Встреча президента США Д.Трампа и главы ПНА М.Аббаса: шансы на мирное урегулирование

3 мая 2017 в Вашингтоне состоялась встреча президента США Д.Трампа и главы Палестинской национальной администрации (ПНА) М.Аббаса. По ее итогам звучало много одобрительных отзывов, включающих возросшие ожидания американской администрации на заключение ближневосточного мира и надежду ПНА на понимание Вашингтоном нужд палестинцев. Однако, если не главным, то весьма символичным следствием переговоров стало удаление из сервиса микроблогов американского лидера твитта о том, что общение с М.Аббасом было «большой честью». В СМИ выдвигались различные идеи по поводу причин данного шага, от простой грамматической ошибки до опасений вызвать недовольство израильской стороны столь позитивным восприятием состоявшегося раунда общения. При этом, по некоторым данным, в ПНА восприняли удаление записи именно как недобрый знак, свидетельствующий о будущем ухудшении ситуации.

Возвращаясь к сути переговоров, хотелось бы отметить основные вопросы, вошедшие в повестку дня, а также итоги их обсуждения. Анализируя данные совместной пресс-конференции[i] двух лидеров, становится очевидным, что основной темой стал мирный процесс, успех в котором Д.Трамп явно хотел бы записать на свой политический счет подобно тому, как его предшественник принял участие в дипломатическом прорыве на иранском направлении и подписании беспрецедентного соглашения по американской военной помощи Израилю. В заявлении для прессы президент США сделал несколько важных акцентов. Во-первых, начал он с перечисления вех урегулирования, в которых принял личное участие М.Аббас. Впрочем, принимая во внимание дебаты по поводу слишком длительного исполнения палестинским лидером полномочий, данный компонент выступления воспринимается не без иронии. Вместе с тем обещание, что именно действующий глава ПНА получит возможность поставить свою подпись под финальным соглашением, позволяет ему надеяться, что он по-прежнему воспринимается в качестве наиболее удобного переговорщика от лица палестинцев из всех имеющихся. Учитывая процессы, происходящие сегодня в ХАМАСе и ФАТХе такая уверенность, равно как и демонстрация собственной значимости за счет переговоров с президентом США, для М.Аббаса весьма важны.

Во-вторых, Д.Трамп весьма уклончиво описал свое видение итогов урегулирования, в чем отчасти читалась попытка избежать повторения негативного опыта недавнего прошлого, когда его фактически обвинили в попытке вычеркнуть из мирного процесса одну из незыблемых основ. Характеризуя то, какими должны быть палестино-израильские отношения, президент США много говорил о необходимости обеспечить гарантии безопасности ближневосточного партнера и побороть терроризм. При этом, несмотря на неоднократное повторение М.Аббасом формулы создания «двух государств для двух народов», сам ее так и не произнес. Гораздо более подробно американский лидер остановился на роли США в заключении мира, отмечая, что страна готова стать посредником, модератором, арбитром, прилагая все усилия к достижению прогресса на указанном направлении. Более того, Д.Трамп озвучил и излюбленную Израилем концепцию, согласно которой урегулирование не может быть навязано извне.

В противоположность американскому контрпартнеру М.Аббас рассуждал о будущем урегулирования более развернуто. При этом он пытался предложить все возможные проекты, дабы упомянуть то, что может вызвать одобрение Вашингтона. Свидетельством этого может служить фраза о стремлении к «всеобъемлющему и справедливому миру, основанному на принципе двух государств для двух народов, что даст импульс Арабской мирной инициативе и другим инициативам, международным инициативам». Последнее, впрочем, с трудом вписывается в концепцию США. Более того, учитывая отношения страны с ООН, международные усилия на палестино-израильском треке Белый дом вряд ли поддержит. Таким способом М.Аббас, скорее, пытался продемонстрировать, что в случае недостаточной лояльности со стороны США поддержит предложения иных посредников. В этом контексте наиболее явным конкурентом Вашингтона вновь становится Москва. Как подчеркнул в ходе визита в США палестинский лидер, он был готов к прямым переговорам с главой израильского правительства под эгидой Кремля, которую затем Б.Нетаньяху избежал.

Таким образом, 3 мая 2017 г. в Вашингтоне Д.Трамп встретился, скорее, не с палестинским лидером, представляющим позицию одной из сторон конфликта, а с мирным процессом, которого нельзя достичь без присутствия представителя ПНА. Этим объясняется как весьма сдержанная реакция Израиля на первую встречу лидеров на высшем уровне, так и позиция, озвученная американским президентом в ходе переговоров. В ней звучало стремление максимально усилить свое участие в урегулировании, не гарантируя при этом исполнения роли «честного брокера», дополнительным свидетельством чего служит отсутствие упоминания о принципе «двух государств для двух народов». Впрочем, не все в американской стратегии относительно палестино-израильского конфликта пока ясно. В политике новой администрации четко выделяется настроенность на достижение мира. Благодаря уже состоявшимся переговорам, совершенным и запланированным визитам, включая предстоящую поездку Д.Трампа в регион, можно сделать предположение о круге участников и посредников. Единственным элементом, который не был обозначен, является то, каким образом американский президент и его команда попытаются примирить тех, чьи противоречия не могли быть решены на протяжении десятилетий. В этом Д.Трамп во многом напоминает представителей израильского правительства, неизменно обещающих новый способ борьбы с противниками, включая ХАМАС, который принесет безоговорочную победу. Как следствие, избранный Америкой подход рискует либо рано или поздно свестись к признанию принципа «двух государств для двух народов», чего ожидают многие эксперты в рамках предстоящей поездки Д.Трампа в Израиль, либо привести к тому, что палестинская сторона откажется от взаимодействия в предлагаемом формате.

В итоге, несмотря на видимый позитивный настрой, к состоявшейся встрече заинтересованные стороны отнеслись скептически. Понимая, что нельзя отбирать у международного сообщества надежду на мир, все согласились с тем, что она существует. При этом Израиль продолжил рассчитывать на перенос посольства из Тель-Авива в Иерусалим, предполагая, что именно эти планы скрываются за невниманием Д.Трампа к судьбе палестинской государственности. ПНА не изменила риторики в адрес Израиля, акцентируя внимание на поселенческой активности и ее незаконности с точки зрения международного права. Президент США создал иллюзию успеха, поверить в которую легче, чем воплотить.

[i] Здесь и далее материалы пресс-конференции приводятся по: Remarks by President Trump and President Abbas of the Palestinian Authority in Joint Statement // White House. 03.05.2017. URL: www.whitehouse.gov/the-press-office//2017/05/03/remarks-president-trump-and-president-abbas-palestinian-authority-joint

52.06MB | MySQL:103 | 0,473sec