Обзор доклада британского парламента «Ближний Восток: время нового реализма»

Парламент Великобритании призывает правительство дистанцироваться от «непредсказуемой» политики Трампа на Ближнем Востоке. Правительству Великобритании было настоятельно предложено разработать новый подход для ведения политики на Ближнем Востоке и дистанцироваться от политики США проводимой президентом Дональдом Трампом. В докладе, названном «Ближний Восток: время нового реализма»[1], содержится призыв к серьёзному пересмотру политики Великобритании на Ближнем Востоке в период политической неопределённости, возникшей между Великобританией и США. Доклад был опубликован 2 мая 2017 года комитетом Палаты лордов (верхней палаты парламента Великобритании). Лорды сообщают о создании новых союзов в ближневосточном регионе, критике подходов к проблеме Сирии, «арабской весны» и продаже оружия в Саудовскую Аравию.

2 мая 2017 года министр иностранных дел Борис Джонсон выступил в Совете Безопасности ООН в Нью-Йорке со следующим заявлением: «Великобритания должна коренным образом пересмотреть свой подход к проблеме ближневосточного региона и потенциально дистанцироваться от «непредсказуемого» руководства Дональда Трампа»[2]. В докладе комитета по международным отношениям было изложено, что политика США под руководством Д.Трампа не была конструктивной и представляла собой вызов внешней политике Соединённого Королевства.

Призывая Великобританию к созданию новых альянсов в регионе Персидского залива, комитет международных отношений Палаты лордов, называет британскую политику в Сирии «путаницей и беспорядком»  и предлагают уменьшить поставку боеприпасов в Иран и в Саудовскую Аравию.

В своих конкретных рекомендациях в докладе говорится, что Борис Джонсон должен поддержать ядерную сделку с Ираном, которой недовольна администрация Д.Трампа, и признать Палестину в качестве главного государства для ускорения израильско-палестинского мирного процесса.  Комитет отмечает, что перспективы мирного процесса в прошлом году «значительно ослабли» в результате позиций, занятых США и Израилем. В докладе приводятся аргументы двусмысленности администрации Д.Трампа, планы перевода американского посольства из Тель-Авива в Иерусалим, и назначение Дэвида Фридмана, защитника еврейских поселенцев, на должность посла. Это также указывает на «проблемную» политику Израиля и увеличение строительства еврейских поселений при премьер-министре Биньямине Нетаньяху, которая ставит под угрозу целостность потенциального палестинского государства.

В докладе говорится, что правительство Соединённого Королевства не продемонстрировало «прочности» в подходе к таким действиям со стороны Израиля, что ослабило свою поддержку дипломатических усилий ЕС по содействию новому мирному процессу под руководством Франции.

Бывший министр кабинета консерваторов Лорд Хауэлл полагает, что «политика США в ближневосточном регионе – «дикая карта» и отмечает, что Великобритания должна идти своим собственным политическим путём»[3].

Правительство, как говорится в докладе, чрезмерно полагалось на саудовские заверения относительно того, как оно использует британское оружие в войне в Йемене, заявив, что эта уверенность «не является адекватным способом выполнения обязательств Соединённого Королевства по договору о торговле оружием». В докладе содержится призыв к приостановке некоторых продаж оружия, если саудовцам не удастся быть более прозрачными в отношении использования британского оружия, а также к полному пересмотру правительством вопроса о том, кто принимает решения в отношении лицензий на экспорт оружия.

Комитет отметил, что британское оружие неоднократно использовалось Саудовской Аравией и ее союзниками против гражданских лиц в йеменском конфликте.

 

Предложения доклада «Ближний Восток: время нового реализма»

В докладе говорится, что британская политика «в нынешнем виде не всегда приспосабливается к новым условиям» и что для обеспечения сохранения «критических интересов» Великобритании в регионе Ближнего Востока. Среди предположений можно отметить центральную роль внешних государств, таких как США, Китай и Россия, а также трансформацию традиционных государственных границ ближневосточного региона, «нарисованных столетие назад», которые теперь раздроблены и ослаблены. В докладе делается вывод о том, что «стратегическое значение Ближнего Востока» всё чаще определяется с точки зрения «глобальных угроз безопасности», перемещения населения из таких стран, как Сирия, Ирак и Йемен, а также «распространение терроризма и сектантского насилия».

 

«Арабская весна»

В докладе указывается, что Египет в настоящее время переживает экономические кризисы и воинственные мятежи, что служит иллюстрацией трудности «примирения политики Великобритании в области продвижения демократии объединения её с авторитарными структурами власти».

Цитируя Нила Кромптона, директора отдела Ближнего Востока и Северной Африки Министерства иностранных дел и по делам Содружества, комитет признаёт, что многие из неблагоприятных социальных и экономических условий, которые привели к возникновению «арабской весны», остаются, и что «они действительно не были учтены ни одним из правительств в регионе».

 

Сирия

Комитет Палаты лордов одобрил недавний американский ракетный удар по сирийской авиабазе как «оправданный и соразмерный» в ответ на применение химического оружия в Хан Шейхуне в провинции Идлиб. В докладе не пропагандируется конкретная позиция по вопросу о разрешении гражданской войны, а говорится, что «противоречия в международной политике» в отношении президента Сирии Б.Асада безотлагательно «необходимо пересмотреть» в ближайшее время. Великобритания должна взять на себя обязательства по достижению «согласованного решения». В широком смысле в докладе говорится, что военное вмешательство в Сирию «может быть неизбежным, когда вся дипломатия и дискурс отвергаются». Однако в докладе рекомендуется, чтобы «интеллектуальные, дипломатические и мягкие энергетические ресурсы Великобритании были использованы в полной мере», как  централизованно, так и децентрализовано.

 

 Региональная власть

Согласно докладу Ирак, Бахрейн, Йемен и Сирия дестабилизированы «борьбой за региональную гегемонию между Ираном и Саудовской Аравией». Поддержка Тегераном шиитского ополчения в Ираке и его прямое вмешательство в Сирию, а также поддержка его сторонников в Йемене противоречат собственной поддержке «салафитских джихадистских ополчений» в Сирии. Комитет признает, что этот конфликт, разыгрываемый на региональном уровне, носит в основном политический характер и что «интересы международного сообщества плохо себя проявляют в этом соперничестве».

На данный момент Великобритания «не может полагаться только на своих традиционных союзников», но соглашается с тем, что ей придется поддерживать «продуктивные» отношения с региональными державами, несмотря на «озабоченность по поводу своего внутреннего политического курса». Следует разработать modus vivendi, который предотвратит эскалацию соперничества между Саудовской Аравией и Ираном.

 

Экспорт военной продукции

Торговля товарами и услугами между Великобританией и странами Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива в 2015 году оценивалась в 18,9 млрд фунтов стерлингов. Значительная часть этого рынка приходится на экспорт вооружений, в 2015 году экспорт военной продукции Соединённого Королевства на Ближний Восток составил более 60% британского военного экспорта в размере 7,7 млрд долл. США.

В докладе комитета признаются сложности, связанные с связями в сфере безопасности и гуманитарной ответственностью Великобритании, «обязательствами по международному праву» по экспорту военной продукции в Саудовскую Аравию.

[1] The Middle East Time for New Realism. Electronic recourse: https://www.publications.parliament.uk/pa/ld201617/ldselect/ldintrel/159/159.pdf

[2] UK warned it needs new Middle East policy that does not rely on Trump. Electronic recourse: https://www.theguardian.com/politics/2017/may/02/uk-warned-needs-new-middle-east-policy-not-rely-donald-trump

[3] Summary of House of Lords Report, The Middle East: Time for New Realism. Electronic resource: http://www.caabu.org/news/news/summary-house-lords-report-middle-east-time-new-realism

 

52.32MB | MySQL:106 | 2,224sec