Израиль: министерская комиссия по законодательству приняла «Закон о национальности»

В минувшее воскресенье израильская министерская комиссия по законодательству утвердила законопроект, ставший известным в Израиле под названием «Закон о национальности». Это стало первым практическим шагом к принятию упомянутого законопроекта Кнессетом, после чего он вступит в силу. Инициатором утверждения «закона о национальности» стал министр туризма Ярив Левин (Ликуд), исполняющий обязанности председателя министерской комиссии по законодательству.

В свое время упомянутый законопроект был выдвинут депутатом Ави Дихтером (Ликуд), занимавшим тогда пост председателя комиссии. Однако предложенный им «Закон о национальности» вызвал острейшие разногласия, в результате чего продвижение этого законопроекта оказалось замороженным на долгое время. Теперь министру Яриву Левину удалось провести в министерской комиссии соответствующее решение. Практически это означает, что министр юстиции Аелет Шакед («Еврейский дом») обязана будет в течение 60 дней представить это закон Кнессету в качестве правительственного законопроекта. Учитывая, что и сама министр юстиции, и практически все депутаты от правящей коалиции, а также некоторые депутаты от оппозиции поддерживают данный законопроект, можно ожидать, что он будет принят в качестве обязывающего закона в начале лета.

Суть закона проста: он фиксирует, что

  1. Государство Израиль является национальным государством еврейского народа.
  2. Иврит является официальным языком Государства Израиль, а арабский язык имеет в этом государстве «особый статус».
  3. город Иерусалим является столицей Государства Израиль.

В связи с принятием «закона о национальности» министерской комиссией по законодательству министр Ярив Левин сделал краткое заявление для журналистов: «Я решил положить конец бесконечным проволочкам и утвердить в министерской комиссии по законодательству «закон о национальности». Уже слишком долгое время пытаются обсуждать этот закон и принимать по поводу него решения – по поводу базового закона, который непонятно как не был законодательно закреплен до сих пор, а цель которого проста – зафиксировать статус Израиля в качестве государства еврейского народа. Сегодня закончился период ожидания. Этот законопроект будет продвигаться и будет подан в качестве правительственного еще до конца нынешней сессии Кнессета».

Казалось бы, тот факт, что Государство Израиля является национальным государством еврейского народа сам собой разумеется, и никакой специальный «закон о национальности» Израилю не нужен. Однако заявление министра Ярива Левина относительно того, что непонятно,  «как не был законодательно закреплен до сих пор» этот факт, явно риторично. В 1948 году, когда была провозглашена независимость Израиля, все подписавшие его Декларацию о Независимости были евреями – и сионисты – как левые, так и правые, и религиозные ультраортодоксы, и коммунисты. В стране шла война между двумя этническими общинами – евреями и арабами. Совсем незадолго до провозглашения независимости было неясно, как будет называться независимое еврейское государство, и его называли просто – «мединат га-егудим» («государство евреев»). В таких условиях вопроса о том, что речь идет именно о национальном государстве еврейского народа, просто не могло возникнуть.

Однако на семидесятом году независимости Государство Израиль ситуация выглядит иначе. Пятую часть граждан этого государства составляют арабы, в основном мусульмане, являющиеся в своем подавляющем большинстве потомками тех, кто во время Войны за Независимость воевал против еврейского государства и проиграл. Их политическое руководство настаивает на том, что Государство Израиль должно быть «государством всех его граждан», а не еврейским государством. И для арабов это вопрос принципиальный. Не случайно переговоры между Израилем и Палестинской национальной администрацией (ПНА) раз за разом заходят в тупик в частности из-за вопроса о признании палестинцами Израиля именно в качестве еврейского национального государства. Палестинское руководство отказывается это сделать, упрямо пытаясь взять своего рода реванш за проигранную войну 1947-1949 гг., добившись разделения исторической Эрец-Исраэль/Палестины на два государства – чисто арабское палестинское государство и безликое «государство всех его граждан», именуемое Государством Израиль.

Постсионистские и антисионистские идеи, получившие распространение среди определенной части еврейских левых привели к тому, что с такой позицией солидаризуется значительная часть сторонников представленной в Кнессете радикально левой партии МЕРЕЦ, возглавляемой депутатом Захавой Гальон. Поскольку МЕРЕЦ номинально продолжает считаться сионистской партией, ее лидеры не могут позволить себе публично выступить однозначно против признания Израиля национальным государством еврейского народа. Тем не менее, можно ожидать, что во время обсуждения «закона о национальности» в Кнессете МЕРЕЦ проголосует против, и ее доводы в связи с этим будут звучать в стиле «да, конечно, Израиль это еврейское государство, но…»

Что касается пункта закона, согласно которому государственным языком Израиля является иврит, а арабский язык имеет в нем «особый статус», то необходимо пояснить, что на сегодняшний момент в Израиле есть два официальных языка – иврит и арабский. На арабском дублируются государственные документы, арабы имеют право обращаться в государственные органы по-арабски, в основном по-арабски же ведется делопроизводство в мусульманских, друзских и христианских населенных пунктах. Надо полагать, что и после принятия «закона о национальности» ситуация не изменится. Речь идет всего лишь об изменении формулировки – арабский будет не вторым государственным языком, а языком, имеющим «особый статус». Смысл этой перемены – в декларации: государственным языком еврейского государства является иврит и только иврит.

То же самое можно сказать и о третьем пункте закона, согласно которому столицей Израиля является Иерусалим. Соответствующий закон уже был принят Кнессетом в 1980 году. Он гласит, что столицей Государства Израиль является весь Иерусалим. Уже тогда он имел в декларативный характер, поскольку еще в 1967 году, сразу же после Шестидневной войны Восточной Иерусалим был законодательно воссоединен с Западным Иерусалимом, который в свою очередь с точки зрения израильского закона стал столицей Израиля сразу же по окончанию Войны за Независимость в 1949 году (до этого временной столицей еврейского государства был Тель-Авив).

Можно было бы утверждать, что и утверждение министерской комиссией по законодательству «закона о национальности» и в целом было сугубо декларативно и никак не связано с реальной и актуальной политикой. Однако мы позволим себе сделать предположение о том, что оно отнюдь не было случайно и, более того, не является исключительной инициативой министра туризма Ярив Левина, не относящегося на этом этапе к числу наиболее влиятельных фигур в израильском правительстве. Сейчас в Израиле готовятся к визиту президента США Дональда Трампа, который должен состояться уже через две недели. Израильские СМИ полны комментариев по поводу того, что он попытается во время своего визита сдвинуть с места давно зашедшие в тупик переговоры между Израилем и ПНА. В этих условиях продвижение «закона о национальности» как нельзя более уместно. Оно неизбежно вызовет негодующие протесты со стороны лидеров ПНА, которые сорвут планируемые командой Дональда Трампа переговоры по израильско-палестинском урегулированию. Израилю не нужны эти переговоры, но он не хочет лишний раз говорить «нет» американскому президенту. И за него это сделают палестинские лидеры, которые, как уже было сказано, принципиально не согласны признать Израиль национальным государством еврейского народа.

52.19MB | MySQL:103 | 0,461sec