Выборы в алжирский парламент: дальнейшее снижение доверия к власти

Как и предсказывалось большинством экспертов, по итогам состоявшихся 4 мая выборов алжирский правящий режим сохранил полный контроль над нижней палатой парламента.

Две «партии власти» получили в результате более половины депутатских мест (261 из 462 мандатов). На первом месте остается Фронт национального освобождения (FNO), имеющий 164 парламентария, за которым следует Национальное движение за демократию (RND) – 97 парламентариев.

Разница по сравнению с 2012 годом состоит в том, что последнее фактически забрало у первого существенный процент голосов (тогда FNO получил 220 депутатских кресел, а RND – 68).

Кроме того, тогда эти партии получили на 10 процентов больше мест по сравнению с предыдущими выборами (288).

Однако снижение их влияния не является проблемой для правящего режима. Во-первых, такого их присутствия вполне достаточно для беспроблемного прохождения большинства законопроектов.

А во-вторых, при необходимости FNO и RND могут мобилизовать прочих союзников «партии власти», пробившихся в парламент. Это как минимум еще 29 депутатов («умеренно-прорежимный» Фронт EL Moustakbel — 14 мест, Национально-республиканский альянс или ANR – 8 мест, а также партии El Wifak и El Karama – 4 и 3 места соответственно).

И в-третьих, в крайнем случае они могут привлечь или купить голоса «политических карликов» (30 мест от 21 политической партии) и так называемых «независимых» депутатов (28 мандатов).

Условно-оппозиционные партии физически не в состоянии серьезно повлиять на ситуацию. Тем не менее, они, как это уже бывало ранее, способны скорректировать курс правящего режима по тем или иным направлениям.

Среди них «легальные исламисты», вместе имеющие 67 депутатских мандатов. Это Движение общества за мир (альянс MSP) с 33 местами, партия TAJ бывшего министра общественных работ Амара Гуля (19 мест) и альянс En Nahda-Adala-Elbina (15 мест).

Еще одна умеренно-оппозиционная группа представлена «условно-левыми» (47 депутатских мандатов): две проберберские «социалистические» партии FFS (Фронт социалистических сил) и RCD (Движение за культуру и демократию) – 14 и 9 мест соответственно, 13 мест у «социал-демократического» MPA (Алжирское народное движение) и левацкая «Рабочая партия» с 11 местами.

Главным же итогом алжирских парламентских выборов можно считать не перетасовку мандатов в той или иной мере поддерживающих правящий в стране режим, а дальнейшее снижение доверия населения к легальным политическим инструментам борьбы.

Так в 2017 году явка избирателей составила лишь 38.25 процента по сравнению с 43.14 процентами в 2012 году. Для сравнения – в 1997 году – 63 процента, в 2002 году – 47 процентов). Хуже ситуация была лишь в 2007 году, когда на выборы пришло рекордно низкое число избирателей – 35.65 процентов.

И это при том, что по данным оппозиции, представители правящего режима в очередной раз использовали административный ресурс для осуществления разного рода выборных манипуляций и вбросов бюллетеней.

В частности, речь идет об использовании голосов досрочно голосующих и разного рода силовиков, особенно военных. При их подсчете, как утверждают независимые эксперты, общественность практически полностью лишена возможности проконтролировать власти.

Все вместе это свидетельствует о дальнейшем снижении доверия алжирцев к правящему режиму в целом, равно как и возможности изменить свою судьбу на разного рода выборах.

Особая апатия в этом отношении отмечается среди молодежи, среди представителей которой накануне голосования через социальные сети распространялись призывы не ходить на выборы и таким образом «проголосовать против правящего режима, не выполняющего взятых им ранее на себя обязательств».

Большую популярность в этой связи получило видеоролик, выложенный на Ютубе, который к моменту голосования успели просмотреть более двух миллионов человек. В нем алжирский гражданин выступает с очень красноречивым заявлением, упрекая власти «в совершении обмана», напоминая им, как они обещали «к следующим парламентским выборам» решить острую нехватку жилья и улучшения системы здравоохранения и благосостояния нации.

Примечательно, что данный результат отмечается несмотря на все призывы властей к своим сторонникам «мобилизоваться» и прийти на выборы. Характерно, что делалось это под лозунгом «стабильность Алжира под угрозой». И ради этого они использовали даже служителей культа, которые в мечетях также обращались к прихожанам с соответствующими проповедями.

Следует заметить, что призывы властей голосовать «массово» следовали на всем протяжении предвыборной кампании вплоть до самого последнего момента, когда практически по всем каналам и СМИ было распространено заявление президента Абдельазиза Бутефлики, зачитанного от его имени, в котором он призвал «к высокой явке, необходимой для обеспечения стабильности в стране».

Трагикомичность ситуации состоит в том, что алжирцы, особенно молодые, с куда большим вниманием следили за предвыборной кампанией во Франции, куда продолжается, пусть и не в прежних объемах, отъезд алжирского населения.

Данная ситуация является весьма тревожным знаком для властей АНДР, поскольку подобная апатия к легальным политическим инструментам впоследствии, по мере дальнейшего ухудшения социально-экономического положения в стране может обернуться быстрым переходом к «несистемным» уличным акциям.

52.21MB | MySQL:103 | 0,705sec