Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (1 – 7 мая 2017 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе были связаны с Сирией. 6 мая вступил в силу Меморандум о создании зон деэскалации в Сирии, подписанный Россией, Турцией и Ираном 4 мая в Астане.

В Астане 3-4 мая прошел очередной раунд межсирийских переговоров. В нем приняли участие делегации стран — гарантов перемирия в САР: России, Ирана и Турции, а также делегации правительства Сирии и сирийской вооруженной оппозиции. В качестве наблюдателей присутствовали спецпредставитель генсека ООН по Сирии С. де Мистура, делегации США и Иордании. Впервые повысился уровень представительства США — в Астану прибыл помощник госсекретаря по делам Ближнего Востока С. Джонс. В Астане Россия вышла с предложением о создании зон деэскалации в Сирии, которые, по мнению президента РФ В. Путина должны «привести к дальнейшему умиротворению и укреплению режима прекращения огня», но при этом «борьба с террористическими группировками на территории Сирии не прекратится». Ранее, 2 мая, президенты России и США В. Путин и Д. Трамп обсудили по телефону «перспективы координации действий в борьбе с международным терроризмом в контексте ситуации в Сирии». В частности, речь шла о закреплении режима прекращения боевых действий и создании зон безопасности в этой стране. Сирийская проблема была в центре внимания и на переговорах В. Путина с президентом Турции Р. Т. Эрдоганом 3 мая в Сочи.

4 мая в Астане Россия, Турция и Иран подписали Меморандум о создании зон деэскалации в Сирии. В них вошли четыре района: северная провинция Идлиб и некоторые части соседних провинций (Алеппо, Латакия и Хама), район к северу от Хомса, пригород Дамаска Восточная Гута и территории в южных провинциях Дераа и Эль-Кунейтра. В зонах деэскалации не разрешается использование боевой авиации. На их границах организуются зоны безопасности, где установят КПП для пропуска гражданских лиц и гуманитарной помощи и пункты мониторинга за режимом прекращения огня. Зоны деэскалации устанавливаются на полгода с возможностью продления. «Удалось согласовать Меморандум с 27 полевыми командирами отрядов, действующих непосредственно в зонах деэскалации». Меморандум позволяет в дальнейшем увеличить количество зон безопасности. Гаранты перемирия через 10 дней после подписания Меморандума образуют Совместную рабочую группу по деэскалации, которая будет заниматься, в том числе определением точных границ зон деэскалации и зон безопасности. К 27 мая должны быть подготовлены карты соответствующих районов. По всем инцидентам нарушений в зонах деэскалации «будут проводиться расследования, по результатам которых будет приниматься решение о мерах воздействия в отношении нарушителей не исключающее подавление огневыми средствами». В то же время механизм фиксации нарушений режима прекращения боевых действий в Сирии еще окончательно не прописан. «Некоторые технические, более нюансированные моменты потребуют, видимо, дополнительных договоренностей». Считается, что Меморандум позволит отделить оппозицию от террористов, и будет способствовать прекращению боевых действий в Сирии.

Делегация вооруженной оппозиции в Астане настаивала на том, что соглашение о перемирии должно распространяться на всю территорию Сирии, а также отвергла роль Ирана в качестве гаранта перемирия в стране.

В МО России считают, что «дальнейшее соблюдение режима прекращения боевых действий в большой степени будет зависеть непосредственно от тех формирований вооруженной оппозиции, которые находятся в зонах деэскалации, но и от террористических организаций, прежде всего «Джебхат ан-Нусры» (запрещена в РФ), присутствие которых на этих территориях достаточно значительно». По мнению МО РФ, установление зон деэскалации позволит правительственным войскам высвободить значительное количество сил. Российские ВКС продолжат оказывать поддержку ВС САР по уничтожению бандформирований «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ).

Подписание Меморандума было «поддержано всеми основными заинтересованными игроками: ООН, администрацией США, руководством Саудовской Аравии и другими странами». Сообщается, что «Москва и партнеры предоставили Вашингтону всю информацию по согласованному в Астане Меморандуму о зонах деэскалации в Сирии». Дамаск поддержал российскую инициативу по созданию зон деэскалации в САР. В то же время Меморандум получил неоднозначную оценку у различных фракций сирийской оппозиции.

Новый раунд «Астаны» по Сирии пройдет в середине июля.

Меморандум вступил в силу в ночь на 6 мая, а Россия еще с 1 мая прекратила применение авиации в Сирии в рамках этого документа. По поступающей информации, обстановка в Сирии после введения в действие Меморандума о создании зон деэскалации оценивается как в целом спокойная. Интенсивность боевых действий между сирийской вооруженной оппозицией и правительственными силами заметно снизилась.

В Пентагоне заявили, что авиация США и их партнеров по коалиции в Сирии намерена бомбить экстремистов повсюду, отметив, что зоны безопасности создаются на западе САР, в то время как США ведут операции в других районах. Начальник генштаба ВС РФ генерал В. Герасимов и глава Комитета начальников штабов ВС США генерал Дж. Данфорд 6 мая обсудили по телефону заключенное в Астане соглашение и подтвердили готовность полностью восстановить выполнение обязательств в рамках меморандума о безопасности полетов над Сирией и работать над дополнительными мерами для предотвращения конфликтных ситуаций.

Тем временем в различных районах Сирии продолжаются военные действия. Правительственные войска и союзные им силы наступали на позиции боевиков ИГ в провинции Хомс к востоку от Пальмиры, а также освободили от боевиков часть горного района Каламун на границе с Ливаном. В зоны деэскалации не включено предместье Дамаска Кабун, которое контролируется боевиками «Джабхат ан-Нусры». Операция против террористов в этом районе продолжились. На северо-востоке страны отряды преимущественно курдских «Сил демократической Сирии» вели бои с целью овладения городом Табка. Советник президента Турции И. Чевик заявил 4 мая о возможности «случайного» удара по силам спецназа США на севере Сирии.

3 мая в Сочи состоялась встреча президентов России и Турции В. Путина и Р. Т. Эрдогана. Ключевыми темами обсуждения стали двусторонние отношения и ситуация в Сирии. По словам В. Путина, Россия и Турция твердо настроены на укрепление многопланового сотрудничества. «Сейчас можно с уверенностью констатировать, что восстановительный период в российско-турецких связях завершен. Мы возвращаемся к нормальному партнерству взаимодействия», — отметил российский президент. Особое внимание два лидера уделили взаимодействию в экономической сфере, снятию ограничений и барьеров, мешающих расширению торговых и инвестиционных обменов. Обсуждались вопросы военно-технического сотрудничества. Постепенное восстановление внутриполитической ситуации в Турции создаст условия для поступательного развития отношений с Россией, считает В. Путин. Россия и Турция в ходе переговоров в Сочи договорились о снятии всех взаимных торговых ограничений, кроме запрета на импорт турецких томатов.

2 мая Р. Т. Эрдоган вступил в правящую в Турции Партию справедливости и развития (ПСР) после 33 месяцев беспартийного статуса. Возвращение президенту партийной принадлежности стало возможно благодаря принятым на референдуме 16 апреля поправкам в конституцию. Как ожидается, 21 мая на внеочередном конгрессе ПСР Эрдоган будет избран на пост председателя, который сейчас занимает глава правительства Б. Йылдырым.

Контролирующее сектор Газа радикальное исламистское палестинское движение ХАМАС обнародовало 1 мая новую политическую доктрину, из которой исключен пункт с призывом к уничтожению Израиля. Документ в новой редакции обнародовал в Дохе глава политбюро движения Х. Машааль. В частности, в своей новой доктрине ХАМАС поддерживает «идею создания палестинского государства в границах 1967 года» и право возвращения палестинских беженцев в свои дома, но без признания права Израиля на существование. При этом в документе нет существовавшего в старой редакции пункта с призывом к уничтожению еврейского государства. Кроме того, ХАМАС отмежевался от египетских «Братьев-мусульман», в тесных связях с которыми движение неоднократно обвинял Каир. Машааль также указал, что движение «не стремится к войне, а добивается освобождения палестинских земель и прекращения их оккупации». В документе отмечается, что противостояние Израилю носит политический, а не религиозный характер. Израиль скептически отнесся к новой доктрине ХАМАС, заявив, что радикалы «пытаются обмануть мир, но не достигнут цели».

3 мая в Вашингтоне прошли переговоры президента США Д. Трампа с палестинским лидером М. Аббасом. Трамп заявил о приверженности работать с представителями Израиля и Палестины для достижения мирного соглашения между двумя сторонами и начале процесса переговоров, которые могут привести к мирному соглашению между Израилем и палестинцами. Как видится, новая инициатива главы Белого дома вряд ли приведет к реальным подвижкам в деле палестино-израильского урегулирования.

6 мая руководителем политбюро ХАМАСа по итогам внутренних выборов избран И. Хания (1963 г. р.), бывший глава правительства этой группировки в секторе Газа, сменив на этом посту Х. Машааля.

4 мая очередные выборы депутатов Национальной народной ассамблеи (ННА, нижняя палата парламента) прошли в Алжире. Ожидаемую победу на них одержали Фронт национального освобождения (ФНО) и Национальное демократическое объединение (НДО), поддерживающие политику президента страны А. Бутефлики. Так, ФНО, лидером которого является Бутефлика, получил 164 мандата в ННА, которая насчитывает 462 депутата (в прошлом составе партия имела 208 мест). НДО получило 97 мест (в прошлом составе — 68). Исламистский «Союз во имя справедливости, возрождения и развития» завоевал 48 мест (в прошлом составе – 49). Остальные мандаты достались более мелким партиям, часть из которых поддерживает правящую коалицию.

Прямые переговоры между главой правительства национального согласия Ливии Ф. Сараджем и командующим Ливийской национальной армией маршалом Х. Хафтаром прошли 2 мая в Абу-Даби. Два политика договорились по ряду вопросов, в частности, о создании единого кабинета министров, выборах главы государства и нового парламента, начале формирования единых вооруженных сил. Отметим, что, учитывая сложности в отношениях между многочисленными противоборствующими ливийскими группировками, достигнутые договоренности вряд ли смогут быть реализованы на практике в полном объеме.

2 мая наследник наследного принца Саудовской Аравии М. Сальман Аль Сауд исключил возможность какого-либо диалога между Эр-Риядом и Тегераном, заявив: «Как мы можем достичь понимания с режимом, пропагандирующим экстремистскую идеологию и стремящимся доминировать в мусульманском мире?».

В преддверии визита в КСА президента США Д. Трампа Вашингтон ведет активную работу по подготовке контрактов на поставку Эр-Рияду вооружений на десятки миллиардов долларов. Так, обсуждаются поставки системы ПРО THAAD, программного обеспечения для осуществления управления и коммуникации на поле боя, а также различных типов боеприпасов, в том числе бомб с лазерным наведением. Также прорабатывается контракт на поставку четырех боевых кораблей на сумму порядка 11,5 млрд долларов.

Лидер Исламской партии Афганистана Г. Хекматиар после 20-летнего отсутствия прибыл 4 мая в Кабул. Возвращение одного из бывших предводителей вооруженной оппозиции в столицу стало возможным после подписания в 2016 г. мирного соглашения между возглавляемой им Исламской партии Афганистана и властями в Кабуле. На встрече с президентом страны А. Гани Г. Хекматиар заявил, что признает действующую конституцию Афганистана, однако высказался за внесение в нее поправок. Он назвал талибов братьями, но отметил, что продолжение конфликта с их участием является главной причиной присутствия иностранных войск на территории страны.

 

Приложение

 

 

О состоянии и перспективах развития вооруженных сил Катара

 

 

В последние годы руководство Катара уделяет возрастающее внимание вопросам укрепления национальных вооруженных сил, в первую очередь, их оснащению современными образцами вооружений. При этом речь не идет о значительном увеличении численности личного состава армии.

Вооруженные силы Катара (11,8 тыс. человек) состоят из сухопутных войск, ВВС и ВМС. По информации зарубежных источников, личный состав катарской армии примерно на 75% состоит из граждан других стран.

Военный бюджет в 2016 г. составил 4,404 млрд долларов (2,81% годового ВВП). Помимо армии в эмирате имеются войска безопасности (до 1200 человек), укомплектованные выходцами из наиболее воинственных племен инонационального происхождения – саудовских, йеменских, белуджских.

Верховным главнокомандующим ВС является эмир, сохраняющий за собой пост министра обороны. Ему подчинены начальник генштаба и командующие видами вооруженных сил. Главнокомандующим ВС является наследный принц. При эмире имеется Совет обороны, который занимается вопросами обеспечения безопасности государства, обороны, подготовки вооруженных сил.

Катарская конституция запрещает вести захватнические войны. Поэтому в декрете об объявлении войны эмир должен оговорить ее оборонительный характер.

Руководство эмирата отчетливо понимает уязвимость страны в случае внешней агрессии и невозможность самостоятельно защитить ее суверенитет и территориальную целостность. Исходя из этого, основной упор в вопросах обеспечения обороны делается на получение в случае необходимости гарантированной военной помощи от союзников, прежде всего от США, других стран Запада, а также союзников по ССАГПЗ.

К слабым сторонам ВС Катара следует отнести многотипность вооружения, что затрудняет его обслуживание и ремонт, слабое развитие ремонтной базы, сильная зависимость национальной армии от иностранных технических специалистов.

В планах военного строительства предусмотрено обновление парка бронетанковой техники и артиллерии, оснащение ВВС новыми типами боевых и военно-транспортных самолетов, увеличение числа вертолетов различных типов, значительное увеличение корабельного состава ВМС, но главное – принятие на вооружение системы ПРО THAAD (Terminal High-Altitude Air Defense), ЗРС «Пэтриот» и дальнобойных ракетных систем залпового огня HIMARS (High Mobility Artillery Rocket System).

Сухопутные войска (8,5 тыс. чел.) составляют основу ВС Катара. В их боевом составе имеется бронетанковая бригада, три механизированных бригады, полк эмирской гвардии и рота спецназа. Главная группировка войск размещена в районе столицы Дохи. На вооружении состоит 30 танков АМХ-30, 52 155-мм самоходных (СГ) и 12 буксируемых гаубиц, 45 минометов, 4 РСЗО, 149 ПТРК, 322 боевых бронированных машины. Катар начал реализацию программы модернизации сухопутных войск. В 2013г. с немецкой фирмой «Краус–Маффеи Вегман» подписан контракт на поставку 62 основных танков «Леопард-2А7» и уже поставлено 24 155-мм СГ PzH 2000. В США будет приобретено 500 ПТУР «Джавелин», ПЗРК «Стингер», 7 ракетных комплексов М142 HIMARS с универсальной системой управления огнем, 60 оперативно-тактических ракет ATACMS (Army Tactical Missile System), 360 управляемых ракет GMLRS (Guided Multiple Launch Rocket System, 60 контейнеров, по 6 ракет), а также сопутствующее оборудование и запчасти. США окажут содействие в подготовке катарских военнослужащих и материально-техническом обеспечении поставляемой техники. С Турцией в апреле 2017г. подписан контракт на поставку для армии, сил безопасности и полиции 1500 бронированных машин «Амазон» с усиленной противоминной защитой класса MRAP (Mine Resistant Ambush Protected). Кроме того, намечается улучшить систему управления войсками, связи и разведки.

ВВС насчитывают 1,5 тыс. человек. Боевая авиация представлена 12 многоцелевыми истребителями «Мираж» 2000-5. Военно-транспортная авиация имеет 12 самолетов (в том числе 4 стратегических транспортных самолета С-17А «Глоубмастер-III, заказано еще 4), а вертолетная — 14 боевых и более 40 транспортных машин. Подразделения ВВС базируются в основном на военно-воздушной базе Эль-Удэйд в 50 км от Дохи. В 2015 г. подписан контракт на закупку 24 французских истребителей «Рафаль» (18 одноместных и 6 двухместных). Первый истребитель должен прибыть в Катар в середине 2018г. В соглашение включен опцион на еще 12 машин. В 2016г. подписан контракт на поставку из США 24 ударных вертолетов AH-64E «Апач Гардиан». Первые машины должны прибыть к маю 2020г. В США также будут приобретены 3 самолета ДРЛО и У системы АВАКС. Со Швейцарией реализуется соглашение на закупку 24 учебно-тренировочных самолета РС-21.

В составе ВВС имеются подразделения ПВО, на вооружении которых состоят 9 ЗРК ближнего действия и более 40 ПЗРК. Катар участвует в американском проекте создания системы ПРО в зоне Персидского залива. США разместили в Катаре 2 батареи комплекса ПРО «Пэтриот» РАС-3 и намерены развернуть на территории эмирата мощный радар семейства AN/TPY-2. Сам Катар заказал в США 2 батареи комплекса ПРО THAAD с 250 противоракетами, 10 комплексов ПВО/ПРО «Пэтриот» РАС-3 с 778 противоракетами РАС-3 и 248 противоракетами MIM-104 GEM-T. Взаимодействие комплексов «Пэтриот» РАС-3 и THAAD позволит обеспечить более надежную защиту от ракет противника. Поставки должны быть закончены в 2019г. В 2017г. в США заказана РЛС раннего предупреждения для интеграции в систему ПВО/ПРО Катара. Работы должны быть завершены к концу июня 2021г.

ВМС насчитывают 1800 человек, включая Морскую полицию. Главная военно-морская база – Доха, пункт базирования – остров Халул. Основными задачами ВМС являются патрулирование и контроль прибрежных вод, защита портов и газовых месторождений в Персидском заливе. Корабельный состав представлен 20 боевыми катерами, в том числе семью ракетными, а береговая оборона — двумя батареями подвижного берегового ракетного комплекса «Экзосет» ММ40 (три счетверенных ПУ). В 2014г. с Турцией подписан контракт на постройку для ВМС страны в 2016-2018гг. 17 патрульных катеров. С Италией в 2016 году подписано соглашение на постройку 4 корветов, 2 ракетных катеров и десантного вертолетного корабля-дока/корабля материально-технического обеспечения.

Катар резко наращивает закупки за рубежом дорогостоящих современных вооружений и военной техники, и эта тенденция продолжает усиливаться. Так, если в 2008 -2011гг. эмират подписал контракты на приобретение продукции военного назначения на сумму 1,0 млрд долларов, то на период 2012-2018гг., оценочно, эта сумма должна составить примерно 6,2 млрд долларов.

Главным партнером Катара в сфере военного и военно-технического сотрудничества остаются США. На территории эмирата размещен передовой командный пункт Центрального командования ВС США, базируются самолеты боевой и военно-транспортной авиации. Всего на территории эмирата находятся примерно 8 тыс. американских военнослужащих. При содействии США в Катаре построены центр связи, склады боеприпасов и другие объекты. В катарской армии работают американские военные советники. Активно развиваются военные и военно-технические связи с Францией, Турцией, Италией, Германией, аравийскими монархиями, Иорданией и некоторыми другими странами.

Турция и Катар в 2014г. подписали соглашение о сотрудничестве в области обороны, которое предусматривает создание турецкой военной базы в эмирате, подготовку катарских военнослужащих, проведение совместных учений и т. д.

За последние годы Катар в различных формах активно участвует в военных конфликтах в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Так, в 2011г. эмират оказывал военную помощь ливийским «революционерам» в борьбе за свержение режима М. Каддафи, а катарские военнослужащие (спецназ) принимали участие в ливийской гражданской войне. В настоящее время Катар активно поддерживает исламистские силы в Ливии. С 2014 г. Катар является участником международной коалиции во главе с США по борьбе с «Исламским государством» (ИГ, запрещено в России) в Ираке и Сирии. Самолеты катарских ВВС периодически участвуют в налетах на объекты ИГ в САР. Катар также активно помогает, в том числе поставками оружия и подготовкой боевиков, экстремистским исламистским вооруженным формированиям, ведущим борьбу за свержение режима президента САР Б. Асада. В 2015 г. Катар присоединился к возглавляемой Саудовской Аравией коалиции, которая воюет с повстанцами-хоуситами и сторонниками бывшего президента А. А. Салеха в Йемене. Эмират направил в Йемен механизированную боевую группу (1000 военнослужащих) и 4 истребителя «Мираж-2000».

52.29MB | MySQL:103 | 0,464sec