Что в действительности говориться в резолюции ЮНЕСКО по Иерусалиму

Израильские СМИ, общественность, а также наиболее лояльные к государству зарубежные партнеры давно привыкли к тому, что организация ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) превратилась в одно из самых предвзятых учреждений в составе Объединенных наций, уступая лишь Совету по правам человека и Ближневосточному агентству ООН для помощи палестинским беженцам. Очередным поводом к новому витку напряженности в отношениях страны с международной структурой стала резолюция, одобренная ЮНЕСКО 2 мая 2017 г. Негативный информационный фон вокруг нее стал создаваться израильским внешнеполитическим ведомством с конца прошлого месяца. 28 апреля 2017 г. на странице МИД появился призыв к партнерам «прекратить политизацию» и голосовать против документа. Как отмечалось в комментарии: «предлагаемая резолюция не повлияет на нашу решимость действовать в Иерусалиме на благо всех жителей города. Однако это усугубит и без того снижающийся и теряющий актуальность статус ЮНЕСКО»[i].  Во многом атмосферу накалило и письмо американских сенаторов на имя генерального секретаря ООН А.Гутерриша. В нем, называя 3 упомянутые выше учреждения в составе ООН, Сенат призывает относиться к Израилю также как к другим государствам-членам Объединенных наций.

По понятным причинам с острой критикой израильские власти встретили сам документ, принятый при содействии двух важных партнеров в лице России и КНР, а также одного явного противника – Ирана. Премьер-министр страны Б.Нетаньяху назвал его «бредовым». Кроме того, на официальном уровне было решено наказать ООН финансово, продолжив сокращение средств, выделяемых в бюджет организации. На этот раз сумма израильского финансирования была сокращена на 1 млн долл.. В январе 2017 г. в результате принятия резолюции Совета Безопасности по вопросу поселений израильские власти заявили о планах снизить поступления в бюджет ООН на 6 млн долл., в марте 2017 г. в ответ на политику СПЧ было обещано урезать еще 2 млн долл. При этом общая сумма членских взносов государства составляет чуть более 11 млн долл.

Судя из публикации СМИ и заявлений израильских политиков, суть документа, одобренного ЮНЕСКО, предельно ясна: организация отрицает суверенитет государства над Иерусалимом и в очередной раз дискредитирует Израиль на международной арене. Впрочем, о чем действительно идет речь в тексте скандальной резолюции?  Документ, одобренный 22-мя голосами 2 мая 2017 г. включает в себя преамбулу и 4 части[ii]. В смысловом плане они касаются Иерусалима, сектора Газа, статуса двух святынь в Вифлееме и Хевроне, а также предлагаемых способов урегулирования проблемы. Наиболее объемным является, пожалуй, первый раздел, содержащий ссылки на принятые ранее 11 решений Исполнительного совета ЮНЕСКО и 7 решений Комитета всемирного наследия, а также призывающий прекратить раскопки на территории Восточного Иерусалима, назначить там постоянного представителя и допустить в Старый город экспертов ЮНЕСКО. Второй блок резолюции традиционно призывает снять блокаду Газы и усилить работу по восстановлению образовательных и культурных объектов. Наибольший интерес с точки зрения формулировок вызывает, пожалуй, третий раздел, где, несмотря на признание принадлежности Гробницы Патриархов и Гробницы Рахели «интегральной частью палестинских территорий» приводятся два названия: арабское и еврейское. Наконец, заключительная часть включает лишь рекомендацию о внесении аналогичного пункта в повестку дня 202-й сессии Исполнительного совета.

Таким образом, судя из текста, явно под влиянием государств, высказавшихся «против» или воздержавшихся на голосовании из него были исключены наиболее спорные формулировки, становившиеся предметом разногласий в прошлом. Кроме того, несколько раз подчеркивается значение упомянутых объектов для трех монотеистических религий. Неизменным осталось лишь типичное для таких резолюций объявление Израиля «оккупирующей силой». Как следствие, в отличие от более резких своих предшественников представленная резолюция вызывает недовольство Израиля, скорее, не сама по себе, а как очередная демонстрация недостаточной лояльности государств, на поддержку которых стране хотелось бы рассчитывать. На стороне ближневосточного партнера уже традиционно выступила Литва, к ней присоединились Германия, от которой на нынешнем этапе ожидали противоположной позиции, а также Украина. Последняя, находясь в стадии подготовки долгожданного визита в Иерусалим премьер-министра В.Гройсмана, вероятно, усвоила урок, извлеченный из опыта принятия декабрьской резолюции Совета Безопасности ООН № 2334. При этом документ поддержала Россия, в прошлом месяце сделавшая заявления о признании суверенитета Израиля над Западным Иерусалимом, а также Китай, с которым в последние месяцы государство ведет интенсивные переговоры на всех уровнях.

Стоит также отметить, что состоявшееся голосование, как и его аналоги в таких структурах как Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) давно перешло в статус «ритуальных». Подтверждением того служит единственная финальная рекомендация о внесении аналогичного пункта в повестку дня 202-й сессии Исполкома ЮНЕСКО. При этом в таком качестве данного рода документы рассматривают как инициаторы в лице арабских стран, пытающиеся таким способом спровоцировать противника, так и Израиль, вынужденный выступать с комментариями по столь нелицеприятным поводам. Однако в текущем году страна может похвастаться промежуточной дипломатической победой, заключающейся в том, что уровень поддержки резолюции стал рекордно низким. Из 58 членов Исполнительного совета, как говорилось выше, «за» проголосовали лишь 22. Для сравнения в прошлом году похожее антиизраильское решение поддержали 33 страны.

При этом весьма спорным остается вопрос о том, как завершится противостояние США и ООН по вопросу предвзятого отношения к Израилю. С одной стороны, Вашингтон на разных уровнях предпринимает шаги для изменения подходов к ближневосточному партнеру в рамках данной международной структуры, при этом периодически грозясь наказать Объединенные Нации финансово. С другой стороны, в 2013 г. за длительную невыплату членских взносов США, ставшую следствием протеста против принятия Палестины в ЮНЕСКО, страна уже лишилась права голоса в этом специализированном учреждении. Одновременно с этим поддержку потеряли инициированные американскими властями проекты, включая программы, касающиеся мемориализации Холокоста. В этой связи сложно предсказать, какая из сторон понесет больший урон. При этом важно не только то, что может остановиться работа на важных направлениях. В текущих международных реалиях, несмотря на устаревание методов работы международных организаций и их неспособности подстроится под негосударственных участников системы, полностью обойтись без такого рода объединений нельзя, поскольку они воспринимаются в качестве наиболее подходящей площадки для обсуждения и принятия решений, создающей иллюзию учета мнения большинства. Как следствие, неизбежно страдает тот, кто их покидает.

[i] Цит. по: UNESCO is expected to vote on another anti-Israel resolution // Israel Ministry of Foreign Affairs. 28.04.2017 URL: mfa.gov.il/MFA/PressRoom/2017/Pages/UNESCO-is-expected-to-vote-on-another-anti-Israel-resolution.aspx

[ii] Здесь и далее текст резолюции приводится по: Programme and External Relations Commission. Item 30: Occupied Palestine. 28.04.2017 // United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization. Executive Board. 201 EX/PX/DR 30.1

52.21MB | MySQL:103 | 0,507sec