Саудовская Аравия-Мальдивы- КНР: новый треугольник сотрудничества

Как известно Король Саудовской Аравии планировал совершить официальный визит в Мальдивскую Республику (МР) в рамках своего азиатского турне, однако сообщения об эпидемии простудных заболеваний в островном государстве привели к отмене визита. Несостоявшийся визит должен был стать историческим поскольку король Сальман  и президент МР Абдулла Ямин планировали подписать крупнейшее инвестиционное соглашение в истории официального Мале, суть которого состоит в продаже КСА одного из 26 атоллов МР.

С целью развития ресурсной составляющей  в китайско-саудовских отношениях официальный Эр-Рияд сделал очень заманчивое предложение. Саудовская сторона выделяет около более 10 млрд долл. США на строительство нового глубоководного океанского порта на основе атолла Фаафу (англ. Название North Male), входящего в состав Мальдивского архипелага, который будет использоваться для обеспечения транспортировки саудовской нефти в КНР. В настоящее время на данном атолле проживает около 4900 человек.

Первая информация о возможности приобретения КСА атолла Фаафу появилась еще в 2014 г. после того, как принц Мухаммед бен Сальман арендовал три курортных гостиницы для 1000 гостей. В течение недели аэропорт «Велана» столицы Мальдивской Республики – Мале работал на пределе возможностей из-за огромного количества частных самолетов, которые доставляли гостей и приглашенных артистов. Вероятно саудовский принц суммировал все проблемы, которые возникли в ходе мероприятия и способствовал началу переговоров о приобретении атолла и модернизации инфраструктуры аэропорта Мале.

По информации Мухаммеда Малии Джамала – члена Совета по экономики и делам молодежи при президенте Мальдивской Республики, уже через год (в 2015 г.) после указанных событий А.Ямин обсуждал с королем Саудовской Аравии возможность продажи одного из атоллов в ходе подписания меморандума о взаимопонимании между КСА и Мальдивской Республикой.

Следует отметить, что по результатам второго визита президента Мальдивской Республики в феврале 2016 г в Эр-Рияд было подписано несколько соглашений о выделении  целевых займов. Так саудовский Фонд развития выделил официальному Мале 150 млн долл. США для закрытия долгов по предыдущим займам, 100 млн долл. США на строительство нового пассажирского терминала в столичном аэропорту «Велана».  Фактически указанная сумма представляет собой оплату за работу саудовской группы компаний «Бен Ладен», строители которой реализуют данный проект.

Кроме вышеперечисленных сумм саудовская сторона выделила 80 млн долл. США для реализации инфраструктурного проекта на атолле Хулхумале, 50 млн долл. США на строительство новых объектов для ВС МР и 20 млн долл. США для поддержания объема доступной ликвидности в банковском секторе Мальдив.

Следует отметить, что отдельным траншем будет выделен 1  млн долл. США на анализ обстановки и оценку перспектив проекта по строительству морского порта, грузового терминала и жилого комплекса на атолле Фаафу. Указанная сумма необходима для моделирования обстановки в рыболовной отрасли Мальдив, на которую однозначно окажут влияние строительные работы и большое количество судов и строителей. Западные специалисты отмечают, что даже при соблюдении существующих норм экологической безопасности будет неизбежно оказано пагубное влияние на рифовую флору и фауну Мальдив.

Конечно, данный объект морской транспортной инфраструктуры, который построят китайские строители на саудовские деньги, может быть использован в военных целях, что чрезвычайно беспокоит Нью-Дели. Причина волнения военно-политического руководства Индии довольно проста – расстояние до индийского побережья всего 627,5 км, а до Шри-Ланки – 766 км соответственно.

По информации западных СМИ, президент Мальдивской Республики А.Ямин отрицает возможность сделки о передачи островной территории в пользование иностранного государства, однако  как отмечают западные эксперты именно глава МР еще в 2015 г. внес поправки в Конституцию государства, согласно которых иностранцам разрешено приобретать движимое и недвижимое имущество на островах МР.

По данным из индийских источников, саудовское руководство практически решило вопрос с официальным Мале о выкупе острова, поскольку Эр-Рияд обладает исключительным влиянием на внешнюю политику и экономику маленького островного государства в Индийском океане. По данным СМИ КНР, после разрыва дипломатических отношений между Эр-Риядом и Тегераном официальный Мале также принял решение о разрыве дипотношений с Исламской Республикой Иран, которые были установлены 41 год назад.

Также по подсказке из КСА руководство МР приняло решение о выходе из состава Британского содружества по причине несправедливого и неравного отношения со стороны других участников этой организации, основная цель которой – политическое и экономическое сотрудничество.

Кроме того, необходимо учитывать, что более 70% населения Мальдивской Республики исповедуют ваххабизм, а саудовская сторона регулярно выделяет бесплатные стипендии на обучение 300 граждан Мальдив в медресе, расположенных на территории КСА. Известно, что саудовская сторона ежегодно передает около 17000 учебников по арабскому языку для учащихся средних школ.

Также официальный Эр-Рияд направляет учителей для работы в мальдивских школах.  С учетом перечисленных усилий саудовской стороны по обучению мальдивской молодежи и строительству новых мечетей, индийские специалисты опасаются, что радикальные идеи ваххабитского течения в исламе не будут способствовать укреплению безопасности в регионе.

Как отмечают западные специалисты распространение идей радикального ислама среди жителей Мальдивской Республики стало возможным именно благодаря мощной финансовой поддержки программы расширения зоны влияния Исламского университета королевства, а также благодаря большим объемам инвестиций в развитие Мальдив. Так, саудовские и китайские компании совместно инвестировали уже около 300 млн долл. США в модернизацию аэропорта Мале и строительство внеклассного моста, который соединяет аэропорт и столицу республики.

Следует отметить, что высокая вероятность появления нового китайского порта, а соответственно и новой военно-морской базы ВМС НОАК в Индийском океане является неприятным сюрпризом и для США, которые являются стратегическим партнерами КСА в регионе. Китайские политологи считают, что в современных условиях китайский нефтяной рынок более важен для производителей «черного золота» с Аравийского полуострова, чем американский рынок углеводородного сырья с учетом растущего потребления нефти и нефтепродуктов в КНР, в том числе и в военном секторе.

Однако, как отмечают специалисты отдела Ближнего Востока Шанхайского научно-исследовательского института проблем международных отношений КНР, для Эр-Рияда более важно сохранить долю на китайском нефтяном рынке, которая стала уменьшаться после реализации российско-китайского проекта в рамках строительства трубопроводной магистрали «Восточная Сибирь — Тихий Океан».

В целом, внешнеэкономическая политика саудовского руководства сводится к тому, чтобы за счет инвестиций в зарубежные проекты расширить зону своего присутствия/влияния, в том числе и военного. Следует отметить, что китайские политологи достаточно настороженно относятся к саудовской инициативе по строительству порта на Мальдивах поскольку резкий старт подобного проекта может серьезно осложнить социальную ситуацию в островном государстве. К тому же бывший президент Мальдив Мухаммед Нашид хоть и находится в Великобритании (предоставлено политическое убежище), однако благодаря современным информационным технологиям подогревает обстановку в республике и всячески агитирует граждан противодействовать продаже островных территорий иностранным государствам.

52.25MB | MySQL:103 | 0,641sec