориться о перемирии в Феццане, но никак не принятие какого-то глобального проекта по урегулированию всего внутриливийского кризиса. В этой связи постараемся понять, почему предложенный план урегулирования по существу является мертворожденным?

В первую очередь потому, что описанная в нем процедура реформирования президентского совета фактически оставляет за бортом политического присутствия в высших эшелонах исполнительной власти представителей триполитанских и мисуратовских кланов. Их представительство, как и еще одного ключевого племенного образования на западе страны — зидан, подразумевается только в самом парламенте и кабинете министров. При этом пост главнокомандующего всеми ливийскими силами должен перейти Х.Хафтару, на чем он, собственно, и настаивал в категорической форме все это время. Очень сомнительно, что он отошел от этой позиции. Эта заявка категорически отвергается и мисуратовцами, и триполитанцами, которые очень четко понимают, что основным инструментом влияния в нынешней Ливии является только контроль над вооруженными силами. Отдавать этот инструмент в монопольное владение Х.Хафтара и Тобрука они не будут ни при каких обстоятельствах. В этой связи перспектива образования единых вооруженных сил Ливии представляется мало реальным делом. Принцип комплектации вооруженных сил Ливии имеет свою специфику. Предпринятые ранее попытки это сделать в эпоху после ливийской «революции» всегда наталкивались на один и тот же барьер. Полевые командиры разных кланов не соглашались размывать свои отряды и настаивали на инкорпорации своих отрядов в ливийские вооруженные силы целиком со своими командирами. При этом подчиняться министру обороны или главнокомандующему никто из них не хотел. Соответственно никаких действительно централизованных и стоящих над интересами многочисленных кланов вооруженных сил в Ливии создать не удалось. Рискнем предположить, что и не получится в дальнейшем. Решить эту проблему возможно только силовым способом, разгромив своих конкурентов и нейтрализовав их полевых командиров. Но с имеющимся боевым потенциалом это сделать сейчас не сможет ни одна из политических сил в стране. Если нет единой армии, то нет и дееспособных институтов управления и законодательной власти, которые могли на эту вооруженную силу опираться. Можно создать массу органов исполнительной власти и даже провести выборы в парламент, но без вооруженных сил, которые бы подчинялись этим органам и которые бы, безусловно, доминировали в силовом сегменте внутри страны, все эти шаги являются пустой затеей. Корень проблемы еще и в вопросах «справедливого распределения» доходов от экспорта углеводородов. С учетом «племенного» характера ливийского общества, который чреват очень резкой сменой приоритетов племенных шейхов, в этих схемах всегда будут недовольные, а кроме того, никто в данной ситуации не собирается делиться с соседом.

В этой связи надо понимать, что силовой компонентой правительства Ф.Сараджа являются отряды мисуратовцев и какой-то части триполитанцев, среди которых также есть его противники. Терпеть Ф.Сараджа у власти с целым рядом оговорок они готовы только при условии отказа от любых переговоров с Х.Хафтаром и Тобруком. Особенно в данном аспекте бескомпромиссны триполитанцы во главе с Х.аль-Гвейли, которые уже фактически недавно поднимали мятеж против Ф.Сараджа в столице именно по этой причине. Если Ф.Сарадж пойдет на действительно серьезные переговоры с Х.Хафтаром, то он сначала лишится поддержки со стороны своих нынешних союзников, а затем и самого Х.Хафтара по причине того, что в этом правительстве национального согласия просто не будет большой нужды. Он не имеет реальной военной силы и не контролирует нефтеналивные порты. Все это подводит нас к неутешительному выводу, что попытки воссоздать в Ливии какое-то централизованное правительство обречены на провал, а альтернативой этому является только автоматический распад страны по границам традиционных образований Триполитании, Киренаики и Феццана с обязательным выделением в их границах и «свободных» городов типа Мисураты.

52.28MB | MySQL:103 | 0,513sec